Макеевский рабочий | Неслабый пол, или Кто такие горнячки?


Неслабый пол, или Кто такие горнячки?

06.09.2013
<< >> 

«Маша тихо плачет,

Только слёзы пряча,

Вдавливает грудью в недра молоток.

Ведь нельзя иначе,

Год идёт горячий -

Фронту очень нужен этот уголёк»

Эти строки - из поэмы Николая Хапланова “Горнячки”, в которой автор отобразил труд тысяч женщин, заменивших в шахтных забоях ушедших на фронт отцов, мужей и братьев… Это сегодня мы привыкли считать, что шахтёр - тяжелая мужская профессия. Но не стоит забывать, каков вклад “слабого” пола в горное дело.

Ежедневный подвиг под землей совершали в забое наши земляки в годы Великой Отечественной войны. Первую женскую бригаду собрала Мария Гришутина. Это было в 1943 году на шахте №19-20. Враг только-только был выбит из Горловки. Мария Гришутина практически повторила рекорд Алексея Стаханова. Она начала с полутора норм и закончила 12-тью! Но знаменитый горняк работал отбойным молотком и за ним крепили трое рабочих, а Мария - кайлом, а помогал ей лишь отец-инвалид.

За три года работы бригада Марии Гришутиной дала фронту 55 эшелонов угля, который так нужен был для Победы!

В декабре 1943 года Мария Гришутина обратилась к другим женщинам и девушкам Донбасса, призвав их оказать посильную помощь фронту. Её призыв был услышан. В Донбассе было создано 20 женских бригад, которые добывали уголь, еще и соревнуясь при этом между собой.

Прославилась горнячка и на фронте: её земляк-танкист прикрепил вырезку из газеты, в которой говорилось о Марии Гришутиной, на башню своего танка, а на собрании было постановлено: “Бить проклятого врага так, как крушит угольный пласт Мария Гришутина!”

Нередко сталкивались женщины-шахтёры с опасностью. Сама Мария едва не погибла, когда вместе со своей бригадой попала под завал и провела под землёй трое суток! О том, что они живы, девушки давали знать, стуча обушками, и спустя три дня их спасли.

Но как бы сложна и опасна ни была работа в шахте, ничто не могло остановить храбрых девушек, и все свои силы они бросали на помощь фронту. Вспыхивали новые имена: Мария Пекова, выполнившая норму на 170%, Мария Липинская, забойщицы Новойдарская и Ломакина…

Тяжкий, непосильный труд, который и мужчине-то не каждому дастся, но женщины сумели, выстояли. Смогли. И не только в годы войны.

Мужчины стали возвращаться на шахты только к началу пятидесятых годов, а восстанавливали угольные предприятия горнячки. Не верили в это за границей. О том, что “Донбасс потерян...”, а “...на его восстановление понадобятся десятилетия”, писала “Нью-Йорк Таймс”, но уже в 1945 году наши шахты производили угля больше, чем где-либо в СССР, а к 1947-му и вовсе был превзойдён довоенный уровень производства.

По некоторым подсчётам, в послевоенный период на шахтах Донбасса трудилось около 200 тысяч женщин, и имена многих из них знал весь Советский Союз.

Знали и бабу Дусю - спасительницу Никиты Хрущёва. Она тоже трудилась в шахте с раннего детства - с 11 лет и однажды, во время рейда белогвардейцев, спрятала у себя в сарае революционеров - Хрущёва и Метеленко, которых той же ночью  шахтными выработками увела в степь.

После более чем семидесяти лет шахтёрского стажа Евдокия Королева вышла на пенсию. Умерла легендарная горнячка, добывшая не один эшелон угля и поднявшая не одну шахту, в 1981 году в возрасте 102 лет!

И кто после этого рискнет поспорить с тем, что Донбасс – край героев?

Александр СЕРОВ, краевед 



Загрузка...


Больше новостей читайте в печатной версии "Макеевского рабочего".

Газета выходит раз в неделю по пятницам.

Купить газету можно в киосках "Союзпечать", а также выписать в редакции.

Стоимость подписки на месяц (с программой ТВ) - 12,40 грн. или 25 рублей.