Макеевский рабочий | БРАТ ПОЭТА


БРАТ ПОЭТА

06.11.2013
<< >> 

Виктор Яковлевич Крачковский. Мы познакомились с ним по телефону. Причина была довольно веская. На свое имя я получил увесистую бандероль с его воспоминаниями о родном брате по матери, известном в Украине поэте Владимире Булаенко, погибшем в Великую Отечественную войну при освобождении Латвии от немецко-фашистских оккупантов. Его строки были такими трогательными и откровенными, что я прочитал их на одном дыхании и набрал указанный в конце номер мобильного телефона.
- Да, это Виктор Яковлевич, брат Владимира Булаенко, -  приятным голосом ответил мужчина. – Будем знакомы. Вы получили мои откровения? Мне посоветовали обратиться к вам в редакции «Ветеран Донбасса». Мы побеседовали, и вскоре в газете появился материал о его необыкновенно талантливом брате Владимире Булаенко. Затем мы познакомили читателей с его светлым поэтическим творчеством. Каждую публикацию Виктор Яковлевич воспринимал с душевным трепетом. Мы познакомились поближе. Его любовь к брату, память, которую он бережет, оказались безмерными и заслуживают восхищения. Гибель Володи для него и матери стали трагедией на всю жизнь. Он и теперь, при воспоминании о брате, часто хватается за сердце. А ведь с того страшного дня прошло уже больше 70 лет.

Дружба с родником детства
Несмотря на свой уже немолодой возраст, такого преданного в дружбе человека, как Виктор Яковлевич, я встретил впервые. Почти всю свою сознательную жизнь он посвятил поиску материалов о своем брате.
- Володя был старше меня, - вспоминает Виктор Яковлевич, - но мы всегда находили с ним общий язык. Сказать, что я любил его, значит, ничего не сказать. Я его боготворил. Много свободного времени проводили вместе. Жили мы в  селе, в живописных Сорокодубах  (Хмельницкая область). Природа у нас – сущий рай, красота неописуемая: и зеркальная речка вблизи, и луга, и леса, и поля волшебные. Мы росли и впитывали в себя все это богатство. Володя учился в школе только на отлично. Уже тогда он начал писать стихи. У него это здорово получалось. Он читал их мне, а я слушал как завороженный. То были незабываемые минуты моей жизни. Я во всем старался быть похожим на своего брата. Правда, стихи не писал, но в школе тоже учился прилежно.
Детство – веселая и радостная пора, но, как и все хорошее, оно быстро проходит. Ты взрослеешь, и тебе приходится выбирать в жизни свой путь. Володя закончил с отличием школу и поступил в Днепропетровский государственный университет, а Виктор остался в селе, больно переживая расставание с родным человеком. Правда, они часто писали друг другу письма, в которых делились сокровенными мыслями. Так, Виктор узнал, что  Володя дружит с красивой девушкой Верой, что она из Макеевки, а в Запорожской области у нее есть две младшие сестры. Когда в конверте оказывались стихи брата, он заучивал их наизусть и с  волнением читал матери. Он радовался, когда Володя стал работать учителем в селе Чапаевка Запорожской области. Все, как говорится, было чин-чином и шло своим чередом. Но тут вдруг как гром с ясного неба – война. На Восток двинулись вооруженные до зубов армии фашистских оккупантов. На фронт, защищать родную землю, шли все мужчины, умеющие держать оружие в руках. Добровольцем ушел и Володя, хотя и мог остаться в Чапаевке. Оставил знакомой учительнице вещи, в том числе альбом с фотографиями, две толстых тетради стихов и роман в рукописи, попросив отослать их родным. Ту посылку родные получили, но почему-то без альбома и тетрадей со стихами.


Привела в Макеевку судьба
На фронте Владимир сражался, как мог. Ему хотелось, чтобы как можно быстрее закончилась война, уносящая жизни миллионов людей, обрекающая остальных на пытки  и страдания, чтобы можно было возвратиться к мирной созидательной жизни. Он приближал победу, проявляя мужество и отвагу. А еще писал патриотические стихи, поднимающие боевой дух солдат и офицеров. Он шел к победе и это отобразил в своем стихотворении:
Йдемо крізь ніч.
Останній вогник погас,
Як зманлива надія поета.
Якщо вмрем, на могилах у нас
Виростут прапори і багнети.

Он шел к победе, но смерть остановила его в бою на латвийской земле. Когда убитая горем мать обняла Виктора и сказала: «Нема нашого Сонечка (так в семье называли Володю)», - он по-мужски заплакал. Потерю брата переживал так, что слег в постель. Встав на ноги, почувствовал себя настоящим мужчиной, готовым к любым испытаниям. После освобождения Сорокодубов парня призвали в армию и направили в полковое училище, в котором готовили младших сержантов. После учебы его должны были направить на фронт, но пришла долго-жданная Победа. Правда, в одном бою ему все-таки пришлось участвовать. Случилось это в глухом лесу за селом Баранья Лошановка под Шепетовкой.
- Мы охраняли пилораму и резали там доску, - вспоминает Виктор Яковлевич. -  На рассвете на нас напали бандеровцы. Двое бойцов, Сапожников и Хворостовой, погибли. Командир старший лейтенант Панин был ранен. Атаку мы отбили и не дали взорвать пилораму.
Затем он проходил службу в минометной части. Там закончил курсы щоферов и стал водителем. Был направлен в Иран, а закончил службу на Кавказе. В конце ноября 1951 года его уволили в запас и он возвратился домой. Там ему предложили должность водителя в колхозе. Правда, для этого хотели уволить российского парня Николая. Чужой нам не нужен,  сказали. У Николая было двое детей. Виктор ответил, что на такую подлость не пойдет, и вскоре уехал в Донбасс, к сестре Веры Любе. Девушка очень обрадовалась. Она давно питала к Виктору высокие чувства. Зимой 1952 года они поженились. У Любы был домик  на Гвардейке рядом с Пастуховкой. Там и поселились. С работой у Виктора проблем не было. Устроился на Красногвардейскую автобазу водителем. В коллективе приняли его тепло. Парень зарекомендовал себя с наилучшей стороны. Свой автомобиль содержал в отличном состоянии и добросовестно выполнял порученные задания. На предприятии за-служил уважение и почет. Люба подарила ему сына. В честь брата назвали его Владимиром. Воспитали. Дали высшее образование. Он – кандидат экономических наук, работает преподавателем в Донецком государственном университете. Любы уже нет рядом...


Годы поисков и борьбы за честное имя брата
В личной жизни у Виктора все было благополучно. Любимая жена, работа по душе, уважение товарищей – что еще надо? Правда, не давали покоя думы о брате. Хотелось отыскать его творческое наследие. А тут еще завистливый односельчанин Кухарук написал донос на погибшего поэта. В КГБ тогда разбираться не стали и честное имя брата было опорочено. Они с матерью больно переживали этот удар. Все, что было сделано до этого, пошло прахом. А ведь Владимир Булаенко уже был признан талантливым поэтом. Его посмертно приняли в Союз писателей Украины. Увидели свет его небольшие поэтические сборники. Много для этого сделала известная поэтесса Лина Костенко и другие писатели Украины, но даже эта посмертная слава вы-звала зависть. И все мгновенно было перечеркнуто. Мать не выдержала подлого удара, а Виктор решил бороться за восстановление честного имени брата. Писал письма в разные инстанции, поэтам и писателям и был просто счастлив, когда добился своего. В этом опять же ему большую помощь оказали Лина Костенко, Владимир Буряк, Николай Федорец и другие писатели. Благодаря общим усилиям доброе имя Владимира Булаенко в 1991 году было восстановлено, а Виктор продолжил поиски пропавших произведений брата. Он не раз ездил в Чапаевку, встречался там с людьми, знавшими Владимира, отыскал адрес учительницы Марии Хоменко, которой поэт оставил свои произведения. Она жила в Кемеровской области. Написал ей письмо, но вразумительного ответа от нее не получил. Бесценные произведения брата пропали навсегда. А те стихи, что дошли до нас, Виктор Яковлевич все до единого знает наизусть. Дословно. Любую описку или ошибку, допущенные при их публикации, он старательно исправляет, свято храня память о брате. В этом до последних дней своей жизни его поддерживала жена.
Виктор Яковлевич уже давно на заслуженном отдыхе. На Красногвардейской автобазе проработал 39 лет. Несмотря на свой преклонный возраст, не сидит сложа руки. По хозяйству сыну и невестке, с которыми живет вместе, в меру своих сил помогает. Воспитанием внуков Николая и Натальи занимается. В совете ветеранов Червоногвардейского района он свой человек. В сентябре снова побывал в селе Чапаевка и присутствовал на открытии мемориальной доски Владимиру Булаенко в школе, где тот учительствовал до ухода на фронт. Приехал оттуда радостным и помолодевшим.  Его брата помнят. И не только в родном селе Сорокодубах. В газетах публикуются его стихи. О нем пишут статьи, а это то, о чем он мечтал всю свою жизнь. «Я прийшов до тебе, брате», - сказал он на открытии мемориальной доски в школе села Чапаевка. И многие присутствующие тогда на митинге заплакали.



Загрузка...