Макеевский рабочий | Перспективы угля: в чьих руках шахтам будет лучше?


Перспективы угля: в чьих руках шахтам будет лучше?

22.01.2014
>> 

Способна ли приватизация шахт спасти угольную отрасль от распада и вывести на качественно новый уровень работы? Дискуссии на эту тему ведутся давно и в самых разных плоскостях. По данным департамента развития базовых отраслей промышленности Донецкой облгосадминистрации, сегодня в Донецкой области находится  99 шахт, из которых 52 – в государственном управлении, 47 шахт имеют негосударственную форму собственности. Постановлением Кабинета министров утвержден перечень шахт, запланированных к приватизации. С учетом изменений, внесенных в июне 2013 года, был сформирован список 58 государственных шахт и шахтоуправлений, намеченных к приватизации по всей Украине. Из них по Донецкой области - порядка 29.
Какие перспективы у горнодобывающих предприятий при условии, что они перейдут в частные руки, и насколько высока вероятность того, что это произойдет уже в ближайшее время? Размышлениями на эту тему поделились эксперты в угольной отрасли на состоявшейся в Донецком пресс-клубе конференции «Состояние угольной отрасли: проблемы и перспективы».

Приватизация по-нашему

– У нас в стране существует стереотип: если приватизация – значит, что-то плохое. В чем заключается суть приватизации, исходя из мирового опыта? К сожалению, угольная промышленность - это всегда слишком большой груз для бюджета страны. Поэтому, например, те же Россия, Польша стараются угольную промышленность подвести под частный бизнес. То же самое делается и у нас, - говорит начальник управления угольной промышленности Донецкой ОГА Павел Золотопупов, который узнал, что http://svarka-invertor.com можно на svarka-invertor.com. - Приватизация проводится  для того, чтобы освободить бюджет страны от неимоверного груза, в первую очередь - финансового. Угольная промышленность – это высокозатратная отрасль. Поэтому и стоит вопрос о том, чтобы как можно больше предприятий отдать в частную собственность. Сегодня есть несколько законов, которые работают в части передачи угольной сферы в частный бизнес. Это не только приватизация – это еще и концессия, аренда, государственно-частное партнерство… И там, где приходит эффективный частный предприниматель, результат есть. По Донецкой области государственные крупные предприятия, на которые зашел частник, сегодня достаточно рентабельные.
Список шахт на приватизацию разбит на три группы: перспективные, неперспективные (но могут стать перспективными при определенных условиях) и те, которые уже отработали свои запасы, и их скорее всего закроют. Смысл приватизации в данном случае сводится к тому, что более привлекательные шахты будут продаваться дороже. В зависимости от степени привлекательности государство должно получить в бюджет от приватизации, по предварительным оценкам, около 6 млрд. грн.
В то же время первый заместитель председателя Независимого профсоюза горняков Украины Анатолий Акимочкин считает, что большинство перспективных и подающих надежды шахт Донбасса уже давно приватизированы и входят в вертикально интегрированные структуры таких промышленных гигантов, как, например, ДТЭК или Метинвест.
- Во всем мире приватизация предприятий проводится с целью поиска более эффективного собственника. У нас же, наоборот, приватизируются, как правило, и без того стабильно и хорошо работающие предприятия. Именно поэтому, когда заходит речь о перспективах приватизации «Макеевугля», позиция нашего профсоюза в этом вопросе четкая и однозначная – если приватизация, то только целостным имущественным комплексом, - говорит Анатолий Акимочкин. – Иначе получится, что от предприятия будут оторваны отдельные аппетитные куски, которые уйдут в частный бизнес, а то, что останется, будет не в состоянии выжить самостоятельно и вынуждено будет за-крыться. Вопрос – куда пойдут люди? Иногда вокруг таких предприятий существуют целые поселки. Государство, заявлявшее о приватизации, так и не выработало целостной программы развития отрасли. Еще одним показателем плачевной ситуации отрасли служит состояние шахтостроительного комплекса в целом, который из-за скудного финансирования теряет специалистов и находится практически в коллапсе. Реальных реформ в угольной сфере за годы независимости Украины не было. Были попытки. Первое, что необходимо сделать для эффективных реформ в этой отрасли, - это модернизация производства. Очень показателен в этом плане опыт Польши, где число шахт серьезно сократилось, но объемы добычи за счет модернизации шахт не уменьшились.
 

Без дотаций не выжить?

По словам эксперта по социально-экономическим вопросам центрального комитета Профсоюза работников угольной промышленности Украины Михаила Маландина, за минувший год ни одна шахта в Украине не была приватизирована, потому что наблюдается спад на рынке, падение промышленного производства. Проекты государственно-частного партнерства работали в минимальных объемах за исключением тех, что были заключены ранее.
- Вы прекрасно понимаете, что частник  считает свои деньги и вкладывать их в то, что не приносит прибыль, он никогда не будет. В отличие от государства, - говорит Михаил Маландин. - Продолжается ли практика предоставления государственной поддержки убыточным шахтам? Да, продолжается. В прошлом году  в целом по Украине эта поддержка составила  13,3 миллиарда гривен. Эти деньги распределяются только по двум статьям расходов: заработная плата и энергоносители. На текущий год в государственном бюджете на эти цели заложено также порядка 13 млрд. грн.
По словам заведующего отделом проблем перспективного развития ТЭК Института экономики промышленности НАН Украины Леонида Стариченко, в 2016 году Украина намерена прекратить дотирование убыточных шахт. Однако в реальности такие планы трудно воплотимы в жизнь – на Донбассе придется закрыть 60 из 98 шахт.
- Таким путем пошла в свое время Британия. Для нас более приемлем другой опыт – немецкий, - считает Леонид Стариченко. -  Германия выводила свои убыточные шахты из эксплуатации постепенно, начиная с наиболее неперспективных. И применять необходимо опыт пассивной консервации – с доступом к неотработанным угольным запасам. Украине надо признать, что угольная отрасль есть и будет оставаться убыточной. Но рано или поздно начинать процесс перемен придется.
 

Год НЕперемен

По мнению присутствующего на встрече председателя правления Научно-исследовательского института горной механики им. Федорова, директора Донецкого научно-исследовательского угольного института Бориса Грядущего, отказаться от дотации убыточных шахт Украина пока не может. Взять и просто закрыть убыточные шахты государство не может в силу целого ряда причин, среди которых не самую последнюю роль играет социальный фактор.
- В любом случае приватизация – это не популярная мера, поскольку неизбежно влечет за собой сокращение части коллектива в рамках оптимизации производства, - говорит Борис Грядущий. – Нельзя забывать в данном контексте и о политической составляющей: 2015-й год – год выборов Президента. В преддверии выборов никто на такой шаг не пойдет и стимулировать приватизационные процессы не будет.
В пользу такого варианта развития событий (во всяком случае - на ближайшие годы) и тот факт, что на лицо спад производства вообще. И в данном случае Украина влияния на эти процессы не имеет – таковы тенденции мирового рынка.
- А когда идет спад производства, частный бизнес к приватизации не рвется, - считает Михаил Маландин. – Поэтому совершенно очевидно, что 2014 год никак не грозит угольной промышленности Украины массовой приватизацией и переходом в частные руки.
О том, какие перспективы ждут украинский уголь на мировом и внутреннем рынках, на сколько конкурентоспособен продукт отечественных шахт и почему Украина импортирует уголь при переизбытке на складах собственного, читайте в ближайших номерах «МР».



Загрузка...


Больше новостей читайте в печатной версии "Макеевского рабочего".

Газета выходит раз в неделю по пятницам.

Купить газету можно в киосках "Союзпечать", а также выписать в редакции.

Стоимость подписки на месяц (с программой ТВ) - 12,40 грн. или 25 рублей.