Макеевский рабочий | Между небом и землей


Между небом и землей

17.02.2014
<< >> 

Украинское общество все никак не в силах преодолеть свою главную хроническую болезнь, которая систематически провоцирует конфликты. Запад тянется к Европе, Восток поддерживает интеграцию с Россией, но единый знаменатель в этом сложном уравнении, похоже, в ближайшее время так и не будет достигнут. Многие объясняют данную ситуацию как результат исторической разницы, из-за чего внешнеполитические стремления современных украинцев зачастую полярны. События в Киеве дают четко понять: люди уже готовы пойти на крайние меры вплоть до кровопролития. 

Апелляция к мифам об извечных угнетателях кажется смешной и неуместной, ведь у нас есть все для того, чтобы сопоставить факты и чтобы наконец восторжествовал здравый смысл. А если вы не доверяете учебникам по истории, которые переписываются под вариант более удобный для власти, тогда знакомьтесь с историями реальных людей, вас окружающих. К счастью, еще живы те, для кого честь и жертва – далеко не пустой звук, и они склоняются к тому, что человеческая жизнь - высшая ценность. Если их личный пример заставит вас задуматься о том же, значит, работа проделана не зря. Сегодня рассказ о Вячеславе Федюкине, ветеране войны в Афганистане. 

С него мы начинаем наш новый проект «Мир бесценен».

Родина и небо

Этот выбор был сделан вполне осознанно, и, вдохновленный примером отца, он посвятил жизнь Советской Армии. Воспоминания о том, как бортовой техник Вячеслав Федюкин попал в Афганистан, даются ему нелегко:

- Для нас, как и для страны в целом, 86-й год был вообще неудачным. Началось все с Чернобыля, когда в апреле произошла трагедия на атомной станции и мы с экипажем прибыли туда на третий день после аварии и работали по июль включительно. В августе отгулял отпуск, а уже 9 сентября приземлились в Кабуле.

Вячеслав Михайлович служил в отдельной дальнеразведывательной авиационной эскадрилье (ОДРАЭ), базировавшейся в Черновцах. Задача авиаразведки – производить аэрофото-съемку объектов разного рода. Позже снимки передаются командованию и служат основой для дальнейших тактических действий. О значении работы экипажа, в состав которого входил старший лейтенант Федюкин, рассказано в статье «Снимки для академика Пелихова» одного из номеров газеты «Красная звезда», посвященном чернобыльской трагедии: «…снимки важны, без них не принимается ни одно решение. Пока никто не может дать такой информации по реактору. Все задействованные институты и организации без этих снимков не приступают к работе. Они лежат на столах бригадиров-бетонщиков и академиков. Нельзя близко подойти к реактору и заглянуть внутрь, но благодаря авиаторам это возможно».

До приказа лететь в Кабул Вячеслав Михайлович шесть лет прослужил в авиации. К тому времени в Афганистане побывало несколько экипажей Черновицкой эскадрильи, и осенью 86-го настала его очередь. Хотя, по правде сказать, и выбора особого не было – отказников с позором выгоняли из рядов Советской Армии. 

- Мы – люди военные. Куда прикажут, туда и полетим, - рассуждает 

он. – Родители отнеслись с пониманием: отец был военным, прошел Великую Отечественную, да и мать всю жизнь по гарнизонам с ним носилась, поэтому отреагировали нормально. Жена, конечно, переживала. Шутка ли, двух маленьких детей оставлял. 

Афганские будни

Если говорить сухим языком, служба в Афганистане сводилась к выполнению боевых полетов на «Ан-30» и достижению целей командования. Обычный распорядок – построение в полку, объявление координат, где располагаются ПЗРК (переносные ракетно-зенитные комплексы) противника. Разведчикам полагалось сделать снимки этих позиций, а остальным летчикам пока «обходить» стороной. 

Случаи бывали разные. Как-то пропал советский штурмовик 

«Су-25», и объявили, что семьи членов экипажа не получат компенсаций, пока не найдется самолет. Допускали, что те могли пересечь границу и скрыться в Пакистане. Но все оказалось гораздо трагичнее: борт «Су-25» разбился в горах. Выполнялись также полеты и на особо дальние расстояния, такие, что даже истребители не могли сопровождать разведчиков. К примеру, на границе с Ираном в районе базы Рабати-Джали в страну проникали банды и необходимо было получить визуальные данные об этой местности. На пути к заданной точке истребители сопровождали над пустынями Регистан и Хаш (пустыня смерти), но дальше им не хватало дальности полета. Поэтому опасность в таких случаях воз-растала. 

Бортовой техник отвечает за работу двигателя и всех систем самолета. От неполадок во время полета никто не застрахован, но команда этих разведчиков обладала опытом и была готова к неприятностям. Сложные метеоусловия, полет с одним двигателем и даже временные проблемы с передней стойкой – все это удавалось преодолеть без угрозы для жизни летчиков.

- За все время по нашему самолету было выпущено четыре ракеты, - вспоминает Вячеслав Федюкин. – Две ракеты прямо перед посадкой в Кабуле в конце осени и две – под Кундузом. На тот момент ракеты поражали воздушные судна на высоте до 5500 метров, но мы летали выше, поэтому они самоликвидировались в воздухе. 

Позже противник начал применять ракеты «Блоупайп», и на высоте до 9000 метров сбивал советские самолеты, поэтому высота уже не гарантировала безопасности. Да и обстреливать аэродромы стали все чаще. Всего же за один год из 50-го ОСАП (отдельного смешанного авиационного полка) погибло более 20 человек летного состава. А на глазах нашего героя противник сбил вертолет «Ми-24». 

В Кабуле все спокойно

В эти опасные будни сохранить самообладание помогали весточки от родных и близких.

- Письма отправлял часто, - признается Вячеслав Михайлович. – Конечно, писал о том, что все хорошо. Не буду же я передавать все подробности своей семье, чтобы родные еще больше волновались. Был такой случай, когда враг поразил самолет в районе Баграмской «зеленки», и нас послали с 600 метров снять место падения. А это, считай, верная смерть, ведь из рогатки могли бы и нас сбить. В такие моменты даже с жизнью попрощаться не успеешь. Ну, а детям писал о разных приключених: о том, как меня укусил крокодил или скорпион. Письма нас очень поддерживали.

В марте было несколько дней, неблагоприятных для фотосъемки, и его экипаж направили на развозку почты. За ночь нужно было облететь пять аэродромов, и «почтарей» везде принимали с радостью. 

Однажды представился удобный случай, чтобы навестить семью. 

Команда Федюкина получила самолет, в котором были обнаружены кое-какие неполадки. Приняли решение лететь на ремонт в Черновцы, заодно и с родными повидались. Лишь раз за год и два месяца службы в Афганистане.  

Вместо послесловия

Из Афгана он вернулся в 87-м с орденом «За службу Родине» и медалью «За боевые заслуги», так как на смену прибыл другой экипаж. Более 400 боевых вылетов совершил за год с небольшим. Об этом периоде он вспоминает часто. Многих из его сослуживцев уже нет в живых. 10 мая эскадрилье, которой тоже давно нет, исполнится 70 лет, однако он планирует съездить в Черновцы. После увольнения в запас в 94-м майор Федюкин лишь раз наведывался туда: повезло, получил путевку в Трускавец, а до места прежней дислокации там рукой подать. Уже в 2000-х его повысили в звании, и сегодня уже полковник в запасе принимает активное участие в деятельности Макеевского союза ветеранов Афганистана.


Железобетонные linkaz.kz/index.php/plity-ograzhdeniya - это высокопрочное качественное изделием, которое благодаря своим свойствам выполняют свои основные функции продолжительное время. Приобрести плиты вы можете на linkaz.kz.



Загрузка...


Больше новостей читайте в печатной версии "Макеевского рабочего".

Газета выходит раз в неделю по пятницам.

Купить газету можно в киосках "Союзпечать", а также выписать в редакции.

Стоимость подписки на месяц (с программой ТВ) - 12,40 грн. или 25 рублей.