Макеевский рабочий | По ком звонит колокол?..


По ком звонит колокол?..

21.02.2014
>> 

События последних нескольких дней, такие разные по своему наполнению – и эмоциональному, и событийному, в какой-то момент вдруг объединились пониманием одной простой истины: мир дороже всего. Мир бесценен…

В понедельник на металлургическом заводе ПрАО «Донецксталь» состоялось освящение подводного колокола – корабельной рынды, отлитой донецкими мастерами в память об экипаже подводной лодки «Щ-216» - 47 подводниках, погибших в годы Великой Отечественной войны. Этот день был выбран не случайно: «Щука» погибла именно 17 февраля, ровно 70 лет назад. 

А во вторник настроение понедельника, патриотичное и возвышенное, сменилось новыми эмоциями: на шахте «Северная» в результате аварии погибли семь горняков. Они тоже больше никогда не вернутся, они тоже навсегда остались на глубине… В среду Макеевка приспустила флаги. Город скорбит. А вчера день траура был объявлен уже по всей Украине – в память о погибших на Майдане. Гибнут люди, за что... Мы просто перестали ценить мир. Мы просто забыли, что мир дороже всего, как и человеческая жизнь… Это точно знают родственники погибшего на «Щуке» подводника, нашего земляка Федора Дроздова. В минувшее воскресенье в поселке Очеретино, откуда он уходил на фронт, собралась вся его семья – четыре поколения потомков. В этот день ему бы исполнилось 93 года. Но он навсегда остался 

23-летним парнем. Потому что тогда, 70 лет назад, кто-то тоже забыл, что мир бесценен…

В очередной раз жизнь убеждает нас в том, что случайных совпадений не бывает. Советская подводная лодка «Щ-216» погибла 17 февраля 1944 года. Согласно обнародованному отчету немецких офицеров, членов команды немецкого охотника «UJ-106», на «Щуку» в течение нескольких часов было сброшено 58 глубинных бомб. На 47 членов экипажа… Без шансов выжить. 12 тонн тротила, 255 кг на каждого… Как мы уже писали в предыдущих номерах «МР», среди погибших членов экипажа «Щуки» были и двое наших земляков, Степан Грузан и Федор Дроздов. Накануне, 16 февраля 1944 года, Федор Дроздов отмечал свой 23-й, последний, день рождения. 

…70 лет спустя в этот день в поселке Очеретино собралась вся его семья - 27 человек, все от мала до велика. Где погиб их прадед, они точно не знали все эти 70 лет. Лишь в июле прошлого года, когда водолазы обнаружили останки «Щуки» у берегов Крыма, в семье с уверенностью смогли сказать: «Погиб в море».
В этот день в небольшом поселковом Свято-Ильинском храме отслужили панихиду – за упокой душ всех 47 погибших на подводной лодке воинов. Одновременно зажгли 47 свечек. Когда расплавившийся воск, словно слезы, струйками побежал по лежащей рядом тельняшке, эмоций не могли сдержать даже мужчины.
После панихиды вся семья собралась в доме у двоюродной сестры Федора Дроздова, Анны Григорьевны Огнёвой. Она единственная, кто помнит брата живым… 
- Федю помню совсем немного; мне было всего пять лет, когда он уходил. И он, и брат его Гриша были очень красивые ребята, на свидание к девчатам шли – всегда с цветами, а жениться не успели, ни один, ни второй, - вспоминает Анна Григорьевна. – Мы жили рядом с ними, и я часто ходила к ним ночевать, когда папа уходил на работу в ночную смену. Когда Федор и Гриша ушли на фронт, их мама часто говорила мне, когда мы с ней сидели зимними вечерами вместе: вот бы сейчас Гриша или Федя в дом зашел… Так и не дождалась. Каждый день выходила на улицу и выглядывала, а вдруг вернутся. Фотография сыновей у нее всегда висела на стене перед кроватью, когда она умирала, подняла глаза на фотографию, заплакала, и все. Отец Дроздовых, дедушка Алексей, тоже до последнего ждал. Уже после войны у нас в Очеретино установили памятную доску погибшим землякам. Дедушка нашел там имена Феди и Гриши, пришел домой и говорит: «Я нашел своих сыновей». В День Победы он ничего не делал, садился у телевизора и весь день смотрел в надежде увидеть хоть что-то – а вдруг промелькнут где-то лица и его сыночков. А когда умирал, не мог сдержать боли от горя, которая душила его всю жизнь. Говорил, я лежу в чистой постели, а мои сыночки захлебнулись водой и землей. Мы не могли с ним даже начинать разговор о Феде, дедушка очень расстраивался, поэтому мы лишний раз не тревожили его расспросами. А теперь жалеем, что так мало знаем о Феде. Когда этим летом лодку нашли и мы узнали, что это наша «Щука», я помню, очень разволновалась; не верилось, что через столько лет такое возможно. Жалко, что родители так и не узнали, где их детки сложили головы.
В этом году Дроздовы впервые собрались всей семьей 16 февраля. Говорят, теперь это их традиция, это их день памяти.
От услышанной истории загораются искорки в глазах и у младших Дроздовых. Самая младшая, 10-летняя Настя Клименко - единственная правнучка дедушки Феди. Именно у нее хранится именной колокол, отлитый на ДМЗ, с фамилией Дроздова. 6 февраля, в день, когда лодка уходила в свой последний поход, Настя громко звонила в колокол, так, чтобы и на глубине 52 метров моряки услышали, что и спустя 70 лет их помнят.
Внуку Федора Дроздова, Андрею Куцу, 11 лет. Даже внешне он похож на деда-подводника. 9 мая вместе с родными Андрей собирается поехать в Крым и побывать в том месте, где 70 лет назад погиб его дедушка.
В понедельник, в день 70-й годовщины гибели «Щуки», родственники Федора Дроздова встретились снова уже на Донецком металлургическом заводе, где в литейном цехе сейчас отливаются колокола в память о погибших подводниках. Маленький пятикилограммовый с надписью «Верили. Ждали. Надеялись», который будет опущен на глубину, к месту гибели лодки, уже готов. В понедельник состоялось его освящение. Настоятель Свято-Игнатьевского храма протоиерей Георгий Гуляев отслужил заупокойный молебен о подводниках, прочитав имена всех погибших членов экипажа «Щуки».
Помолиться о них пришли не только родственники, но и заводчане-подводники, которые в разные годы служили на флоте, а также меценат и инициатор изготовления колокола, депутат Донецкого областного совета Игорь Лащенко. 
- Когда летом прошлого года «Щука» была обнаружена у берегов Крыма, возникла идея изготовить колокола и таким образом увековечить память о подвиге ребят, - говорит Игорь Лащенко. - Когда они несли свою службу, людей не делили по национальностям – была одна большая родина. У нас есть идея – 9 Мая организовать совместный выход в море для 47 родственников погибших подводников «Щ-216» и для украинских и российских моряков в составе 47 человек и вместе погрузить колокол под воду. Было бы символично, если это будут 47 новобранцев - будущих подводников из Украины и России, которым выпала бы честь принять присягу в море.
Над вторым, 100-килограммовым колоколом, на который нанесены имена всех 47 членов экипажа «Щуки», литейщики ДМЗ еще продолжают работать. Колокол будет готов к середине апреля. А уже к 9 Мая его планируют установить на Тарханкуте, неподалеку от того места, где 17 февраля 1944 года «Щ-216» завершила свой путь.

Для придания трубе дополнительных свойств, таких, например, как стойкость к коррозии и разрушающему воздействию неблагоприятных внешних факторов и агрессивных сред, также предотвращение потери энергии, защита трубопровода от утечки используется dks.riat.ru. Какие для этого используются материалы и в какие сроки выполняется вы можете узнать на dks.riat.ru.



Загрузка...


Больше новостей читайте в печатной версии "Макеевского рабочего".

Газета выходит раз в неделю по пятницам.

Купить газету можно в киосках "Союзпечать", а также выписать в редакции.

Стоимость подписки на месяц (с программой ТВ) - 12,40 грн. или 25 рублей.