Макеевский рабочий | Теория разбитых окон, или Беспорядок как эпидемия


Теория разбитых окон, или Беспорядок как эпидемия

25.04.2014
<< >> 

Согласно этой теории, если кто-то разбил стекло в доме и никто не вставил новое, то вскоре ни одного целого окна в этом доме не останется. Явные признаки беспорядка и несоблюдения людьми принятых норм поведения провоцируют окружающих тоже забыть о правилах. В результате цепная реакция: приличный городской район быстро превращается в клоаку, где людям страшно выходить на улицу.

История

Теория о том, что беспорядок распространяется как эпидемия, была сформулирована в 1982 году. 

В середине 1980-х в нью-йоркском метрополитене поменялось руководство. Новый директор Дэвид Ганн начал работу с борьбы против граффити. Нельзя сказать, что вся городская общественность обрадовалась идее: «Парень, займись серьезными вопросами: техническими проблемами, пожарной безопасностью, преступностью!». Но Ганн дал команду очищать вагоны. 

В конце маршрутов установили моечные пункты. Если вагон приходил с надписями на стенах, рисунки смывались во время разворота, в противном случае вагон вообще выводили из эксплуатации. 

«У нас было депо в Гарлеме, где вагоны стояли ночью, — рассказывал он. — В первую же ночь явились тинейджеры и заляпали стены вагонов белой краской. На следующую ночь, когда краска высохла, они пришли и обвели контуры, а через сутки все это раскрашивали. Трудились три ночи. Мы ждали, когда они закончат свою «работу». Потом мы взяли валики и все закрасили. Парни расстроились до слез. Это было наше послание для них: «Хотите потратить три ночи на то, чтобы обезобразить поезд? Давайте. Но этого никто не увидит».

Вторым пунктом в работе была борьба с безбилетниками — это тоже сигнал, что в системе нет порядка. Люди решали, что если кто-то не платит, они тоже не будут, и проблема росла как снежный ком. В 1990 году на должность начальника транспортной полиции был нанят Уильям Браттон. Он выставил возле турникетов по 10 полицейских. Они выхватывали «зайцев», надевали на них наручники и выстраивали в цепочку на платформе. После этого их провожали в полицейский автобус и пробивали по базе данных. У многих при себе оказывалось оружие. У других обнаружились проблемы с законом. Довольно быстро плохие парни поумнели, стали оставлять оружие дома и оплачивать проезд, в результате преступность в метро и окрестностях станций снизилась.

В 1994 году мэром Нью-Йорка был избран Рудольф Джулиани. Он назначил Браттона шефом полиции города и дал команду развить стратегию в масштабах всего города. Цепную реакцию остановили, Нью-Йорк стал самым безопасным мегаполисом Америки.

Как работает эта теория

Нидерландские ученые провели серию экспериментов, которые показали, что люди чаще нарушают принятые нормы поведения, когда видят, что другие тоже так поступают. Видя, что нарушается одно из принятых правил, люди позволяют себе нарушать и другие нормы. Чувство безнаказанности посылает «сигнал», призывающий к более опасным преступлениям.

Если в здании разбито окно, его нужно как можно быстрее заменить новым. Если на тротуаре или аллее появляется мусор, его необходимо убрать, не дожидаясь, когда люди начнут выбрасывать рядом все больше и больше.

Один из таких экспериментов провели на велопарковке у магазина. Убрали все урны и повесили на рули велосипедов рекламные листовки. Люди могли забрать листовку с собой или выбросить прямо на улице. Важно, что сначала стена магазина была чистой — стоял знак, запрещающий на ней рисовать. Из 77 велосипедистов лишь 25 повели себя некультурно.

Затем эксперимент повторили, но стену размалевали бессодержательными рисунками. На этот раз намусорило уже 53 велосипедиста.

Этот пример показывает: бороться нужно с самыми первыми проявлениями нарушений общественных норм. Антиобщественное поведение может быстро стать привычным, и тогда система начнет поддерживать сама себя. Бросая на газон банку из-под газировки или выводя на стене неприличное слово, мы преумножаем всеобщее свинство.

Наглядная «агитация»

Увидеть примеры, подтверждающие правильность теории разбитых окон, можно и в Макеевке. Для меня наиболее показательным примером является судьба двух парков, расположенных через дорогу. Один – возле железнодорожного вокзала, в котором периодически убирают, второй – между ним и кварталом «Железнодорожный», куда заглядывают с метлой и совком только во время субботников. В нем же местные жители вечерами выгуливают собак, а на выходных делают шашлыки, оставляя весь мусор в двух-трех метрах от места посиделок. Если же выходят «на природу» в более чистый парк (у вокзала), то мусор в большинстве случаев складывают в пакет. Который выбрасывают по дороге домой… где? Правильно, во втором парке… Объяснение  этого действия у всех стандартное: «Тут и без моего пакета загажено». Хотя через 150 метров около девятиэтажек стоят мусорные баки.

И таких примеров, пройдя по городу, можно увидеть множество. От серий граффити разной давности нанесения до многолетних куч стихийных свалок… А возможно и узнать, что какую-то из них ты породил самолично, выкинув окурок или обертку первым, в ранее чистом закоулке. 



Загрузка...


Больше новостей читайте в печатной версии "Макеевского рабочего".

Газета выходит раз в неделю по пятницам.

Купить газету можно в киосках "Союзпечать", а также выписать в редакции.

Стоимость подписки на месяц (с программой ТВ) - 12,40 грн. или 25 рублей.