Макеевский рабочий | Полевая почта: дорога к великой Победе


Полевая почта: дорога к великой Победе

25.04.2014
<< >> 

Война одного человека

В Макеевском художественно-краеведческом музее хранится отдельная папка с материалами Николая Дрынова. Уроженец Курской области с 50-х проживал в нашем городе и трудился на одной из шахт производственного объединения «Советс-

куголь». На фронт был призван в августе 1941 года и воевал в составе 132 отдельного инженерно-саперного батальона. Участвовал в Сталинградской битве, освобождении Украины и Чехословакии. Тридцать лет назад его не стало, и сотрудникам музея были переданы его документы, фото и письма с фронта. Все они адресованы жене и дочерям Николая Кузьмича, которые не покинули оккупированную территорию.

Под контролем немецких захватчиков Курск находился до 8 февраля 1943 года. Через несколько дней после их изгнания Николай Дрынов прислал письмо родным:

«…Напишите, как вы живете, кто вас обижал во время гитлеровской оккупации. Я очень рад, что вы освобождены от Кровавого Зверя. Знаю, как он расправляется с жителями, это все проходит на моих глазах.»

Однако кровопролитные сражения за область продолжались еще до осени. Красная Армия освобождала район за районом, и, естественно, проблемы были и с почтовым сообщением. Беспокойство нарастало, и спустя месяц он написал жене:

«…Я послал вам множество писем, а от вас нет ни одного. Мне так хочется узнать, живы ли вы и что с вами сталось после проклятого поганого немца. Это опиши подробно, еще прошу – пришли свою и деток моих фотокарточку. Хоть я буду иметь при себе ваш облик. Это для меня сейчас будет очень ценно.»

К июлю переписка наладилась, и Николай Кузьмич с радостью узнал, что все остались живы. И пообещал: немцы скоро заплатят за все страдания и лишения. Весточки от родных поднимали боевой дух, вселяли надежду на скорый исход войны и мирное будущее, поэтому отвечать на письма он старался регулярно:

«Доченька Валя. Я пришел с передовой линии и получил от тебя письмо…у меня вся усталость и пропала. И, несмотря на то, что летят снаряды и вьются самолеты, я тут же пишу вам ответ, потому что связной несет почту. И спешу сообщить – я еще жив и здоров.» 

Позже он будет утешать близких. Главное – все пережили оккупацию, а то, что нацисты ограбили людей, – чепуха, это дело наживное. Последнюю копейку Николай Дрынов берег для семьи и исправно пересылал деньги, ведь в армии ему всего хватало, а жена и дочки нуждались в помощи. Когда до окончания войны оставались считанные недели, фронтовик писал о том, как живет Европа после ухода немцев:

«Находимся все время в лесу, в горах. В таких, где снега лежат круглый год. Это горы Татры. Вечно здесь холодно, люди живут очень плохо, бедно, хлеба никогда не видят. Только картошка, и та родится, как голубиное яйцо.

 Зашли сегодня в село, но оно сожжено немцами. Зайти некуда, и я пишу на коленках. Началась весна, но горы лишь наполовину стали черными. В низах гуцулы уже начинают сеять.»

Вдохновленные на Победу

После освобождения Донбасса осенью 1943 года письма стали приходить и в Макеевку. Общее их содержание все то же – красноармейцы передавали боевые приветы родителям, женам и детям, рассказывали о своей жизни и интересовались судьбой выживших на оккупированных землях. И, конечно, в том, что победа близка, у воинов не было ни капли сомнений. В одном из писем макеевчанин Василий обращается к дочери Рае, которая в сентябре перешла в пятый класс:

«…Ты мне пишешь, что вам очень трудно было, да еще и без меня. Я знаю, Раечка… Слушай маму, учись хорошо в школе, а я закончу войну и приду домой с победой. Меня наградили орденом Красной Звезды и медалью «За оборону Сталинграда». Я этого добился в упорных боях с немецким оккупантом. Можешь гордиться тем, что твой папа - советский офицер и дважды орденоносец.»

За линией фронта жизнь постепенно возвращалась в привычное русло. Хорошие новости, доставляемые почтой из тыла, окрыляли бойцов, ведь их родной город находился в безопасности. Восстанавливались предприятия, шла подготовка к весенней посевной, и люди начинали строить планы на дальнейшую жизнь. Молодежь вспомнила об учебе, а мирный труд занял место бесконечной тревоги за собственное будущее. В августе 1944 года ефрейтор В. Кравцов написал младшему брату Георгию:

«…Я очень и очень рад, что ты, как видно, изменился до неузнаваемости, что ставишь своей основной целью учебу, стал активным комсомольцем и выполняешь обязанности комсорга. Я хорошо знаю, что в твои годы только гулять. Ведь сам был таким. Конечно, Жора, гулять можно. Но только не надо забывать учебу. А я знаю, что у вас сейчас девчат, как семечек, так что глаза разбегаются.»

В октябре после Восточно-Карпатской операции последние военные соединения гитлеровцев окончательно покинули УССР. Территория необъятной страны наконец избавилась от захватчиков, но вызов того времени требовал полного искоренения фашистской идеологии. Поэтому война за освобождение братских народов и народов европейских стран продолжалась. Уже в декабре Кравцов на бланке бухгалтерских расчетов аккуратно выведет эти строки:

«Здравствуй, папа. Я в настоящее время нахожусь в Польше, далеко от Макеевки. Попал в неплохую часть. Сейчас командую отделением. Ребята все веселые. Вот и сейчас я пишу письмо, а они во все горло поют. В общем, фрица бьем так, что не успевает оглядываться. Скоро будем в Берлине. Я уже привык к фронтовой жизни. Свист пуль и разрывы снарядов кажутся, что музыка играет, фокстрот. Ну а насчет шамовки и говорить не стоит. Кушай, что хочешь.»

Буквально через месяц макеевчанин Василий Дидевич отправит жене лаконичную записку, пропитанную запахом приближающейся победы:

«Тася, мои успехи на службе хорошие. Дня через 3-4 я должен ворваться в логово двуногого зверя для расплаты…Ох и достанется гитлеровцам…»

А последнее письмо, находящееся в музейной коллекции, Иван Коренев адресовал Илье Шевченко, директору школы. Внимание привлекла дата – 23 февраля 1945 года. Праздник, сегодня именуемый Днем защитника Отечества, раньше называли Днем Красной Армии и Флота. Разница, по сути, невелика, потому что и тогда в этот день особо почитали воинскую славу. 

«Я вспомнил те годы, когда мы вас именно в этот вечер приглашали, и вы рассказывали нам, бывшим ученикам, а ныне защитникам, про силу и мощь РККА и борьбу с интервентами. Ну, а теперь эти проклятые гунны испытывают на своей шкуре нашу силу и мощь. Это им не 1918 год, а 1945 – Год Победы. 

И теперь мы на их территории даем знать силу и мощь нашего оружия. Им становится тошно от наших канонад. И скоро им будет конец. И русский солдат пройдет по улицам Берлина.»

В последних строках содержится вся ненависть к врагу. И радость от того, что совсем скоро ужасы войны прекратятся и люди будут дышать свободно, без коричневой чумы. До великой Победы оставалось еще два с половиной месяца. Ради этой цели миллионы советских граждан отдали свои жизни, и их потомки обязаны всегда помнить: мир бесценен.  

 

От редакции.

Прикоснуться к памяти спустя многие годы  – это большая честь. На примере писем познается настоящая история, а не та, которая искажается по прихоти профильных министерств или средств массовой информации. Редакция «Макеевского рабочего» благодарит сотрудников городского художественно-краеведческого музея за содействие в подготовке данного материала.


Хотите чтобы в вашем магазине была установлена охранная сигнализация? Не знаете, где такие устройства можно выгодно приобрести? Посетив сайт www.bezpeka-shop.com и прочитав больше информации вы увидите, что именно у нас представлена охранная сигнализация gsm по очень разумным ценам. Мы вас ждём!



Загрузка...