Макеевский рабочий | “Садились в угол к иконам и читали Библию”


“Садились в угол к иконам и читали Библию”

08.01.2015
<< >> 

Большинство из этих людей  встретили новогодние праздники в одиночестве. В полном одиночестве. Без елки, без гирлянд и без «оливье». Денег порой нет на хлеб, не то что на елку. Да и вообще, говорят, не до праздников…

Отправляясь в канун Нового года в очередную поездку с продуктовыми наборами для стариков, мы хотели только одного: подарить им хотя бы немного человеческого участия и вселить веру в то, что не все еще так безнадежно. 

Каждый раз, уезжая в такие поездки из центра города, все больше понимаешь: чем отдаленнее точка на карте, тем острее и критичнее гуманитарная катастрофа, в существование которой многие до сих пор в принципе отказываются верить. Сюда, за редким исключением, не доезжают ни гуманитарные штабы, ни конвои… Зачастую старики здесь один на один со своей бедой. 

Поселок Нижняя Крынка. Здесь мы не впервые, но чтобы проведать всех, кто нуждается в помощи, приехать сюда надо даже не десятки – сотни раз.

Нине Викторовне 75 лет. 28 из них она ухаживала за инвалидом первой группы – в прямом смысле носила его на руках. После перенесенного инсульта сама оказалась прикованной к постели. Теперь за ней ухаживают дочки. По очереди топят печку, готовят еду, делают необходимые медицинские процедуры. Рассказывают, что, когда поселок сильно обстреливали, Нина Викторовна, будучи не в состоянии встать с постели, только полными слез глазами могла показать им свои переживания и благодарность за то, что не бросают…






Евдокии Григорьевне  82 года. Сейчас вместе с ней живет дочка, так как во время августовских обстрелов сильно пострадала квартира. Крыши нет, практически полностью уничтожено все имущество. 

- У нас есть подвал, но мы ни разу не прятались! – рассказывают. - Садились в угол к иконам и читали Библию. Хорошо, что хоть дом мамы не пострадал.

 

 

 

Следующий адрес. Бабушке Кате 73. Парализована после инсульта. Живут (а точнее выживают) с мужем уже семь месяцев без пенсии. 

- Дед, может, и поехал бы переоформлять пенсию, да сам еле ходит, к тому же меня боится одну оставлять, я же без него ничего не могу, - сетует женщина.

В свое время бабушка Катя была членом женсовета и на праздники по домам разносила подарки инвалидам, ветеранам и одиноким старикам, вот к ней бумеранг добра и вернулся.

Едем дальше. Дверь, в которую мы постучали, открывает бойкая бабушка. Думаем, наконец-то хоть здесь меньше горя. Но наши надежды рухнули, когда мы увидели ее лежачую дочь. Забирая у нас пакет с продуктами, женщины плакали: «Это что, все нам? Вы нас ни с кем не перепутали?». Нина Антоновна и Виктор Иванович, на первый взгляд, кажется, обычные пенсионеры. Но не обошла беда и их дом. Нина Антоновна долгое время болеет сахарным диабетом, сейчас ослепла. 

- Спасибо мужу. Если бы не он, не знаю, как жила бы, - говорит женщина. - Ничего не вижу, плохо стала слышать. Война и пережитые бомбежки тоже здоровья не добавили, но мы держимся. Может, подарок и помощь, которую нам привезли, отдадите кому-нибудь другому, есть у нас одинокие инвалиды и калеки, которым нужнее.

Поразительные люди! И правда срабатывает принцип: «У кого меньше, тот и делится».

Посещая в разных районах стариков, все чаще замечаем, что бескорыстная доброта стала чем-то из ряда вон выходящим, порой даже вызывающим подозрение. Иногда нас не сразу пускают за порог, наверное, опасаясь, не аферисты ли. Не обижаемся, понимаем: время такое…

Марии Евдокимовне 86 лет. Живет на окраине Горняцкого района. Открывает нам дверь не сразу. 

- Кто такие? – спрашивает. – Зачем пожаловали?

Продуктовый пакет принимает с опаской, но минут через 10 строгий тон сменяется нотками доверия в голосе:

- 30 лет проработала на шахте «Капитальная», потом на «Грузской». А сейчас вот почти бомжую. Ну как я со своей палкой поеду пенсию переоформлять?! Дети в России, к себе зовут, но куда я поеду, когда у меня тут дед уже 20 лет как похоронен?

- Как же живете, бабушка? 

- Да как! Солка есть, картошки еще летом купила. Вот жду, может, тысячу от ДНР принесут, чтобы на хлеб было. До весны протяну.

Андрею Митрофановичу 88 лет. 50 из них он отработал металлургом.

- На труболитейном, в горячем цеху, - рассказывает он нам, соскучившись по гостям и собеседникам. – В цехе 42 градуса, а я в фуфайке. По-другому нельзя – техника безопасности. Зачем, вот, думаю. Здоровье свое отдал, а сейчас никому не нужен.

Как и для многих пенсионеров, переоформить пенсию – для него фантастика. Сам с палочкой едва по квартире передвигается, супруга вообще несколько месяцев не выходит из дома.

- Я за своей пенсией еще кое-как на почту дошкандыбал, а вот бабушка -  никак, - говорит Андрей Митрофанович. – Мне, сказали, не дадут. Говорят, сама должна прийти, лично. А она не  в состоянии. Надеемся, может, домой принесут. Обещали же!

Но переживает дедушка больше не о себе. В детском доме в Славянске уже несколько месяцев живет его 

15-летняя внучка.

- Так случилось, что за два года ушли из жизни и отец, и мать. Мы бы с бабкой и рады воспитать, да сами видите, как живем. В Макеевке она у нас в «Пролисках» была, на выходные домой, бывало, отпускали. А как «Пролиски» расформировали, детей в Славянск перевели. Теперь вот вообще не видимся. Вот так: ребенок ни в чем не виноват, а страдает.

Гостинцы к Новому году благодаря друзьям редакции из Харькова получили и пациенты детской больницы в районе поселка ЯКХЗ. Соки, детские пюре и каши и сухое молоко – оно здесь всегда в дефиците. Так случилось, что в день нашего приезда с вкусняшками для деток-отказничков брошенных малышей в отделении не оказалось.

- Впервые за 30 лет моей работы здесь у нас Новый год, когда в отделении нет отказничков, - говорит старшая медсестра Светлана Васильевна. – Часть детей от нас перевели в открывшийся Донецкий дом малютки, часть – в Харцызск. Сейчас у нас только семейные дети. А раньше, бывало, как Новый год, так каждому сотруднику по сироте на праздник под шефство.

Очень хочется верить в то, что «пополнения» в ближайшее время здесь не случится. Что, как минимум, в рождественские дни ни один ребенок не останется без семьи.



Загрузка...


Больше новостей читайте в печатной версии "Макеевского рабочего".

Газета выходит раз в неделю по пятницам.

Купить газету можно в киосках "Союзпечать", а также выписать в редакции.

Стоимость подписки на месяц (с программой ТВ) - 12,40 грн. или 25 рублей.