Макеевский рабочий | Дебальцево: выход из комы


Дебальцево: выход из комы

26.02.2015
<< 

Несмотря на то что боевые действия в городе не ведутся уже больше недели, люди до сих пор не выходят из подвалов и бомбоубежищ. Боятся. Углегорск. Мы едем отсюда в Дебальцево, и по дороге я пытаюсь найти хотя бы один дом, который был бы не ранен. Увы, таких почти нет. Ни в Углегорске, ни в Дебальцево. Практически во всех зданиях выбиты окна. В одном доме какая-то неимоверная разрушительная сила снесла крышу, в другом – вырвала «с мясом» кусок стены, в третьем – вывернула наизнанку все внутренности вместе с остатками вещей жильцов… 

Страшные картины (нет, это не декорации!) наталкивают на мысль о том, какие события разворачивались на этих улицах еще несколько дней назад. Редкие пешеходы, встречающиеся на нашем пути, обнадеживают: город не убит. Нет, он очень сильно ранен, но изо всех сил старается ожить.

Первый город на нашем пути (пресс-тур был организован для журналистов службой МЧС ДНР) - Углегорск. Это примерно полтора часа езды от Макеевки. Мирные макеевские и харцызские пейзажи, постепенно сменяющиеся за окном видами взорванных поездов, разрушенных мостов и посеченных многочисленными осколками не домов, а целых улиц, подсказывают, что мы уже близко. 

Просим водителя остановиться, чтобы пофотографировать остатки танка, навсегда замершего на обочине. В метрах пяти от него застыла оторванная башня.

- Прямое попадание, - комментирует для нас проезжающий мимо на велосипеде дедуля из местных. Видя нашу заинтересованность, продолжает рассказывать о том, что довелось пережить тем, кто здесь остался, в последние недели:

- Если одним словом, то ад. Земля содрогалась, как от землетрясения. 

Дедушка едет в Углегорск, до которого еще километров 15. Общественный транспорт, естественно, не ходит. Вместе с велосипедом мы грузим деда в наш автобус. И он продолжает свой рассказ.

- Остались здесь в основном старики, конечно. У многих дома разрушены так, что легче снести и заново построить, чем восстанавливать. В последние дни мины ложились так: выбирают одну улицу и пошли ложиться через каждые 50 метров, как под линеечку. А потом вообще танк приехал и начал в упор по зданиям стрелять. Мы вышли, говорим: хлопцы, что ж вы делаете? А они и стволы опустили. Говорят, как же так, а нам сказали, что людей здесь уже нет… 70% домов разрушено. У нас на улице и крыши посносило, что не разрушилось, то потом от пожаров догорело. Как чуть притихло, мародеры промышлять стали. Сам видел, как газель подгоняли и выносили из домов технику – холодильники, телевизоры грузили… Тихо дней шесть. Вот сплю наконец-то. 10 дней не было подвоза ни хлеба, ни продуктов… Собак начали отстреливать, потому что, почуяв рядом смерть, трупы, они уже на людей бросались. Много жертв, много…

В Углегорске наш попутчик выходит. Сюда он приехал за хлебом. Уже несколько дней в городе развернут и работает мобильный пункт МЧС. В специальных больших надувных модулях организован оперативный штаб. В домике рядом – бесплатная столовая для местных жителей. Здесь же бесплатно раздают людям хлеб – по буханке в руки.

- Хлеб привозят из Енакиево, - рассказывают женщины, работающие на кухне. - Кормим всех, кто приходит. Вчера за день накормили 130 человек, сегодня чуть больше.

Ни газа, ни электричества в городе нет. Готовят на угольных печках. Воду для приготовления обеда МЧСники греют во дворе в большой полевой кухне. 

Рядом с палаткой работает генератор. Местные приходят сюда зарядить мобильные телефоны. Зинаида Васильевна – одна из тех, кто ждет своей очереди, чтобы поставить на зарядку мобилку.

- Живу одна, - рассказывает. – Куда я поеду, мне уже 82 года? Дети в России. Переживают-волнуются, ну а что поделаешь? Страшно было, очень страшно… В последнюю неделю, когда стреляли, еле успела выскочить из погреба. В веранду снаряд попал, она сверху на погреб и сложилась. Если бы не выскочила вовремя, кто бы меня потом там искал, под завалами? 

Рядом с пунктом МЧС постоянно дежурит «скорая».

- Вот приняли заявки, сейчас поедем по адресам, - рассказывает доктор. – Много сердечников. Плюс принимаем заявки от жителей, которые обнаруживают трупы в домах. Передаем их в МЧС, они уже выезжают, забирают.

Весь город усыпан обломками каких-то орудий, снарядов – множество осколков на асфальте, какие-то иголки, куски металла, большие и маленькие… На перекрестке стоит искореженный обожженный огнем танк. На соседней улице такой же выжженный огнем БТР. Напротив – расстрелянное в упор здание. Когда-то в нем кто-то жил. Из разбитых окон вырываются наружу красивые занавески… Вся квартира без окон, как на ладони. На столе кружки то ли с чаем, то ли с кофе. На плите стоят кастрюли. На продуваемом февральским ветром подоконнике еще стоят горшки с комнатными цветами. Чья-то привычная жизнь прервалась войной в одно мгновение.

МЧСовцы грузят на эвакуатор навсегда «припаркованный» танк. Вернее, то, что от него осталось. Собирают обломки войны и тоже грузят все это в кузов.

- Наша главная задача – вернуть город к мирной жизни, восстановить системы жизнеобеспечения, помочь мирному населению, которое здесь осталось, - рассказывает заместитель министра МЧС ДНР Дмитрий Костямин.

По приблизительным подсчетам, в Углегорске сегодня осталось около 500 жителей. В соседнем Дебальцево эта цифра значительно больше. Как рассказал журналистам мэр города Александр Афендиков, в период активных боевых действий в городе оставалось около пяти тысяч человек. Сейчас, когда линия фронта отодвинулась, люди начали возвращаться. Число местного населения оценивается примерно в 7 тысяч человек. 

Некоторые из них до сих пор не могут перебороть страх и выйти из подвалов, несмотря на то, что в городе уже тихо.

В убежище под зданием городской администрации в самом центре Дебальцево и сегодня продолжают обитать около 50 человек. Среди них 10 детей. Само здание тоже серьезно пострадало – нет почти ни одного целого окна, побиты стены, но в подвале относительно безопасно. Разговаривать люди не хотят. Молча вздыхают. На вопрос, как вы тут, отвечают: страшно…

- Мы сейчас приводим в порядок несколько общежитий, чтобы переселить  туда людей из убежищ. Многим ведь некуда возвращаться, жилье разрушено, - рассказывает Александр Афендиков.

Буквально на днях заработало одно крыло в городской больнице. По всему зданию гуляет ветер… Практически все окна остались без стекол. Уцелели только несколько пластиковых на первом этаже. В этих комнатах и организовали мини-отделение на 10 коек. Грели здание буржуйками. Ни света, ни отопления здесь тоже нет. 

- По врачам – несколько человек осталось из местных, еще несколько человек приехали из Донецка, работают здесь на волонтерских началах, - рассказал Александр Афендиков.

На центральной площади Дебальцево – большая очередь. Вернее, их несколько. Одна стоит за хлебом и свечками – буханка хлеба и пачка свечек в одни руки. Здесь же организован пункт выдачи гуманитарной помощи от Красного Креста – в ящичках людям выдают продукты питания. Чуть дальше – что-то похожее на секонд-хэнд. Здесь же можно выбрать себе теплые вещи. Получившие помощь перекочевывают в соседнюю очередь – туда, где выдают единовременную денежную социальную помощь. По 1000 гривен пенсионерам, инвалидам и матерям-одиночкам.

- У людей появились хоть какие-то деньги, поэтому уже завтра в городе будет организована выездная торговля, где они смогут купить самое необходимое: продукты, предметы личной гигиены, - рассказывает министр МЧС Алексей Кострубицкий.

Это удивительно, но люди в очередях находят в себе силы даже улыбаться. В веренице выстроившихся за буханкой хлеба далеко не одни старики. Много людей среднего возраста. Есть и молодежь. Есть и детки.

- Выжили и благодарим за это Бога, - говорит Оксана. – Тяжело было, очень тяжело и очень страшно. Главное, чтобы весь этот кошмар больше никогда не повторился. 

Народ на площади активно общается, что-то живо обсуждает.

- Связи у нас нет. Пришли вот хоть на людей посмотреть. Пока в подвалах сидели, чуть совсем  не одичали, - смеется Наталья. – Телефоны вот разрешили подзарядить, фонарики. Света же нет. Да и вообще, хоть новости узнать, что где творится.

МЧСники не покладая рук все время в движении. Одни рубят дрова для полевой кухни, другие набирают воду из привозного бачка, ведут людей на обед в надувной модуль, оборудованный под столовую. Кто-то временно стал психологом и слушает соскучившуюся по людям бабулю, которой просто надо выговориться…

- Сейчас делается все возможное, чтобы в максимально короткие сроки вернуть город к нормальной жизни, - говорит мэр Дебальцево Александр Афендиков. – Восстанавливать предстоит много, очень много. Вы сами все видите. Город разрушен на 80%. И нам очень нужны крепкие мужские руки, чтобы эти завалы разгребать и восстанавливать, и женские руки, чтобы мужчин кормить и помогать им. Радует, что местное население отзывается. Уже есть желающие, которые сами приходят и предлагают нам свою помощь. Если нам никто не будет мешать, через два месяца вы приедете сюда и город не узнаете.

Выезжали из Дебальцево уже вечером. Смеркалось, но на улицах по-прежнему были люди. Особенно удивили несколько компаний с детскими колясками. Люди вышли не просто на прогулку. В подвалах и убежищах, которые стали для них на несколько недель единственной возможностью выжить, они просто соскучились по воздуху, по небу, по солнцу, по ветру, по другим людям… Город оживает.

Фото автора 



Загрузка...