ТОРЖЕСТВО ПРАВДЫ. ЧЕРЕЗ ГОДА
В Санкт-Петербурге,в преддверии празднования Великой Победы, в одном из залов «Ленэкспо» открылась трехмерная панорама «Битва за Берлин – подвиг знаменосцев». В основу экспозиции взята история штурмовой бригады разведчиков Семена Сорокина, которая одна из многих, но при этом и одна из первых, водрузила самодельный стяг над Рейхстагом. В составе бригады, причем в самой активной ее части, был макеевчанин Виктор Правоторов. Это именно он написал на одной из колонн Рейхстага: «Знай наших. Мы из Донбасса, из Макеевки». Это позволило ему войти в историю государства. За это он был уволен из редакции газеты «Макеевский рабочий».
3D ЭФФЕКТ
Вернемся в Петербург. Оттуда и начнем свой экскурс в историю. Трехмерная панорама, созданная к 70-летию Великой Победы, позволяет переместиться в победный 45-й. Экспозиция не случайно посвящена штурмовой бригаде Семена Сорокина, которая одна из многих групп водрузила самодельный флаг над Рейхстагом. На самом деле таких групп, и таких знамен было множество, и никто на самом деле не знает, кто был первым.
Бригада Сорокина выбрана не случайно. Это именно ее в историческом порыве навечно запечатлел документалист Роман Кармен. О других подобных знаменосцах просто мало что известно. На основе сохранившейся хроники, фотографий и воссоздана реальная картина.
ГРУСТНАЯ ИСТОРИЯ. ЕСЛИ БЫ НЕ БРАТЬЯ
Макеевчанин Виктор Правоторов ушел на войну вместе с тремя старшими братьями в первые ее дни.
Воевал в 150-й стрелковой ордена Кутузова II степени Идрицкой дивизии.
Кавалер орденов Красного Знамени, Отечественной войны II степени и Красной Звезды, медали «За взятие Берлина» и других наград.
В наградном листе значилось: «Пробившись на верхний этаж, тов. Правоторов с группой бойцов в 14.25 водрузили над рейхстагом Красное Знамя».
Демобилизовавшись, бывший разведчик работал корреспондентом газеты «Макеевский рабочий» и городского радио. 9 мая 1946 г. он рассказал читателям о тех незабываемых мгновениях. В тот же день был опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении звания Героя Советского Союза сержанту Михаилу Егорову и младшему сержанту Мелитону Кантария, установивших Знамя Победы на куполе Рейхстага на рассвете 1 мая 1945 г. Автора статьи обвинили в хвастовстве и самозванстве. Виктор Николаевич вынужден был оставить журналистику и стать заведующим продовольственным складом.
В 1973 году, через 11 лет после смерти Виктора Правоторова, в Военном издательстве Министерства обороны СССР вышла документальная повесть Максима Сбойчакова «Они брали Рейхстаг», в которой и была восстановлена справедливость.
Когда к печати готовилось книга, «… в издательство пришел московский инженер Николай Николаевич Правоторов, поведавший о судьбе своего брата Виктора, бывшего парторга взвода разведки.
Вернувшись с войны в Макеевку, Виктор попробовал работать корреспондентом. Получилось. Жур-налистика отвечала его пылкому, прямому характеру, увлекала.
К годовщине штурма Рейхстага редакция газеты «Макеевский рабочий» заказала ему статью. Виктор написал краткие, но довольно эмоциональные воспоминания о штурме, о том, как их группа разведчиков пробиралась через площадь. В них были и такие строки:
«Никогда не забыть дни конца апреля и начала мая 1945 года. Мне в числе других выпало счастье быть участником этих исторических боев, штурмовать германскую столицу, немецкий Рейхстаг и водружать на нем Знамя нашей Победы.
Берлин... Ненавистный, проклятый миром город! Мы думали о нем еще в начале войны, когда грудью отстаивали Ленинград и Москву, когда мерзли в топких калининских болотах. Никогда не покидала нас мысль об этом городе, откуда, словно спрут, протягивал черные лапы германский фашизм. И мы говорили себе: «Мы будем в Берлине. Будем во что бы то ни стало!»
И вот Берлин перед нами... За четыре года войны я не видел у бойцов такого энтузиазма, как в эти последние дни войны. И хотя победа была близка, а вместе с ней близко счастье мирной жизни, каждый шел на смерть без страха и колебаний.
...В Рейхстаг пробивались все новые и новые отряды наших бойцов. Поздно ночью мы встретились с пехотинцами из другого полка — Егоровым и Кантария. Сопровождаемые группой автоматчиков, они водрузили над Рейхстагом Знамя Военного совета армии».
Читатели тепло встретили свидетельство земляка, оставившего свою подпись на Рейхстаге. Но в Макеевке нашелся чиновник, увидевший в статье крамолу, приклеил автору ярлык самозванца и хвастуна, вынудил оставить любимую работу.
Конечно, Виктору не так трудно было опровергнуть ложь: за штурм Рейхстага и водружение на нем флага он награжден орденом Красного Знамени, а всего у него было четыре ордена и четыре медали. Но он не обратился в партийные органы. С горькой обидой перешел на работу заведующего продскладами города. Даже боевым друзьям ничего не сообщил.
Сослуживцы уважали его за искренность и чуткость, за принципиальность и непримиримость к беспорядкам, которых он не терпел. В 1962 году Виктор трагически погиб. Однажды увидел электрический провод высокого напряжения, небрежно брошенный в проходе ремонтниками здания продсклада. Это могло привести к несчастным случаям. Он решил устранить опасность — подвесить провод на крюк, вбитый в стену. Взялся за провод, а он в этом месте оказался оголенным. Виктор Николаевич был смертельно поражен током. И вот его брат, Николай Николаевич, принес в Институт марксизма-ленинизма переплетенную рукопись, более двухсот страниц, с фотографиями.
— Это воспоминания бывших разведчиков, — пояснил он. — Наш памятник брату.
После гибели Виктора его братья Николай; Василий, корреспондент «Макеевского рабочего»; и Семен, редактор многотиражной газеты «По ленинскому пути», а также двоюродный брат Алексей Никитович, модельщик по дереву опытного завода научно- исследовательского института, продолжительное время разыскивали его боевых друзей, большинство из которых награждены за Рейхстаг орденом Красного Знамени; получили от них воспоминания, ликвидирующие некоторый пробел в описании штурма Рейхстага. В частности прояснился важный вопрос, который у многих вызывал недоумение: как разведчики сумели пройти по Рейхстагу, где было множество фашистов?
Оказывается, когда в одиннадцать, а затем в тринадцать часов на Рейхстаг обрушилась наша артиллерия, гитлеровцы убежали в подвал. Этот момент разведчики и использовали. А пока укрепляли флаг на фронтоне, в Рейхстаг пробилась часть бойцов роты Греченкова. Они перво-наперво закупорили выходы из подвала. Гитлеровцы пробовали вылезать из подвала, но получали отпор. Конечно, если бы они знали, что ворвалась всего горстка бойцов, могли бы их смять. Но в том-то и дело, что этого они не знали. С теми же, которым удавалось пробиться из подвала, вели бой подразделения 674-го и 756-го полков.
В июне 1965 года «Макеевский рабочий» напечатал очерк Семена Правоторова «Слово о брате», в котором он рассказал, каким радостным явился Виктор с фронта, с какой гордостью показывал военные газеты, фотографии, говорил о товарищах. Семен Николаевич снова воспроизвел здесь воспоминания Виктора, напечатанные в сорок шестом году.
Уместны в очерке и ссылки на опубликованные материалы в газетах и журналах, в частности на статьи известного кинооператора, лауреата Ленинской премии Р. Кармена «Как это было», опубликованные в четырех номерах «Московского комсомольца» (за 27, 28, 29 и 30 апреля 1965 года), и на воспоминания лейтенанта запаса С. Сорокина «Первый флаг над Рейхстагом» в той же газете за 11 мая 1965 года. Это важные свидетельства о подвиге разведчиков.
Виктор Правоторов. Человек, который защитил Родину, но не смог защитить себя.
Не проходите мимо! Приглашаем вас посетить мир кино! Самые главные новинки фильмов на сайте hdstok.ru ждут вас! Заходите скорее и наслаждайтесь просмотром любимых фильмов! Ждем вас с нетерпением!