«Щука». Возвращение
«Прощай, любимый город! Уходим завтра в море…». Это любимая песня экипажа подводной лодки «Щ-216», которая ушла на свое последнее боевое задание в феврале 1944-го и вернулась… спустя 70 лет. Все эти годы лодка и все 47 членов экипажа считались без вести пропавшими. Летом 2013 года «Щука» была обнаружена у берегов Тарханкута. Через 70 лет родственники наконец-то узнали, где могила их дедов и прадедов.
В составе экипажа «Щ-216» были наши земляки, уроженцы Донбасса Федор Дроздов и Степан Грузан. Поэтому тема, конечно, вызвала интерес. За несколько месяцев
командной работы было собрано столько материалов, что в рамки газетных публикаций они уже не помещались. В итоге весной прошлого года родилась замечательная киноистория о «Щуке» - «Всему экипажу Щ-216 посвящается…». А спустя год, в мае 2015-го, наш фильм о «Щуке» стал одним из победителей VI Всероссийского кинофестиваля «Мы из подплава»! Фильм признан лучшим в номинации «Подводник – профессия героическая»!
Я не знаю, какие эмоции испытывают люди, которые получают «Оскар», но мы плакали, когда на большом экране в Севастопольском Доме офицеров флота показывали нашу «Щуку»… На экране – кадры военной хроники, воспоминания родственников экипажа, откровения подводников, а в зале - школьники, курсанты и кадеты. Не уходят, смотрят.
Самое ценное во всем этом, конечно, не приз фестиваля, не диплом и не звание… Эта удивительная история, ожившая через 70 лет, объединила, подружила, познакомила… огромное количество людей. Экипаж «Щ-216» продолжает расти и сегодня. Пока мы искали потомков подводников «Щуки», потомки искали нас! И мы нашли друг друга.
На фестиваль в Севастополь из Израиля прилетела родная внучка командира «Щ-216» Григория Карбовского – Марианна Карбовская. Она носит фамилию своего героического деда. И в их семье память - не просто слово. К сожалению, год назад, снимая фильм, мы еще не были знакомы с Марианной. Поэтому продолжение следует… А учитывая, что на фестивале Марианна отказывала в интервью даже НТВшникам, пообещав все права на интервью журналистам газеты «Макеевский рабочий», продолжение обещает быть очень интересным!
Память живет, и это главное!
- В нашей семье история о дедушке живет и передается из поколения в поколение уже много лет, - рассказывает Марианна. – Память о нем всем нам, детям и внукам Григория Карбовского, передала моя бабушка, его жена. Он вывез ее из Феодосии в сорок четвертом в Батуми, а сам отправился в боевой поход, из которого не вернулся. Бабушка тогда была беременна моим отцом, она назвала его Григорием, в честь мужа. Всю жизнь бабушка хранила светлую память о дедушке, замуж не выходила. Она его очень любила.
Слушая то, что рассказывают подводники, изучавшие архивы о «Щуке», о ее деде, Марианна говорит:
- Мой сын Стив, которому сегодня 20 лет, очень похож по характеру на прадеда. Да и я сама, когда начинают наваливаться жизненные проблемы, говорю себе: «Марианна, ты же внучка командира!»
В рамках фестиваля нам удалось также посетить феодосийский филиал Черноморского центра подводных исследований. Именно там сегодня хранятся поднятая рубка «Щ-216» и орудия. Как рассказал директор феодосийского филиала Черноморского центра подводных исследований Виктор Вахонеев, в ближайшее время рубку снова затопят – под водой она сохранится гораздо дольше, чем на открытом воздухе. Рубка станет одним из экспонатов подводного музея-парка для дайверов, который планируется обустроить на 20-метровой глубине недалеко от Феодосии. Еще одним экспонатом этого уникального подводного музея станет колокол-рында. В прошлом году по инициативе нашего земляка колокол был отлит на Донецком металлургическом заводе. Вместе с маленьким 10-килограммовым колоколом был отлит еще один – 100-килограммовый с именами всех 47 членов экипажа «Щ-216». Этот колокол станет частью мемориального комплекса, который к 2016 году будет построен в Феодосии в память о невернувшихся экипажах подводных лодок.
В феодосийском филиале Черноморского центра
подводных исследований нас ждал без преувеличения бесценный подарок: родственникам членов экипажа и гостям из Донбасса Виктор Вахонеев вручил фрагменты обшивки корпуса «Щ-216», поднятые из глубин Черного моря.
- Сама лодка и ее содержимое представляют большую историческую ценность, - рассказал он. – Дайверы, которые спускались на дно, сделали выводы, что некоторые отсеки лодки остались незатопленными, то есть там до сих пор сохранились личные вещи экипажа, документы. Технически была возможность вскрыть и проникнуть туда. И вы себе не представляете, каким был соблазн! Но этика в данном случае оказалась выше. Все же это братская могила. Из уважения к экипажу в конце концов, после долгих споров, было принято решение не тревожить экипаж.
Сегодня исследователи стараются сохранить в секрете точные координаты расположения подводной лодки, чтобы уберечь ее от охотников-«черных дайверов».
- Вам, Марианна, я передам точные координаты местонахождения «Щуки», - пообещал внучке командира Виктор Вахонеев.
Кроме Марианны в Севастополь прибыли родственники и других членов экипажа. Алексей Саунин, внучатый племянник Сергея Саунина, приехал с сыном Дмитрием из Наро-Фоминска. Прямых потомков у Сергея Саунина не осталось – он был очень молод и, как многие другие члены экипажа, еще не успел создать свою семью… Память о нем хранят дети и внуки его брата.
В феврале 1944-го, когда «Щука» навсегда осталась в море, до освобождения Крыма оставалось всего два месяца. Кто-то должен был заплатить за эту Победу собственной жизнью.