Макеевский рабочий | Что такое дефолт, и с чем его едят?


Что такое дефолт, и с чем его едят?

01.09.2015
<< >> 

Вернее, с чем будут потреблять его последствия «пересичные украинцы»? Я не зря не спрашиваю – быть или не быть, даже если транши и смогут оттянуть Украину от пропасти, то не так, чтобы на долгое время, да и обернется сие в конечном итоге куда худшими последствиями – Украина ведь не Греция, не член Евросоюза, и возиться с ней вряд ли кто-то будет, тем более с таким усердием, с каким нянчатся с Элладой. Да и худший вариант не исключишь, несмотря на огромное количество статей в украинских СМИ под общим названием «Дефолт не только не вреден, но даже полезен». Но давайте разберемся.
 

Украинская экономика сейчас - одна из самых убыточных в мире, 24 миллиарда чистого убытка за 7 месяцев 2015 года, и дна еще не видно – транши прикрыли соломкой ближайшую яму. Но война лишь усиливает негативные тенденции и ускоряет падение экономики.  По самым щадящим прогнозам, к концу года экономика Украины потеряет не менее 40 миллиардов, а это ни много ни мало больше трети ВВП. И что? Чем «платить по векселям» уже в январе 2016-го?  Получится, как в Греции, – очередной кредит пойдет даже не на погашение предыдущего, а на выплату процентов; ну, конечно, мы забыли о карманах, куда тоже доля малая попасть обязана. Однако сейчас я не об этом.
Терпение Европы не бесконечно, да и интерес к украинским активам значительно снизился вследствие многих и очень обидных для Порошенко и компании причин, перечислять которые лишний раз не стану. Лопнувшее терпение обернется захлопнувшимся европейским кошельком и требованием выплаты многомиллиардного долга. Тогда неизбежный дефолт станет явью. Вы же понимаете: те, кто набирал долги, быстро смоется в ближайший Сингапур, а простые украинцы останутся. Что их ждет?
О зарплатах бюджетникам и пенсиях даже говорить не стану – сами знаете. Уже сейчас более половины предприятий заявляют об убыточности; прибыли тех, кто еще держится в лодке, упали более чем в 5 раз, а это означает резкое таяние финансового ручья в бюджет страны. Пример – 98-й год – черный год технического дефолта. Украина не просто потеряет инвестиционную привлекательность, а ей вообще долгое время никто денег не даст. В результате правительство будет под прикрытием непонятных реформ вытягивать остатки накоплений у простых граждан, масштаб реальной инфляции и обнищания населения даже сложно предсказать еще и потому, что экономить государство будет на социальных программах, ибо больше ему экономить будет не на чем. Плюс повальная безработица, истинные масштабы которой Украина тщательно скрывает уже теперь. Падение рождаемости, рост преступности и смертности… все это уже было, все это еще свежо в нашей памяти. Я уже не говорю о «замораживании» средств на счетах как юридических, так и физических лиц – вы еще не забыли октябрь 2008-го?
Но дефолт в 1998-м и в 2008-м не происходил на фоне безобразной и разрушительной войны, в то время как у военного 2015-го будут некоторые особенности. Во-первых, благодаря безработице поставки «пушечного мяса» для так называемой АТО (если кто-то пообещает платить, а ведь знаем, обещалки уже были!)  многократно увеличатся, особенно после рассказов бывалых вояк о прелестях грабежа домов богатеньких сепаратистов. То есть дефолт для Украины станет этаким помощником, очередной формой раз за разом проваливающейся мобилизации.  Во-вторых, дефолт спишет грехи для проворовавшихся и непиарившихся на фоне Пети или Сени – такое уже бывало, когда долги частных компаний мягко оказываются государственными долгами, а родная тетя должника (мать, брат или другое подставное лицо) внезапно всплывает в Бразилии с парой миллионов на счету.
Ну, и, в-третьих, падение доходов «середняка» и мелкого предпринимателя до нуля создаст армию грузчиков-уборщиц-разнорабочих и прочей дешевой рабсилы, на плечах которых и можно будет выносить все тяготы дефолта для расторопной олигархии.
Но это, конечно, в случае «хорошего дефолта», т. е. такого, при котором всего лишь останавливаются инвестиционные программы, конфискуется госсобственность за рубежом, в пепле догорают банки, но простой люд не мрет на улицах от голода, а пашет на благо родины за обесценившиеся тугрики, коих хватает только на черную булку.
Только боюсь, что «хороший дефолт» Украине не светит, а светит самый плохой вариант, от гуманитарных последствий не спасет даже терпеливый до голодного обморока украинец. По той простой причине, что у украинцев не останется ничего, что можно будет поднимать в качестве хозяина, но останется только возможность закончить свою жизнь в роли раба на благо иностранного пана.
Для таких прогнозов не нужно быть макроэкономистом - чистая арифметика.
И дальше тоже пойдет арифметика, только прикладная.
Долг Украине никто прощать не станет, проценты будут капать на проценты, кредиторы, каждый из которых захочет получить первый номер в очереди на выплату долгов, станут играть в игры аки волки около дохнущей коровы, стремясь не попасть в список «списанных долгов». Вы понимаете, о чем я? О «большой иностранной приватизации» с освобождением от налогов, о приобретении за долги, то есть бесплатно, всех оставшихся в распоряжении государства активов кредиторами, о новой волне офшорных схем и прочем, что отнюдь не будет способствовать обновлению, читай – обнулению экономики, а прямо приведет Украину к экономическому коллапсу со всеми вытекающими социальными и гуманитарными последствиями, которым самое мягкое название «повальная стагнация».
Тем более мне непонятны самоубийственные действия властей Украины, которые вместо раздачи пассажирам «Титаника» спасательных жилетов, протыкают дырки в малочисленных шлюпках.
Между прочим, стоило бы Порошенко со товарищи вспомнить печальный опыт Аргентины, которой пришлось в 2001 году передать кредиторам (угадайте кому?) огромные территории своих земель сельскохозяйственного назначения. Да вот закавыка – Яценюк признался намедни, что он-де не считает Украину родиной, а значит, будет действовать по принципу: «не мое – не жалко». Вот только для простых украинцев это может обернуться крахом и скитаниями в нищете. Но даже в таких невеселых перспективах хунта (простите мне это название, не удержалась) продолжает дорогостоящую войну без оглядки на грядущую финансовую пропасть, да что там, они грызутся даже между собой. За власть. Группировки (чуть не сказала «банды») Порошенко, Тимошенко, Яценюка, Коломойского и иже с ними изо всех сил пыжатся уничтожить друг друга, а до экономики им и дела нет…
Знаете, есть еще один вариант развития ситуации – это когда дефолт Украины откроет глаза многим, ратовавшим за национальную идею скакунам, и консолидирует недовольных с идеями ДНР и ЛНР. А что? Такое вполне возможно, тем более что многие до сих пор помнят, как они скакали против олигархии и «кровавого тирана», а многие уже понимают, что доскакалась Украина до умножения олигархии и до настоящего «кровавого тирана».
Вот только людей жаль. И времени. Которое будет потеряно. Впрочем, поживем – увидим.
В юриспруденции есть понятие дееспособность. Человек, объявленный судом недееспособным, лишается прав распоряжаться своим имуществом, не может быть ответственным за свои поступки и не управляет своей жизнью.
Предлагаю объявить парламент Украины, который попросту не способен работать, недееспособным. Также предлагаю объявить сумасшедшими всю нынешнюю киевскую биомассу, присосавшуюся к трону. А вот тогда каждое их решение, каждая подпись на международном договоре могут быть признаны недействительными, в особенности кредитные контракты.
Но это я так… мечтаю…

Майя Климова



Загрузка...