Макеевский рабочий | Вечерняя школа. Последний бастион.


Вечерняя школа. Последний бастион.

28.09.2015
<< >> 
Я практически уверена в том, что для большинства наших читателей тема, поднятая в этом материале, станет  неожиданной. 
 Мы расскажем вам о работе вечерней школы в нашем городе. Как оказалось, она есть, причем не одна. Но если с первой все понятно, она находится в колонии для несовершеннолетних, то вторая расположена в самом центре города и работает в полноценном режиме несколько десятков лет без остановок и перерывов. Да, здесь меньше учащихся, нежели в обычных общеобразовательных, но ненамного. В этом году, например, ее посещает более 200 учеников. И эта цифра среднестатистическая на протяжении многих лет.
Для многих из нас представление о вечерней школе сложилось благодаря фильмам «Весна на Заречной улице», «Большая перемена»… Сразу скажу, что нынешняя Макеевская вечерняя школа №8 если что-то  общее и имеет с киношной, то, как говорят, только по касательной.  В прошлом, в вечерних школах учились представители рабочей молодежи, которым война, Великая Отечественная, помешала получить образование. Учились по вечерам, после рабочей смены. В нынешней школе тоже учатся и работающие люди, и семейные, и многодетные, только причины другие. Как правило, социальные. Не все вписываются в рамки обычных стандартов и становятся если не изгоями в привычном обществе – в обычной школе, то - элементами нежелательными. Забеременевшая восьмиклассница, не желающая избавляться от ребенка; местный хулиган, кулаками отстаивающий свое право по одежке, очень скромной, протягивать ножки; дети из семей верующих со своей неактивной позицией; из необеспеченных многодетных семей, где вынуждены в раннем возрасте примерять на себя взрослую ответственность; попавшие в другие жизненные переплеты… Их выталкивает среда, вынуждая искать альтернативу. И, слава Богу,  она есть. Потому как образование – категория обязательная, и рано или поздно его придется получать. 
- Учащихся у нас в этом учебном году 223 человека, - рассказывает директор школы Наталья Величко. -  Из них 111 несовершеннолетние и 112 – совершеннолетние. Обычно у нас больше  несовершеннолетних, а вот в этом году наоборот. Возраст самый разный – самому младшему 13 лет, самому старшему – 38. Бывают и старше. И это у нас скорее правило, чем исключение из него.
В прошлом году у нас школу закончил мужчина, у которого шестеро детей. В свое время он не получил образования, а потом жизнь так сложилась, что, чтобы занять какую-то должность, нужно образование, вот он и пришел к нам в школу за ним.
Так что хорошо, что  существует наша школа.
У нас в вечерней школе две формы обучения – очная, в этом году ее переименовали в очно-заочную, и это правильно и удобно для всех – и детям,  и преподавателям. И заочная, которая предполагает консультации и выполнение практической части работ.
У нас можно получить основное общее и среднее общее образование.
Обучение в нашей школе начинается с восьмого класса по двенадцатый. С этого учебного года перевели нас на 11-летнее образование.
- Вы работаете по  какой-то специальной программе?
- Да. Уроки ведь  у нас не каждый день, а только четыре раза в неделю. Больше ученики занимаются самостоятельно. Много учеников, которые работают, и учениц с маленькими детками. Есть мамочки, у которых по пятеро детей. Конечно, они не могут каждый день приходить на занятия. Наша программа все это учитывает и позволяет даже в таком режиме получить полноценное образование.
Коллектив преподавателей в школе, мягко сказать, небольшой – восемь учителей. Все женщины. И почему-то это не удивляет. Психолога нет. По штату не положено. Хотя, был бы совсем нелишним. Ребята-то все с душевными, психологическими травмами.
- Почему в нашей школе ребятам легче адаптироваться? – задает вопрос завуч школы Елена Квасневская и сама на него отвечает:  – Потому что у нас нет социальной расслоенности. У нас все одинаковые. У каждого своя история, объясняющая, почему тот или иной ученик оказался в нашей школе. Он приходит с этой историей, и она никуда не девается. Ребенок продолжает жить в той же среде. 
Для нас сигналом служит любое изменение в настроении, заплаканное лицо… Хорошо, что они нам доверяют, рассказывают все. Мы переживаем с ними все их неприятности, проблемы и стараемся помочь, если не делом, то хотя бы советом. 
А это очень важно, особенно когда и посоветоваться не с кем.
Так вот, о коллективе. Здесь каждый Личность с большой буквы. А по-другому здесь просто не выдержать. Здесь мало быть хорошим физиком, математиком, филологом. Здесь мало учить предметам. Зачастую здесь нужно учить жить.
И нужно сказать, что первыми помощниками в этом преподавателям становятся ученики, особенно кто постарше. И зарвавшегося на место поставят, и с задачей сложной помогут, и домой проводят, если в этом необходимость возникнет. Одним словом, коллектив.
- К нам из общеобразовательной школы мальчик пришел. Умненький, толковый, задачи повышенной сложности по математике как семечки щелкал, - рассказывает Наталья Викторовна. – А с окружением – в постоянном конфликте. Сколько мы с ним ни беседовали, ни рассказывали, а он если не подерется, то поругается непременно. И ребята сами за него взялись. Бойкот объявляли, через социальные сети общались, - и все это дало результат. Сейчас он учится в техникуме. Я с ним недавно общалась, так он  мне прежде похвастал тем, что у него друзья есть, а уже потом хорошими оценками.
  Вспоминают здесь еще одного своего недавнего ученика, который стал для всех тестом на человечность. 
- Был у нас  мальчик больной церебральным параличом. Родители  документы принесли, а ребенок  в школу не ходит. Пошли мы к нему домой. Поговорили, убедили. Папа начал его водить. Наши дети с первого дня взяли над парнем шефство. Поначалу папа водил, а потом только приводил и забирал. Ребята его сами из класса в класс водили, во всем помогали, - рассказывает Елена Владимировна.
Здесь не боятся сложностей, к проблемам относятся, как к ситуациям, из которых нужно находить выходы, и руки опускают только тогда, когда не удается ученика уберечь, не пустить за черту. 
- Очень огорчаемся, когда мы пытаемся упредить ситуацию, боремся за ученика, объясняем,  чем это может закончиться, а нам не верят и попадают за решетку, - делится Наталья Викторовна. 
Бывает и такое. Не часто, но бывает. А радуются - успехам учеников.
Вы не думайте, говорят, что наши ученики дальше техникума не ходят. И в институтах учатся, и в университетах, и даже трое учеников духовную семинарию закончили и стали священниками.
Все зависит  от человека.
- А еще есть наши ребята, которые в ополчение ушли. Воюют. Война – вот настоящая беда. Закончилась бы она поскорее, а со всем остальным мы справимся. 
И нет оснований им не верить.


Загрузка...