Макеевский рабочий | Талант, рожденный «под шум вагонеток и клети»


Талант, рожденный «под шум вагонеток и клети»

17.11.2015
<< >> 

Он ушел из жизни слишком рано. В расцвете сил и своего таланта, оставив после себя по-честному пронзительные строки; ушел в вечность, чтобы жить в сердцах земляков и почитателей. Николай Анциферов… Ему было лишь 34. Писать бы еще и писать, жить бы и жить, но судьба решила иначе… Николай Анциферов остался в памяти людской певцом шахтерской славы, человеком, любившим свой родной край и его героев – горняков!

Он уже родился с любовью к шахтерскому труду. 28 октября 1930 г. в Макеевке, в простом горняцком поселке шахты «София» (потом им. А. Б. Батова), в потомственной шахтерской семье на свет появился будущий поэт – Николай Степанович Анциферов. Быстро пролетело босоногое детство, опаленное войной, потом было ремесленное училище, и вот Николай – электрослесарь. В горняцкой среде молодой слесарь 5-го разряда был встречен настороженно, но спустя некоторое время одобрительные слова зазвучали из уст товарищей. Колька стал «Степанычем», без него не ладились дела. А потом он решил рискнуть и отнес свои стихи в редакцию «Макеевского рабочего», где они и были впервые опубликованы в 1951 году. Его поэзия сразу же нашла отклик в сердцах земляков. Николай Анциферов писал о рабочем человеке – шахтере, воспевая тяжелый труд горняков. Спустя время поэт перешел работать в редакцию областной газеты «Комсомолец Донбасса», но уже через год вернулся в родную бригаду на шахту. 

А потом были Москва и Литературный институт имени Горького. Макеевский поэт быстро завоевал любовь требовательных читателей, но даже там - в Белокаменной,  до конца своих дней он не отошел от самой важной для себя темы шахтерского труда: «Вы от меня чего-то ждете, а все, что я написал, только о шахтерах, о шахтерах, о шахтерах…»

Николай Анциферов умер 16 декабря 1964 г. Его смерть до сих пор овеяна слухами, но разве важно КАК, когда напрашивается иной вопрос: что смог бы написать поэт еще, проживи год, два, десять?! Ему было лишь 34. Судьба подарила ему короткую, но невероятно яркую жизнь. Он сумел за такой малый срок сделать столько, что многие долгожители не могут похвастаться большим! 

В Макеевском городском худо-жественно-краеведческом музее состоялся вечер памяти поэта, которому в этом году исполнилось бы 85 лет. На вечере собрались члены литературного объединения его имени, любители поэзии, местные поэты и писатели.

- В дни великих людей словно открывается небо, и они смотрят на нас, на то, как мы живем и пишем историю, – такими словами открыла вечер главный специалист отдела культуры администрации города Татьяна Фарисей. – Самое главное, что из поколения в поколение мы сохраняем и передаем девиз: «Славьте Макеевку»! Благодаря нашей верности родному краю город процветает, в нем рождаются и выходят в свет талантливые люди, за которыми будущее. 

К почитателям шахтерского поэта, чтобы еще раз вспомнить талантливого макеевчанина, прибыла и заместитель главы администрации г. Макеевка Ирина Лях.

- Николай Анциферов писал о шахтерах и их труде, потому что сам знал, что это такое. Он спускался вместе с ними под землю, а потом описывал это так, как может только шахтер. Я хочу передать всем вам слова приветствия от главы администрации нашего города Ларисы Толстыкиной и пожелать вам мира, терпения и чтобы наша макеевская земля больше дарила таких великих людей, каким и был Николай Анциферов!

Познакомить макеевчан с творчеством и жизнью поэта, рассказать факты из короткой, но насыщенной биографии земляка взялись ведущие вечера Нила Крыжановская и Владимир Дворянчиков. При содействии литературного объединения им. Анциферова, замечательных чтецов  театра-студии «Гротеск» Андрея Подколзина и Артема Капельцева, а также актера макеевского ТЮЗа Константина Бабанина гости мероприятия смогли на время перенестись в прошлое и «встретиться» с самим Николаем Степановичем. Его стихи звучали так проникновенно, что никто не мог остаться равнодушным. 

На ноте единства поколений завершился вечер, посвященный памяти талантливого макеевчанина, нашего земляка, поэта Николая Анциферова. Его стихи в очередной раз покорили слушателей, а это и есть настоящее признание.

* * *

В воскресенье проходило очередное занятие литобъединения. Там Николай Анциферов прочитал две новые вещи. Разумеется, на шахтерскую тематику, разумеется, с вкраплением (как всегда уместным) юмора. Стихи ребята приняли. Похвалили. Но вот слово взял руководитель литобъединения Михаил Афанасьевич (Фролов). Он говорил так:

— Друзья, и прежде всего Коля. Я вот продолжительное время слушаю твои стихи. Да, они написаны гладко. В них есть наблюдения. Тут ты на коне. Но вот чего я не принимаю, так это твоей манеры воплощать замысел в строки. Ты делаешь слишком просто, я бы сказал, слишком легковесно. Такие стихи не требуют большого труда для написания. Нет в них полнокровных мыслей, философского начала, нет глубины. Обыкновенная констатация фактажа…

Ход мысли Михаила Афанасьевича мне стал понятен. Он, воспитанный на классических образцах поэзии, пишущий в их стиле — выспренном, велеречивом, часто в псевдопафосном исполнении, он неприязненно относился к инакописанию. 

...У Николая иной склад мышления, он не замыкается на привычной тематике в способах решения замысла, у него совершенно иной настрой, иное направление. Ему чужда ложная патетика, высокий слог и пустая декламация. Он ее не принимает. И не делает попыток следовать примеру старших собратьев по перу, которые стараются и писать, и держаться солидно, подобающе эпохе, воспевать строителей прекрасного будущего. 

...А после такого неожиданного внушения маститого поэта (Коля) закручинился, предался унынию. Я понял его: рушилось все, что он уже успел выработать в себе, к чему привык, и что стало ему дорогим и на всю жизнь. Рушилось его кредо. Рушился его стиль. Взятое им направление упиралось в запретительный знак. 

...Ясно, что, послушай он руководителя объединения, отбрось свои манеры, переломи себя, начни писать гладенькие, очень патриотические стишата, каких в ту пору рождалось несметные горы, он бы затерялся в массе серятины и безвкусицы, стал бы обыкновенным, заурядным рифмачом. 

...И я сказал Николаю:

— А ты на все плюнь!

Он поднял глаза и недоуменно уставился на меня:

— Как?

—  Забудь, что ты слышал из уст Михаила Афанасьевича.

— Но он же…

— Пусть он говорит, что ему заблагорассудится. Бог ему судья. А стихи пишешь ты. Ты, а не он, хозяин, творец их. А в этом деле указчики не нужны…

(Из «Повести о шахтерском поэте» 

Леонида САНИНа)




Загрузка...


Больше новостей читайте в печатной версии "Макеевского рабочего".

Газета выходит раз в неделю по пятницам.

Купить газету можно в киосках "Союзпечать", а также выписать в редакции.

Стоимость подписки на месяц (с программой ТВ) - 12,40 грн. или 25 рублей.