Макеевский рабочий | Детская онкология: испытание или приговор?


Детская онкология: испытание или приговор?

07.06.2016
<< >> 

Дети иногда болеют взрослыми болезнями. К сожалению. Ежегодно 15 февраля отмечается День онкобольного ребенка. Впервые этот День был инициирован в Люксембурге в сентябре 2001 года во время ежегодной встречи Международной конфедерации организаций родителей детей, больных раком.

Символом борьбы с детской онкологией является золотая лента. По статистике Всемирной организации здравоохранения, рак — вторая по частоте причина смертности у детей после несчастных случаев.

О том, насколько проблема детской онкологии актуальна сегодня для Макеевки, мы поговорили с главным педиатром Макеевки Людмилой Волчковой.

 

Людмила Волчкова

 

— Людмила Николаевна, насколько часто сегодня диагноз «рак» регистрируется у детей? И как тенденция заболеваемости прослеживается в динамике?
— Онкология у детей, к счастью, не входит в число наиболее распространенных заболеваний. Среднестатистический онкобольной в педиатрии – это 1 ребенок на 450 детей. В Макеевке ситуация несколько иная. При такой статистике у нас было бы 100-120 больных по городу. У нас их на сегодня 37. То есть роста онкозаболеваний у нас нет. Что касается смертности, за год в городе зафиксировано три случая. Важность этой темы в целом заключается в том, что, увы, дети болеют взрослыми болезнями. И когда родителям говорят: ваш ребенок болен раком, – это, конечно, трагедия. Безусловно, медицина демонстрирует успехи в лечении онкобольных, но, согласитесь, сам по себе диагноз «рак» очень отличается от диагноза «острая респираторная инфекция», к примеру. О динамике сложно судить объективно из-за активных миграционных процессов, которые сегодня имеют место. Во всяком случае в части общего числа заболевших. По количеству смертельных случаев роста, слава богу, нет.
— Заболевание сложное. С какими проблемами приходится сталкиваться родителям?
— Вопросов целый ряд. Это и проблемы медицинского характера, и психологического, и социально-экономического, а также этического. На первое место я бы поставила медицинские – это и своевременная диагностика, и адекватные методы лечения. Но это не снимает, конечно, вопросы социальной адаптации.
— Какая симптоматика заболеваемости? Как ее вовремя распознать?
— В данном случае очень важна наблюдательность родителей. Даже педантичность, щепетильность в наблюдении за минимальными, казалось бы, незначительными отклонениями в состоянии ребенка и его поведении. Симптомы могут быть разными в зависимости от онкологического заболевания. На первом месте среди онкологических заболеваний в педиатрии — гематология (злокачественные заболевания кроветворной системы), на втором месте – заболевания кожи и костно-мышечного аппарата, на третьем — заболевания нервной системы. Болезнь развивается нестандартно. Имеем дело с микросимптоматикой. Ребенок начинает быстрее утомляться, может наблюдаться незначительное, до 37,3о, повышение температуры. Где-то может появиться лимфатический узелок. Идем к педиатру. И если симптомы не сопровождаются видимыми причинами, ищем онкогематологию. Диагностика будет не быстрой. Но если у родителей есть настороженность, то лучше перестраховаться. Чем раньше забьем тревогу и распознаем онкологию, чем раньше начнем лечение, тем существенней будет эффект.
— Как вы оцениваете возможности для диагностики на месте, в Макеевке? 
— Они неплохие. У нас в арсенале появились такие методы обследования, которые раньше были труднодоступны. Кроме банальных анализа крови, УЗИ внутренних органов и рентгеновского исследования, у нас есть КТ (компьютерная томография) и МРТ (магнитно-резонансная томография), которые проводятся на высоком уровне с качественной расшифровкой результатов. При выявлении патологии отправляем пациентов в Донецк либо в Республиканскую детскую клиническую больницу, либо в Республиканский онкодиспансер. Эти клиники специализированные, и возможностей для оказания качественной медицинской помощи там, конечно, больше. Наша задача – вовремя распознать и поставить диагноз.
— Людмила Николаевна, откуда у маленьких детей появляются столь серьезные проблемы? Что может спровоцировать онкологию у ребенка?
— Если бы медицина знала! И этот вопрос касается не только возникновения онкозаболеваний. На протяжении многих десятилетий медицинские умы борются над тем, чтобы установить причину возникновения онкологии. Их масса. Нельзя сбрасывать со счетов вирусную природу, сбой иммунитета, наследственный фактор. Онкология может проявиться и как осложнение после перенесенных травм и других заболеваний. И даже жизнь в состоянии стресса тоже может спровоцировать развитие онкозаболевания. Но на первое место мы выносим все-таки сбой иммунитета. Когда в иммунной системе имеются «поломки», все факторы, которые я перечисляла выше, тоже начинают включаться. Поэтому хороший иммунитет – прежде всего!
Крайне важно родителям, в чьи семьи пришла такая беда, — не опускать руки и не сдаваться. Заболевание тяжелое, лечение длительное. Поэтому терпение и вера в будущее здесь необходимы как ни в каком другом случае.
— Болезнь очень сложная не только в лечении, но и в эмоциональном плане. Получают ли семьи, в которых есть онкобольные дети, психологическое сопровождение?
— На каждого ребенка-инвалида (а онкобольной – это инвалид) составляется индивидуальная программа реабилитации, где вопрос социального сопровождения тоже оговаривается. Но если быть честными, эта работа часто носит формальный характер. Естественно, сказывается неукоплектованность штатов педиатров. Но это не должно никого оправдывать. Даже когда ты работаешь за себя и за того парня, надо уметь находить в себе силы абстрагироваться от каждодневных проблем и максимально стараться поддержать больного. Ведь слово действительно лечит. Психологическая поддержка, исходящая от педиатра, может сыграть огромную роль. В ней нуждаются и родители, и дети. Тем более, если речь идет о семи-, восьмилетних детях, подростках, которые уже прекрасно понимают, что с ними происходит. В части оказания психологической помощи могли бы подключаться и волонтерские организации. При Детском клиническом центре создана «Клиника, дружественная к молодежи». В штате Клиники есть психолог, поэтому психологическим сопровождением семьям, столкнувшимся с такой бедой, здесь тоже помогут.
— Затраты на лечение ложатся в большей части на родителей?
— По-разному может складываться. На родителей, конечно, ложится существенная доля затрат. Препараты дорогие. Лечение длительное – 4-5 циклов химеотерапии. Активно к сбору средств на лечение онкобольных деток подключаются благотворительные фонды, волонтерские организации. Сбор средств на такие цели не только у нас проводится – увы, онкологией болеют дети по всему миру. Уверена, и макеевчане с подобными программами сталкивались. Надеемся, что со временем и государство начнет уделять внимание таким детям и не оставит их без своей заботы. Пожелать хочется только одного – чтобы наши дети были здоровыми и чтобы им не приходилось сталкиваться со взрослыми болезнями.

Интервью вела
Елена ЧЕРНУХИНА

Факторы риска
image (1)Термин «детский рак» чаще всего используется для обозначения онкозаболеваний, возникающих у детей в возрасте до 15 лет. Рак у детей составляет от 0,5 до 4,6% от всех онкозаболеваний. Тенденции заболевания детей раком существенно отличаются от таких тенденций среди всех других возрастных групп. В целом, лейкемия составляет примерно треть всех видов рака в детстве. Другие наиболее распространенные злокачественные новообразования — лимфомы и опухоли центральной нервной системы. Существует несколько видов опухолей, которые встречаются почти исключительно у детей, в т.ч. нейробластома, нефробластома, медуллобластома и ретинобластома. Рак груди, легких, толстой или прямой кишки, обычно поражающий взрослых, встречается у детей чрезвычайно редко. На сегодняшний день выявлено лишь несколько однозначных факторов риска возникновения рака у детей. К их числу относятся ионизирующая радиация и прием во время беременности гормона диэтилстилбестрол (это лечение более не применяется). Ряд детских онкозаболеваний связывают также с генетической конституцией в связи с различиями в заболеваемости раком между различными в этническом отношении группами населения. Индивидуальная восприимчивость, зависящая от генетики, также может играть определенную роль.
Реестры онкологических заболеваний, отражающие заболеваемость раком, не ведутся в странах с низким и средним уровнем дохода, поэтому составить всеобъемлющее представление об онкозаболеваниях детей во всем мире затруднительно. В странах с высоким уровнем дохода существует высокая вероятность раннего выявления рака, так как дети обычно находятся под пристальным наблюдением со стороны родителей и врачей. Прогноз выживания здесь – 80%. В странах с низким и средним уровнем дохода прогноз выживания является значительно более низким для детей, у которых диагностирован рак. Помимо плохой оснащенности больниц, не имеющих надлежащих препаратов и оборудования, сказываются и условия недостаточности ресурсов — для многих родителей, которые должны оплачивать лечение из собственных средств, оно просто недоступно.



Загрузка...