Макеевский рабочий | Полвека на страже детства


Полвека на страже детства

07.06.2016
<< >> 

Можете себе представить, как доктор приезжает на дом к пациенту на… лошадке? В 50-е, послевоенные годы зачастую именно так и было. А детская медицина в то время в Макеевке только зарождалась и от педиатрии в нашем понимании была еще очень далека. У медицинского учреждения, как и у человека, тоже есть биография.

Есть она и у городской детской больницы Макеевки, вернее – Детского клинического центра. Так он теперь называется. К слову, 6 марта этого года исполнилось ровно 50 лет с момента открытия детской городской больницы в том месте, куда привыкли водить на прием к педиатру своих малышей современные родители – в больницу на 22-й линии. Начиналась эта история в уже далекие 50-е годы. Как это было, помнят старожилы – медики, которые вылечили не одно поколение макеевчан и трудятся в детской больнице до сих пор. Им слово.

«Это больше, чем работа. Это жизнь»
— В Макеевку я приехала по распределению из Чернигова в 1960 году. Мне было всего 17 лет. Пришли с мамой в гор-здрав и из предложенных вариантов – на шахту, в психбольницу или в детскую ─ выбрали, конечно, детскую. Но как таковой детской больницы тогда не было. Было отделение в районе сегодняшней АС «Плеханова» (сейчас уже и здания того нет), а поликлиника – по ул. Московской, в Доме санитарного просвещения, — рассказывает Людмила Михайловна. — Обязанности главного врача исполнял Евгений Холодов. А вместе с ним работала послевоенный педиатр Сарра Брегман. На участок к деткам она на лошадке ездила, такой был транспорт. Я также работала на участке вместе с педиатром Марией Малеваной. Впоследствии именно она стала первым главным врачом новой городской детской больницы. Строить ее начали в 1964 году на месте бывшего детского сада. А в 1966-м мы уже переехали в новое здание. Участие в строительстве принимал буквально весь коллектив. Приходили после работы, по нескольку часов в день помогали строителям, убирали, мыли… Поэтому буквально все здесь создано руками коллектива. Было очень красиво – «Зеленстрой» много усилий для этого приложил – высадили ели, кусты роз. На территории больницы работал даже фонтан. Открытие больницы было событием городского масштаба. В то время в больнице было два соматических отделения, а в августе того же 1966 года открылась и хирургия. Пять лет я проработала на участке, а потом ушла в ЛОР-кабинет, и вот в июле будет уже 56 лет, как я здесь! Одна запись в трудовой. Пациенты уже своих внуков приводят. Больше полувека прошло, но не было ни одного дня, когда мне не хотелось бы идти на работу. Здесь я познакомилась со своим мужем Эдуардом Эскиным. Он лор-врач. В одном кабинете проработали много лет. И моя дочь Татьяна здесь уже больше 20 лет работает. Это уже больше, чем работа. Это вся моя жизнь.
DSC_0030«Пациенты приводят уже внуков»
— Работать в детскую больницу я пришла в 1971 году. 45 лет здесь! Коллектив у нас всегда был замечательный и очень сплоченный. И работали вместе, и отдыхали. Какие у нас субботники были! — говорит Екатерина Стояновская. — Со многими врачами довелось поработать, много руководителей поменялось за эти годы, но много тех, кого и сегодня вспоминаешь с радостью и теплом в сердце. До сих пор помню Раису Липанову, замечательный был человек и врач. Раису Ивановну в шутку называли «доктором всех детей». Заведующей отделением была Надежда Крыжановская. Ее сын Борис и сегодня работает у нас заведующим палатой интенсивной терапии. За эти годы изменились и мы, и наши пациенты. Ведь дети 70-х и дети 2000-х – они разные. Сегодня дети более раскрепощенные, а тогда были тихие и очень стеснительные. Сейчас у наших маленьких пациентов любимая игрушка – мобильный телефон или планшет. Ты ему массаж делаешь, а мама его фотографиями в мобильном телефоне развлекает. Изменилась и структура детской заболеваемости. Появились болезни, о которых мы раньше и не слышали. Аутизм, к примеру. Сахарный диабет, ВИЧ-инфицированные дети, гипертонические кризы и инсульты у детей… Врожденные патологии. Здесь хочется обратиться к родителям с просьбой быть внимательнее к своим детям, обращать внимание на их здоровье, ведь чем раньше выявлена патология, тем легче ее исправить, с минимальными последствиями для ребенка.
DSC_0046Рабочего стажа — более 100 лет
— В детской больнице я с 1967 года. Как пришел рентгенологом, так и остался. Я хорошо помню, что тогда елочки во дворе больницы были чуть выше меня ростом. А сейчас они уже выше здания, — вспоминает Владимир Ильич.
Глобальные перемены, не побоюсь этого слова, новая эпоха в истории детской больницы началась с приходом Людмилы Алексеевны Мальцевой. Детские отделения из городских больниц начали собираться воедино, с этого началось создание специализированных педиатрических служб.
Стоит отметить, что профессиональная биография Владимира Финкельштейна в некотором смысле уникальна. Подумать только – за его плечами более 100 лет медицинского стажа! Да, такое бывает. Дело в том, что у рентгенологов год работы идет за два. А у Владимира Ильича их 58, из них 54 года – в рентген-службе.
Сегодня, несмотря на почтенный возраст, Владимир Финкельштейн старается идти, что называется, в ногу со временем и не отстает от современных наработок науки, телемедицины, к примеру. Причем не только в теории, но и на практике.
DSC_0001Хирургия. Ровесница больницы
— В больницу я пришла как раз в год открытия, в 1966-м. Летом, в августе, мы открывали первое хирургическое отделение. До этого детской хирургии в Макеевке не было, — рассказывает Галина Судья. — Первым заведующим хирургией был Семен Згривец. И два врача – я и Владимир Шарлай. Когда начали работать, в операционной простаивали сутками. По 10-15 операций в день. Изначально отделение было рассчитано на 30 коек, потом на 40, потом на 60. Работы было много. Больница не была ургентной, то есть круглосуточной, но при этом, если случалось что, мчались сюда в любое время суток, если в нашей помощи нуждались.
DSC_0036Модель педиатрической службы собирали по крупицам
— Целью моей жизни, еще с тех пор, когда я училась в институте, было создание лечебного учреждения именно педиатрического профиля. И реализовать ее мне удалось здесь, в Макеевке. В структуре взрослой больницы педиатрия всегда финансируется по остаточному принципу, а ведь от того, что мы дадим детям, зависит наше будущее. Когда в 90-е мы начали собирать воедино детские отделения, из оборудования, кроме электрокардиографов, в них ничего не было. Сегодня у нас есть все возможности, чтобы обследовать ребенка от пяток до макушки. Создавая объединение, педиатрические службы мы концентрировали по профильности, — говорит Людмила Алексеевна. — Мы старались создать его так, чтобы дети Макеевки в плане оказания медицинской помощи ни в чем не нуждались. И у нас это получилось. За редким исключением у нас есть все детские специалисты. Нет необходимости никуда ехать. Увы, прошедшая не совсем удачная реформа в сфере медицины не самым положительным образом сказалась на результатах нашего труда: то, что мы собирали по крупицам, рискует развалиться на куски. И пострадают от этого дети. Свою модель педиатрической службы мы создавали по сути впервые. Это уже наш опыт приезжали перенимать, по нашему примеру подобные объединения создавались в других городах. В этом смысле мы всегда были школой передового опыта. Как и многие в нашем коллективе, я живу работой. Вся моя жизнь здесь. Наверное, педиатр – это больше, чем профессия. Для всех, кто выбрал для себя этот путь, — это призвание. Что может быть важнее, чем служить детям?



Загрузка...


Больше новостей читайте в печатной версии "Макеевского рабочего".

Газета выходит раз в неделю по пятницам.

Купить газету можно в киосках "Союзпечать", а также выписать в редакции.

Стоимость подписки на месяц (с программой ТВ) - 12,40 грн. или 25 рублей.