Макеевский рабочий | Донецкий Кряж: терпкий аромат степи с привкусом полыни


Донецкий Кряж: терпкий аромат степи с привкусом полыни

01.07.2016
<< 

Если на вопрос о том, что собой представляет Донбасс, вы все еще отвечаете шершавым языком плаката – «край угля и метала, … степей и терриконов», мы вас приглашаем в путешествие. Причем не в дальнее. На автомобиле – минут 40, автобусом – немногим больше. И мы вам обещаем, что ваши стереотипы представления о нашем ерухнут с высокого обрыва и разнесет их ветер по степи, да так тщательно, что не останется о них воспоминаний ни в уме, ни в сердце. А на их месте поселятся удивительные по своей красоте пейзажи: леса, река, горы. Да, именно, горы. И если вы своим глазам не поверите, мы вас в этом убедим, немного позже, с помощью ученых трудов и изысканий. И, конечно, степь. Но не как пейзаж — как мир, который густо населен удивительными растениями, животными, насекомыми. Стоит только присмотреться, принюхаться, и все отступит на второй-третий-четвертый план, потому что здесь происходит не просто свидание с первозданной природой, и даже не единение, а истинное растворение в ней, как единственно органичной и родной среде. Ну что, поехали…

Дорожные наблюдения

Выезжаем из Макеевки и держим курс на Шахтерск. Здесь у нас договорена встреча с начальником рекреационного отдела Республиканского ландшафтного парка «Донецкий кряж» Оксаной Володченко.

Дорога, где лучше, где хуже, но общая оценка очень даже положительная.

Вдоль дороги поля – все засажены. С одной стороны ласковый ветерок треплет рожь, с другой  — наливаются и уже золотятся колосья пшеницы, дальше красуется напоенная летними дождями кукуруза, как будто бы дразнят солнышко первые самые смелые подсолнухи… Великолепное зрелище, отличная иллюстрация к заверениям аграриев о том, что Республика будет с урожаем.

Въезжаем в Шахтерск… и настроение меняется. Здесь была война. Самая настоящая. С танковыми боями в городе, с обстрелами жилых  массивов в центре  и в поселках, его обрамляющих. И не просто следы, а до сих пор кровоточащие раны еще недавно жилых домов, в которых уже никто и никогда жить не будет.

 

Саур- Могила. Округа как на ладони

Совершенно логичной была первая наша остановка после встречи с Оксаной и  Геннадием на Саур-Могиле.  За последнее время в СМИ было много написано о том, что происходило на этом историческом и святом для нас кургане в 2014 году. История, увы, повторилась. Поднимаемся к его вершине, мимо могил ополченцев, мимо памятных пилонов погибшим в Великой Отечественной войне…  Поднимаемся молча. Здесь хозяин – ветер. И быть громче хозяина – неуважительно и неприлично.

Природа берет свое. Обезглавленные снарядами величественные ели пустили в жизнь новые веточки и они нежно прикрывают ожоги, на выжженной  земля пробиваются трава и цветы…  Восстанавливается земля.

Поднявшись на самую высокую точку кургана,  понимаешь, почему за нее шли такие жестокие бои. Округа на многие километры  вдаль, как на ладони.

А если смотреть не через призму войны – какая красота…  В народе говорят, что в ясные безоблачные дни отсюда даже Азовское море видно. Мы, признаюсь,  не видели. На небе были легкие пушистые белоснежные  облака, а на горизонт спускалась легкая, как из тафты, дымка.  Но люди говорят…

 

А теперь давайте послушаем профессионалов

— Наш парк (и.о.директора Сергей Хорошай)  в прошлом году получил республиканский статус,  и мы этому очень рады, — рассказывает Оксана Володченко.  — Расположен он на территории Шахтерского и Амвросиевского районов. Из 7,5 тысяч гектаров, которые он занимает, сохранены все до квадратного метра. У нас совершенно уникальная территория, на которой соседствуют  степи,  реки и другие водоемы, скалы,   древние курганы и горы. Именно горы. Ведь Донецкий кряж – это горный массив, только очень старый.

Растительный и животный мир нашего парка не просто разнообразен. Только ковылей у нас 10 видов, и все они в Красной книге.  Флора парка включает в себя почти 800 видов сосудистых растений. А еще кустарники, деревья. На территории нашего парка есть не просто реликтовые растения (от редакции: реликтовые растения — растения, сохранившиеся на Земле с древности, возраст которых насчитывает миллионы лет),  но и реликтовый  лес.  Леса, к слову, в своем большинстве байрачные, то есть естественные, а не насаженные человеком.  Более сотни  произрастающих у нас растений занесены в различные Красные книги мирового и местного масштабов.

Еще хочется добавить к словам Оксаны, что здесь, в степи, представлен практически весь справочник лекарственных трав.  Тысячелистник, бессмертник, пижма, цикорий, ромашка, чабрец, шалфей…  Лопух – в человеческий рост,  а болиголов – в два человеческих роста.

— Спасибо майским и июньским дождям, — говорит Оксана, — трава пошла в рост, степь цветет второй раз и  сохраняет свой цвет и под палящим солнцем.

Сочная, яркая, благоухающая… Воздух не дышится, а пьется… и вызывает легкое приятное головокружение. А еще здесь не просто дышится хорошо, а еще и выдыхается. Чувствуешь, как чистятся не только легкие, но и мысли. Хорошо-то как!

В парке расположены две горы – Синяя и Ясеневая.  Это в Амвросиевском  районе  возле села Малая Шишовка. Рай для паропланеристов.  До войны сюда съезжались полетать  спортсмены из разных регионов и Украины, и России.  Сейчас желающих поменьше, и  тем не менее гора не пустует. Приезжают и мотопланеристы, и дельтопланеристы. Вид хороший, площадка, но это ничто с дистанцией полета – она доходит до 30 километров!

 

— Разнообразен и животный мир. Всего насчитывается 255 видов позвоночных – млекопитающих, птиц, земноводных. Даже миноги есть. А еще горностаи, американские  норки, барсуки…   О зайцах, лисах, кабанах — я даже не говорю. Многие из них тоже под защитой, или, как мы называем, краснокнижные.

А еще… в донецкой степи живут американские бизоны. Едем к ним.

На свидание… к бизонам

Меры безопасности безусловные. Бизоны – животные дикие, крупные. Не дай Бог им не понравиться или чем-то их встревожить. Тем более, что недавно в их стае произошло пополнение, а они малыша оберегают с особым пристрастием.

Машины оставляем   задолго до места их пастбища. Выключаем мобильные телефоны – никаких резких звуков. Идем тихо с подветренной стороны. Из высокой травы издалека замечаем их горбатые спины. На каждой спине – по птичке. Как правило — это стрижи, которые не просто катаются на бизонах. Они выклевывают из их шерсти блох, клещей и разных других паразитов. Вот такая взаимосвязь в живой природе.

Проходим еще несколько метров и уже видим крутые рога, еще несколько шагов… и бизона мы видим в лицо. Все, здесь стоп. Мы смотрим на бизонов, бизоны смотрят на нас… и для безопасности берут в кольцо своего малыша.

Но нам бы только фото сделать, чтобы вам показать — и все.

— Степь у нас в основном первозданная, — продолжает свой рассказ Оксана Володченкова. – Но нужно понимать, что степь это не только растения, но и животные, которые естественным путем регулируют ее состояние. В степи всегда жили туры. Но они несколько веков назад исчезли с лица земли. И ученые задались вопросом – кто может заменить туров в степи. Более других  подошли бизоны американские. Они очень похожи по своему образу жизни на туров. К нам бизоны приехали в 2008 году из Аскании Новой. Это был пилотный проект. Вначале они жили в вольере на территории в 25 гектаров. Влияние  человека было сведено к минимуму. Их было 6, а теперь 11.  Растет семья.

И войну они пережили здесь. В лесу прятались.

Сейчас бизоны живут в не ограниченном ничем пространстве, а в вольере обитают олени благородные. Тоже из Аскании Новой.

Фотосессию на безопасном для себя расстоянии провели — и назад. Не будем волновать животных.

Едем к Сауровским прудам.

 

 

Вода в степи

Вода эта родниковая, и скапливается она там, где еще не так давно добывали песок. То есть бывшие песчаные карьеры. Их три, но они такие разные. В первом —  вода чистая, прозрачная. И люди купающиеся есть. А еще браконьерствующие. Купающимся и отдыхающим здесь всегда рады. А браконьерам тут же предъявили счет – штраф. Удочкой ловить можно. Сетью тоже можно, но очень накладно.

На берегу несколько зон отдыха с уютными беседками.  Зоны так распределены, что отдыхающие в них  чувствуют себя и уютно, и обособленно.

Второй  пруд менее приспособлен к купанию, здесь господствует  камыш, но… его дно устилает не только песок, но и  голубая глина. А это очень полезно для кожи.

Третий называют закоряженный. Расположен он в лесу и больше собой напоминает декорацию к русской народной сказке. Тихая заводь, и только писк комаров да характерное стрекотание стрекоз озвучивают нарисованную природой картину.

Еще одна зона отдыха поблизости в дубовой роще. Здесь нет воды, но есть свой особый микроклимат. Чудно. Делаешь шаг и попадаешь в совершенно другой мир. Прохладный, шелестящий. Два шага назад – открытое солнце, зной.  Два шага вперед – легкий шелест листьев  и прохлада.

Все дубы здесь не молодые, но главному – под 100 лет.  И это не просто дерево, это дерево – город. Он густо заселен.

— Именно на этом дубе живет жук-олень, который тоже, кстати,  занесен в Красную книгу. А еще посмотрите на лишайники, которые поселились на его   ветвях, — обращает наше внимание Оксана Володченко.  – Они тоже краснокнижники.  Учеными доказано, что такие лишайники живут только в абсолютно экологически чистой среде. Так что делайте выводы.

А мы их по большому счету уже сделали.

 

Что говорят ученые

Среди окружающих пространств Донецкий кряж выделяется как возвышенность, протягивающаяся с востока-юго-востока на запад-северо-запад более чем на 300 км, при ширине от 50 км на востоке до 120 км на западе. Наиболее приподнятой частью кряжа является участок водораздела рек Северского Донца и рек, непосредственно текущих в Азовское море.

Впервые название «Донецкий кряж» появилось в 1827 году, когда в «Горном журнале» была опубликована сводная работа Е.П. Ковалевского «Опыт геогностических исследований в Донецком горном кряже». Так кряж получил свое нынешнее имя.

Справочники суховато сообщают о Донецком кряже – это «складчатое горное сооружение герцинского возраста» (герцинская эпоха– одна из эпох активности недр и горообразования длительностью около 150 млн. лет). Донецкий кряж иногда называют самыми старыми горами на Земле. Это, надо сказать, не соответствует действительности. В истории Земли были и более древние эпохи горообразования. Но кряж действительно образовался в далекой древности и успел пройти долгий путь развития…

Донецкий кряж тесно связан с геосинклинальными структурами северной части Скифской плиты. Попросту — это северная окраина Скифской платформы, которая сама является западной ветвью Урало-Алтайско-Туранской платформы с палеозойским складчатым основанием. В то время, как сминались в складки породы будущего кряжа, юго-восточнее перемятые глыбы опускались чуть ниже и скреплялись в Скифскую плиту.

То есть процессы образования Скифской плиты и недр Донецкого кряжа шли в одно и то же время и были взаимосвязаны, хотя результат получился разный.

Сложная геологическая история развития кряжа и сегодняшний его вид привели к тому, что рельеф его описывался по-разному. Его определяли как «равнину, густо расчлененную балочной сетью», «гористое плато», «волнистое» или «холмистое плоскогорье», «плато», «слабо волнистое плато», «волнистое плато, расчлененное врезанными долинами, оврагами и балками», «древние пенепленизированные горы», «пенеплен», «типичный пенеплен», «низкие горы».

Автор книги «Очерки природы Донецкого кряжа» В.С. Преображенский пишет, что неправильно называть равниной или полуравниной территорию, где вследствие особенностей рельефа (глубокие долины с крутыми, местами скалистыми склонами) проведение и строительство дорог и эксплуатация транспорта требуют местами учета норм, принятых в горных районах. Он характеризует Донецкий кряж как возвышенность с равнинными междуречными пространствами и долинами, имеющими горный облик.

Донецкий кряж с его расчленённым рельефом служил убежищем для теплолюбивой флоры и фауны в ледниковые эпохи четвертичного периода. Здесь обнаружено множество растений с разорванным ареалом, имеющих связи с Кавказом, Крымом, Средней Европой. Реликтовым является на Донецком кряже граб, в ряде мест по Северскому Донцу растет меловая сосна.

Недра складчаты, как у гор, – а самих гор нет. Расположен внутри платформы – но фактически не принадлежит ей. Начал свой путь как прогиб – теперь является возвышенностью. Вот такой он, Донецкий кряж.

 

Легенды Донецкого кряжа

Курган Саур – Могила включен в охранные фонды, как  объект, представляющий культурно- историческую ценность. Здесь рассказывают, что когда строился памятник погибшим воинам  в Великой отечественной войне, строители углубились в курган и раскопали древнее жилище, тогда работы были скорректированы, так как археологические раскопки здесь запрещены.

Одна из скал в парке называется Бердянская. Такое же название носит и лес.  К городу Бердянску это отношения никакого не имеет. Это название здесь прижилось столетия назад. Невдалеке от этих мест пролегал Чумацкий шлях, и один из казаков, воспользовавшись привалом, решил по каким-то делам проехаться в эти края. Ехал он на телеге, которая назывался бердянка. То ли заблудился, то ли темно было, но только перевернулась его телега со скалы, обозначив своим названием место на карте.

Еще одна легенда гласит о том, что все тюльпаны на земле пошли от голландских, а голландские – от тех, которые росли в этих степях. Когда-то, очень давно, то ли  по торговым делам,   то ли еще по каким  этот край посетил голландский дворянин. Прогуливаясь по весенней степи,  он был очарован степными тюльпанами. Выкопал несколько луковиц  и увез к себе на родину. На базе этих луковиц и были выведены все остальные сорта голландских тюльпанов.

 

Кто не верит, пусть проверит,

или Не нужен нам берег турецкий и Африка нам не нужна

 

 

Мы прекрасно понимали, что за один неполный день, который мы провели в Республиканском ландшафтном парке, мы увидели толику, совершенно небольшую его часть. Но сколько эмоций, впечатлений получили взамен. Парк доступен. Парк ждет вас. Красоты, воздуха, степных и лесных ароматов хватит на всех.

Здесь вас встретят, проведут для вас экскурсии.

— Я не понимаю тех людей, которые способны восхищаться чужими краями, не познав свой родной край. Такой степи, такого воздуха больше нигде нет,  — говорит Оксана Володченко.

А она знает, что говорит.

Приехать сюда пока можно только на один день.  Дело в том, что штатные инспекторы работают только световой день. А оставлять на ночь туристов без охраны никто не решится. Природа-то дикая. Но есть надежда, что уже в следующем году организационные, кадровые и финансовые вопросы будут решены и парк заработает в полную мощность. Но все это не повод откладывать встречу с «Донецким кряжем» до лучших времен. Они наступят именно тогда, когда вы сами этого пожелаете.

Предварительные заявки  на экскурсии по телефонам

06255 4 38 92 или 095 050 24 41.

Ехать к РЛП «Донецкий кряж» на общественном транспорте «Мотель» Донецк – Снежное. В Снежном пересадка на автобус: ост. «Автостанция» — с.Степановка. Выходить на ост. «Саур-Могила».



Загрузка...