Макеевский рабочий | На море… через степь


На море… через степь

11.08.2016
<< >> 

На календаре август. Еще лето, но осень чувствуется рядом. Вот пожелтевший лист на дереве, вот легкие, но все же куртки в магазинных витринах, вот фотографии из уже прошедшего отпуска… Еще лето, но осень чувствуется рядом.

 

С нашим  проектом  «Отпускная точка» пора закругляться. И для того, чтобы сделать это ярко, мы в очередной раз отправляемся в путешествие. Причем в два совершенно разных места не только на карте Республики, а на море через степь. Хотя, этим удивить можно только  людей неместных. Мы же все знаем, что на Азовское море дорога лежит через основной донбасский ландшафт. И тем не менее мы очень надеемся, что удивить вас нам все же удастся.

 

Степь да степь кругом. Хомутовская

 

Заповедник «Хомутовская степь» — старейший в Донбассе. Образован в 1926 году Мариупольским краеведческим музеем. 24 августа ему исполняется 90 лет.  Но это заповедник образовался, а степь… Она здесь была и 90 лет назад, и 100, и 200… Бескрайняя, уверенная в своем спокойствии, очень разная, но при этом постоянная. Донецкая степь.

Сколько всего она повидала на своем веку, нам остается только догадываться. Но стоят сторожевые  бабы на ее тропинках и курганах, окаменевшие от тайн, которые хранят веками, и молчат по сей день. Наверное,  еще не время.

— Эту  степь для нас сохранили в первозданном виде наши деды-прадеды, и нам ее сохранять, — говорит наша сопровождающая,  ведущий специалист отдела рекреации Тамара Леонтьева.

И это не просто  красивые слова. Это история, которая написана и нашими поколениями.

— Когда начались боевые действия, нас украинская академия наук лишила статуса.  Нас как — будто бы не стало. 3 июня 2015 года  была  создана биосферная особо охраняемая территория республиканского значения «Хомутовская степь – Меотида» , директор Александр  Михеев , — продолжает свой рассказ Тамара Валерьевна. – Без ложной скромности скажу,   мы — хранители степи.  Даже в самые тяжелые времена, когда вокруг грохотали тяжелые орудия,  ходили на работу. О зарплате, которой не было 7 месяцев,  мы думали, но не в первую очередь. В первую очередь  мы не могли допустить мародерства. Нас даже наградили потом за это.

Теперь у заповедника есть статус, у сотрудников – зарплаты, и они очень надеются на то, что возобновится у жителей Республики интерес к этому природному чуду  и потянутся сюда люди любоваться степью, отдыхать,  учиться у нее покою.

— В прошлом  году  в «Хомутовскую степь» экскурсий вообще не было, а в этом году уже народ оживился и проявляет интерес к нам, — рассказывает наш экскурсовод. – Нам очень нужно, чтобы люди к нам ехали. Ведь смысл существования заповедника не только в научной работе, которая здесь постоянно ведется, но и в том, чтобы люди из городов приезжали, с природой общались, силы восстанавливали. Ведь лучшего лекаря,  чем природа, никто еще не придумал, не нашел.

Активный период у степи действительно не велик, но это вовсе не значит, что возможности ее ограничены. Самая красивая пора – пробуждение степи. Она приходится на апрель, май, июнь. Сезон высокой моды цветения открывают первоцветы. Сквозь плотно сотканный ковер еще сухой травы настойчиво пробивается к солнышку шафран. Во всем мире  этот цветок знают как самую дорогую кулинарную приправу. На вес килограмм высушенного шафрана стоит дороже килограмма золота. А здесь, в Донецкой степи, он звездами рассыпан под ногами, и каждый желающий может приехать и полюбоваться им. А приехав, может даже не торопиться назад. Буквально за шафраном расцветают ирисы, степные тюльпаны, геоцинты, сон-трава, миндаль степная, горицвет, зопник, терновник и барвинок. А как цветет пион тонколистый (воронец), раскинувшись в неудержимые даже глазом  поляны площадью от 3  до  5 гектаров!

И все это благоухает, наполняя воздух особым смыслом. Вдохнул… и выдыхать не хочется.

А земляничные поляны? А шалфей? А чабрец?

В степи насчитывается около 100 видов растений. Из них  50 процентов – лекарственные.

Весна и начало лета – особый период в жизни степи.

К августу она кардинально меняется. Ветры и солнце делают свое дело. Но это совсем  ничего не меняет. Если весной степь нужно смотреть, то осенью ее нужно нюхать и слушать. Аромат не такой острый и разнообразный, как весной, но  настоянный, выдержанный, тягучий. А тишина звенящая и только цикады да сверчки не нарушают, а сопровождают эту тишину. Что удивительно, недалеко от того места, где мы были, расположено село Самсоново.  Видно его хорошо, но не слышно. Совсем не слышно. Как будто невидимая стена разделяет степь и село. Не смешиваются звуки. Степь в чистом виде. Здесь звери, птицы хозяева, но не человек.

Птиц здесь бесконечное множество. Много редких, ярких, необычных.

— У нас  в степи живут сизоворонки, иволги, дятлы, удоды, соловьи, — рассказывает Тамара Валерьевна. – Соловьи – это отдельная песня или даже целый концерт. Весенние соловьиные трели – это настоящая музыкальная программа. Наша особая местная филармония.

А вот зимой, когда идет снег и еловые лапы под его тяжестью опускаются вниз, становится видно  сидящих на  ветках  сов  сплюшек. Зрелище сказочное.

Живут у нас ежи, лисы, зайцы, косули, кабаны, волки.

Дикие животные  —  водятся, но не проживают. Степь наша не ограждена, они спокойно мигрируют.

И еще одна достопримечательность – курганы. Их на территории «Хомутовской степи»  три  — происхождение этих курганов неизвестно  и  раскопки на них никогда не велись. В абсолютной зоне ( доступ в которую открыт только научным сотрудникам)  есть курган, на котором стоит каменная баба. Ее зовут Прозерпина.  До 1926 года вся эта площадь принадлежала донским казакам, и эта Прозерпина была ими установлена для того, чтобы  указывать путникам дорогу.  Она стоит с протянутыми руками, в руках у нее чаша, знак того, что рядом селение, а значит, пища и кров.

— Есть у нас на территории и другие каменные бабы, они сопровождают экскурсионную тропу. Но рассказать о них мы ничего не можем. Мы предполагаем, что они не скифские, а более поздние – половецкие. Их сюда свезли для сохранности. У них руки скрещены внизу, думаю, что это обозначает то, что это охранники, — продолжает Тамара Валерьевна.

А еще на территории заповедника есть восхитительный музей, живой уголок, библиотека, метеостанция, аспирантский домик, который выполняет функцию  гостиницы. А это значит, что, если вы приедете сюда не на один день, вам будет  где поселиться.

И еще – после степи вторая достопримечательность заповедника – лошади. Целый табун. 35 красавцев и красавиц. В Хомутовской степи они оказались не случайно, а в качестве научного эксперимента. Правда, вначале их было 15. Лошади помогают степи, вытаптывая сухую траву, удобряя ее естественным образом обновляют ее, а степь в знак благодарности  создала для них благоприятные условия, которые и сказались на увеличении их лошадиной семьи. Параллельно со своими научно-производственными задачами лошади успевают еще и поработать для туристов, катая их.

Так что, сами видите, каждому есть зачем приехать в Хомутовскую степь.

 

 

 

Меотида.  Рай для птиц и для людей

 

То, что это место особенное,  людям подсказали птицы.  Редкие их особи стали  не  просто здесь останавливаться, а селиться и гнездиться. Орнитологи классифицируют этих птиц как гидрофильные, то есть они и по воздуху летают, и по морю плавают. Это и пестроносые  крачки, и черноголовые хохотуны, и шилоклювки, и бакланы, и! внимание — кудрявые пеликаны. Никогда прежде не селились они на Азовском море. А здесь, в районе поселка Седово,  понравилось им. И вот уже практически 10 лет «Меотида» стала им родным домом.

А еще здесь водятся исчезающие виды: цапля желтая, нырок красноносый, журавель – красавка и другие пернатые.

В период миграции здесь можно увидеть степную красавицу дрофу, черного аиста, бесстрашного покорителя морских просторов – буревестника.  Уверять вас в том, что, для того чтобы увидеть этих редких птиц, достаточно будет приехать в это место, не буду. Это же птицы. Захотят —  прилетят, не захотят – не прилетят. Но по собственному опыту хочу  сказать, что их здесь так много, что непременно кто-нибудь да  усядется с вами неподалеку или пролетит рядом. Нужно быть терпеливым и внимательным, и вам воздастся удивительным зрелищем.

Ландшафтный парк «Меотида» был создан в 2000 году и назван так в честь древнего греческого названия Азовского моря.  А в 2001 году был принят в состав международной организации «Федерация Европарков». Площадь его составляет 2 709,8 га суши и 6 321,5 – акватория моря.

Если вы никогда не были в «Меотиде», но были в Седово, – это совершенно не значит, что вы прекрасно представляете себе, о чем идет речь. Море здесь чище и глубже. Это раз, и это, пожалуй, главное для Азовского моря. Берег  и дно – в равных пропорциях смешанный песок и ракушечник. Никакого ила, никакой глины. От того и цвет воды синее, от того и ногам приятнее. Объяснение  вполне приемлемое:  «Меотида» расположена на косе. Кривой косе, которая на 9 километров уходит в море.

На берегу установлена смотровая вышка. Нас туда отвела  Екатерина Морозова, начальник отдела рекреации и экологического просвещения.

И именно оттуда нашему фотокорреспонденту удалось сделать панорамные снимки косы и моря.

Пока вышка закрыта для посещения, но это пока.  Сотрудники ландшафтного парка уверены, как только возобновятся экскурсионные  потоки, все здесь заработает на полную мощь.

Когда-то здесь жили люди. Но наступило море и освободило территорию, как оказывается, для птиц. Коса богата растительностью. Вокруг мелких озер растут тростники, рогоза, осока. Солончаки, а здесь есть даже лиман с рапой, целебной, к слову…  Так вот, солончаки выделяются сплошным покровом сизовато-серых солянок. Соль, как говорят, выходит наружу. Бери и пользуйся. Несмотря на особенность грунта, прямо скажем, не плодородного, растений здесь насчитывается больше ста наименований.

А еще здесь живут черепахи, крабы, редкие виды бабочек, стрекоз и… уникальные лягушки.

Есть чем заняться в «Меотиде» и рыбакам. За последнее время в Азовском море рыбы стало меньше, но тюльки, бычков, тарани еще на всех хватит.

Что касается инфраструктуры, то есть условий для отдыха,  ее здесь практически нет. Но рядом, буквально в двух-трех километрах, — Седово. А там и пансионаты, и гостиницы, и частный сектор, и кафе, и аттракционы… В этом даже есть свой смак. Цивилизация и заповедная зона рядом, но различие огромное. Тем и прекрасно.

Так что ответственно заявляю, если вы  были в Седово, но не были в «Меотиде», значит вы не были в Седово.



Загрузка...


Больше новостей читайте в печатной версии "Макеевского рабочего".

Газета выходит раз в неделю по пятницам.

Купить газету можно в киосках "Союзпечать", а также выписать в редакции.

Стоимость подписки на месяц (с программой ТВ) - 12,40 грн. или 25 рублей.