Макеевский рабочий | Разведчица Юрка: когда детство- война, а каждый шаг - подвиг


Разведчица Юрка: когда детство- война, а каждый шаг - подвиг

30.11.-0001
<< >> 
Торжествующий голос Левитана сообщил о победе Красной Армии над немецко-фашистскими захватчиками. Молодая девушка, еще не оправившаяся от тяжелых ранений, не поверила такому счастью, от радости закружилась голова. Очнулась уже в чужом доме, какая-то женщина со слезами на глазах говорила: ╚Господи, что же проклятая война сделала с этим ребенком╩. На потертой и залатанной гимнастерке девчонки красовались три ордена Красной Звезды┘

жествующий голос Левитана сообщил о победе Красной Армии над немецко-фашистскими захватчиками. Молодая девушка, еще не оправившаяся от тяжелых ранений, не поверила такому счастью, от радости закружилась голова. Очнулась уже в чужом доме, какая-то женщина со слезами на глазах говорила: ╚Господи, что же проклятая война сделала с этим ребенком╩. На потертой и залатанной гимнастерке девчонки красовались три ордена Красной Звезды┘


Адель Литвиненко. 1975 год


Так Адель Литвиненко впервые узнала о нашей победе в Великой Отечественной войне. Судьба этой макеевчанки поражает до глубины души, невольно возникает гордость только за то, что живешь в одном городе с таким человеком. Историю жизни Адели Николаевны в своих сочинениях осветили несколько школьников в рамках проекта общественной организации ╚Гражданская инициатива╩. Акцию, в которой наши дети знакомятся с людьми, ставшими живой историей, инициировал народный депутат Украины Павел Бурлаков.
Знакомые Адели Литвиненко шутят, что столько, сколько написано о ней, не писали даже о советских космонавтах. История ее боевой жизни больше похожа на сценарий к фильму, нежели на реальность, но все эти испытания Адель Николаевна действительно прошла. Пятнадцатилетней девочкой во время эвакуации с семьей из родного Киева Адель отстала от своих и попала прямо в пекло войны. Девочку взяли в ряды 351-ой стрелковой дивизии. Не успев окончить школу, она стала солдатом, героем- разведчиком. Детство закончилось. Война дала ей новое имя √ Юрка: слишком сильной и мужественной она была для девочки. Сколько раз ходила в разведку, даже сосчитать не может, вместе с другими и ╚языков╩ брала, и места расположения немецких частей узнавала, с партизанами работала, диверсии устраивала. Адель Николаевна признается, что в те годы не осознавала всего риска в силу возраста, да и не до того было, все жили только одним днем √ победным. Говорит, что страшнее всего сделать первый шаг из окопа и с криками ╚ура!╩ пойти в атаку на врага.
- Помню, один раз я замешкалась в окопе, все наши уже вылезли, я побежала и наткнулась на немца, в какой-то момент наши взгляды встретились, время на миг остановилось, и он, и я схватились за оружие. Меня спасли доли секунды, я всадила в него 72 патрона. Потом еще спрашивали: ╚Откуда ты знаешь, что именно 72?╩. Но я ведь сама заряжала свой ППШ, - вспоминает Адель Николаевна.
Таких страшных моментов за годы службы у макеевчанки сотни. Чего только стоит гибель близких товарищей. Разведчица Юрка помнит радиста Абрамкина, подорвавшего себя вместе с рацией, только бы не сдаться врагу; помнит медсестру Лиду, сошедшую с ума: на ее глазах расстреливали раненых; помнит Любу Сальникову, ей пулеметной очередью прошило ноги; помнит майора Шарова, посмертного героя, помнит Петра Михайлина, боевого товарища без руки; помнит двенадцатилетних детей, работавших в тылу на нефтяных промыслах. Живы воспоминания, когда в разведку с ней шли несколько товарищей - ровесников, а назад она возвращалась одна┘
Через толщу лет, как сейчас, встаёт в памяти случайная единственная встреча с отцом в Северной Осетии. Они вместе освобождали город.
- Папу, тяжело раненного, проносили мимо на носилках. Увидела. Подбежала. Он был еще в сознании, узнал кровинку и говорит: ╚Доченька, что ты здесь делаешь?╩. - ╚Воюю, папа╩, - и показала свой первый орден Красной Звезды, - рассказывает Адель Николаевна.
Больше они не виделись, отец умер в госпитале.
А маленькая Адель продолжала бороться за мир. Прошла Таманский полуостров, Кубань, Кавказ, освобождала Украину; ее Шепетовская дивизия дошла до Праги.
После войны Адель Литвиненко 30 лет проработала на Макеевском металлургическом комбинате, стала Героем Социалистического Труда, была депутатом Верховного Совета УССР. Вместе с детьми и внуками неоднократно посещала места боевой славы. О судьбе Юрки снято два документально-публицистических фильма, написано несколько книг на шести языках. Не дав повзрослеть, война закалила ее душу, но не злом и ненавистью, а бесконечным патриотизмом, чувством долга и безмерной любовью к родной земле, жизни и мирному небу над головой.


Адель Николаевна (крайняя слева)
в День Победы с другими ветеранами



Загрузка...