Макеевский рабочий | Судьба макеевчанки: ╚Санта-Барбаре╩ такое не снилось


Судьба макеевчанки: ╚Санта-Барбаре╩ такое не снилось

30.11.-0001
<< >> 
Говорят, что как минимум одну книгу в своей жизни может написать каждый человек - книгу о себе. О судьбе этой женщины книгу, наверное, смог бы написать любой. Всего-то и надо уметь писать, чтобы справиться с этим заданием. Ведь сюжет ее судьбы таков, что и придумывать ничего нет необходимости. Сценарий жизни, которую прожила макеевчанка Алла Бекетова, нарочно вряд ли смог бы сочинить даже самый талантливый автор. Жизни интересной, непростой, нелегкой, одним словом, настоящей.

орят, что как минимум одну книгу в своей жизни может написать каждый человек - книгу о себе. О судьбе этой женщины книгу, наверное, смог бы написать любой. Всего-то и надо уметь писать, чтобы справиться с этим заданием. Ведь сюжет ее судьбы таков, что и придумывать ничего нет необходимости. Сценарий жизни, которую прожила макеевчанка Алла Бекетова, нарочно вряд ли смог бы сочинить даже самый талантливый автор. Жизни интересной, непростой, нелегкой, одним словом, настоящей.



Война перепутала маму и папу
Появиться на свет ей было суждено в декабре сорок первого. Молодые родители радовались первенцу, но война, не спрашивая, перечеркнула все их планы. Отец Владимир в мирное время занимался в аэроклубе. Шахтер по профессии, он все свободное время посвящал своему увлечению - воздушной стихии. Поэтому, когда началась война, его сразу призвали в армию наравне с профессиональными летчиками. Мама Валентина, едва успев окончить мединститут, тоже в первые дни войны получила повестку.
- Тогда бабушка завернула меня в одеяло и понесла в военкомат просить отсрочку для мамы, - рассказывает Алла Максимовна. - Но военком строго сказал: ?У нас тут очереди добровольцев на фронт просятся, а у вас совести хватает отсрочку просить? Сами справитесь с малышом, без матери! Она на фронте нужнее?. Так на первом году жизни Алла осталась без отца и матери. Родителями для нее стали дедушка с бабушкой. Еще долго маленькая Алла именно их называла мамой и папой. Только после войны ребенку осмелились сказать правду о том, кто ее настоящие родители.
- Папа ушел на фронт в сорок втором и почти сразу же погиб, - говорит Алла Бекетова. - Маму я тоже долго еще не видела. Длительное время она числилась без вести пропавшей. Потом ее все же привезли домой, всю израненную, еле живую. Вместе с медсанбатом она шла за нашей армией на передовой. Умирали солдаты тогда сотнями, медики среди них тоже были. Санитары собирали только тех, кто подавал признаки жизни, кричал, сопротивлялся смерти. У мамы сил кричать не было.
Спасли молодую женщину случайно местные жители. Пришли на поле боя трупы собрать, потянули за сапог и ?вытащили полуживую медсестричку.
- Потом маму привезли домой, - с полными слез глазами вспоминает Алла Максимовна. - Отмороженные руки, ноги. Долго лечили ее. Мама еле-еле могла ходить. Помню, как дети ночью в лесу ловили ежиков, ими подкармливали маму, чтоб быстрее шла на поправку. В конце концов ее комиссовали.
Но однажды почтальон принес письмо из военной части, и мама решила: ?Поеду к своим. Иначе, война закончится, скажут, несоветская была женщина. Одни воевали, а она отсиживалась?.
Уговоры родных не помогли, и она все же вернулась на фронт.
- В сорок четвертом она сопровождала эшелон с ранеными на Урал, - в который раз вспоминает Алла Максимовна эту нелегкую в ее жизни историю. - Эшелон не успел доехать до места назначения, налетела немецкая авиация. Под бомбежку попали шесть вагонов. Мама погибла.

Три раза в первый класс
Маленькую Аллу бабушка, которая уже и без того успела стать ей мамой, и родные тетки не оставили. Воспитывали девочку всей семьей, как родную дочь.
После войны из Успенки, где жила семья Бекетовых, они сначала переезжают на Кубань, потом в Донбасс. И в каждом из новых населенных пунктов, куда забрасывала семью, судьба, Алла, самая маленькая в семье шла заново в первый класс.
С семьей, которая спасла ее после смерти родителей от детского дома, ее однажды все-таки чуть не разлучили.
- Помню, после войны приезжали родители погибшего отца, хотели забрать меня к себе, - рассказывает Алла Бекетова. ? Бабушки и дедушки не было, но тетка, мамина сестра, так любила меня, что спрятала у соседей и соврала, что меня нет. Они уехали. Потом, уже спустя годы, я пыталась найти их, но так и не смогла.
Воспитывали Аллу по-прежнему мамины родственники.
- Дедушка-папа Максим Яковлевич (это его отчество она носит всю жизнь) был замечательным человеком, - говорит внучка. - Все, что есть во мне хорошего, это от него. Долгую жизнь они прожили с бабушкой-мамой. Она, 1900 года рождения, умерла в 1995-м. А дедушка, уроженец еще позапрошлого века, 1888 года рождения, - в 1958-м. Потомственными аристократами были. Вот ведь как получилось. Сначала они были против брака моей мамы с отцом, простым шахтером. А вышло, что ребенка от этой неравной любви пришлось воспитывать именно им. Война всех и все уравняла.

?Меняю Макеевку на море?
В Донбассе, в пос. Красный Октябрь (Советский район Макеевки) Алла Бекетова прожила почти 30 лет. Закончила здесь техникум, работала на шахте. Вышла замуж. Родила дочь Танюшу. Но жизнь не давала ей передышки. Очередным испытанием стала гибель мужа в шахте, потом заболела любимая дочь. Мерцательная аритмия. Это испытание занесло Аллу Бекетову в другую сторону, за сотни километров от родного дома. - Нам дали направление в Батуми. Там благоприятный климат. Стала возить Таню туда на все каникулы. На работе, естественно, не хотели отпускать. Кому понравятся такие частые отпуска?
И ей пришлось выбирать между местом работы и здоровьем единственной дочери, предпочтение она отдала второму. Решает, что необходимо переехать в Батуми насовсем. Но как? Куда? Ответ на вопрос нашелся неожиданно. На пляже в городе Батуми.
- Однажды у моря мы разговорились с незнакомой русской женщиной. Когда случайная собеседница сказала мне, что очень соскучилась по русской земле, устала от неродной речи, я предложила ей поменяться квартирами. Мою в Макеевке - на ее в городе Кобулети.
И соскучившаяся по русской земле согласилась. Так Алла Бекетова с дочерью попала в Грузию. В этой стране она прожила 30 лет. За эти годы привыкла и к чужой культуре, и к грузинскому темпераменту. Но труднее всего было выучить чужой язык. На это ушло целых два года. Грузинский выучила не просто в совершенстве - сегодня она на нем даже поет. Да так, что сердце замирает.
Все эти тридцать лет она жила на три страны: между Украиной, где остались родные, Россией, куда переехала повзрослевшая дочь, и Грузией, где теперь был ее дом. Был еще и Магадан, где Алла Максимовна прожила целых шесть лет.
Успевала и работать не покладая рук, и домой ездить к родным. Помня об их роли в своей судьбе, она никогда их не оставляла.
С каждым годом получать визу и приезжать домой становилось все труднее. И в 2005 году она решается на еще один отчаянный в своей жизни шаг. Через 30 лет Алла Бекетова вернулась туда, откуда в 1975-м уехала ради спасения дочери.
- Состарились родственники. Пришло теперь мое время отдавать долг, смотреть за тетками, которые воспитали меня, не бросили в войну, когда все сами спасались кто как мог. Теперь мой черед спасать их. Сегодня, как и 30 лет назад, она снова макеевчанка. Попутешествовав по миру, Алла Максимовна вернулась в пос. Красный Октябрь и счастлива тем, что она наконец-то на родной земле.


Год 1920-й. Эти люди заменили Алле БЕКЕТОВОЙ родителей


Фото из семейного архива


Загрузка...