Макеевский рабочий | Его судьбу придумала война


Его судьбу придумала война

30.11.-0001
<< >> 
Кто знает, как бы сложилась судьба макеевчанина Павла Вертопрахова, не случись в сорок первом война. Она перечеркнула буквально все. Заново переписала миллионы человеческих судеб. Павлу Андреевичу досталась интересная, хоть и ой какая нелегкая. По милости ее, войны, растянувшейся на долгие четыре года, он 17-летним подростком чуть ли не с посевной отправился прямо на фронт. И даже когда отгремели бои и страна начала возрождаться из военного пепла, он все еще служил. Долгие восемь лет.
Несмотря ни на что, он уверенно говорит: ╚Я бы, не задумываясь, прожил свою жизнь заново так же╩.

знает, как бы сложилась судьба макеевчанина Павла Вертопрахова, не случись в сорок первом война. Она перечеркнула буквально все. Заново переписала миллионы человеческих судеб. Павлу Андреевичу досталась интересная, хоть и ой какая нелегкая. По милости ее, войны, растянувшейся на долгие четыре года, он 17-летним подростком чуть ли не с посевной отправился прямо на фронт. И даже когда отгремели бои и страна начала возрождаться из военного пепла, он все еще служил. Долгие восемь лет.
Несмотря ни на что, он уверенно говорит: ╚Я бы, не задумываясь, прожил свою жизнь заново так же╩.


В 1947-м эта фотография попала на армейскую Доску Почета


Из уральской Швейцарии

Родом Павел Андреевич из ?Швейцарии?. Нет, не из той, что отделена от нас Альпами. Его родину от нас отрезают другие горы ? Уральские. ?Русская Швейцария? - именно так Павел Андреевич величает Урал, Башкирию, в которой он родился, из-за природной схожести территорий. - Жил, как все тогда, - вспоминает. ? Учился, работал. Выехать в то время из села было практически невозможно. После окончания школы и курсов все без исключения и мальчишки, и девчонки - шли работать трактористами.
Пошел и он. Его первая посевная выпала как раз на сорок первый год.
- Как-то после работы нас всех повезли отдыхать на озеро, - говорит ветеран. ? Вернулись, а тут митинг. Объявили о том, что началась война.
Ему тогда было всего 16. ?Мал еще в армию, - сказали, - и здесь руки пригодятся?.
Вспоминая июнь сорок первого, Павел Андреевич едва сдерживает слезы.
- Несмотря на то, что это был глубокий тыл, тревожные вести и к нам приходили. Немцы взяли один город, второй, третий. Настроение в народе было невеселое. Началась эвакуация, к нам свозили целые предприятия. Переезжали целые города. Местные старались очень трепетно относиться к эвакуированным. Чужие люди становились родными.
В ноябре сорок второго призвали служить и его.
- Я попал в Южноуральский военный округ, - рассказывает. ? Там прошел школу младших командиров, стал сержантом и по распределению попал под Харьков.

Казнь на Сенном базаре

Фронтовые дороги готовили немало сюрпризов. Подумать только! Именно ?по дороге на войну? он встретил своего товарища, земляка, с которым давно расстался и не виделся несколько лет! Но были и менее приятные ?подарки?. Через год молодой солдат получил ранение и на время выпал из строя. Но и в госпитале, который к тому времени находился уже в тылу (Харьков освободили), ему пришлось свидеться с немцами.
- Я до сих пор помню этот адрес, - говорит ветеран. ? Там, где располагался наш госпиталь, немцы обустроили ?душегубку? для советских пленных. Но пришел и их черед расплачиваться. Мне довелось лично присутствовать на казни фашистов. Нашим удалось взять в плен сразу троих фрицев. Правда, один из них был нашим, советским ? предатель. Это был народный суд, и устроить казнь решили на Сенном базаре, в самом людном месте города. К назначенному времени пришли абсолютно все жители нашего поселка, кто только хоть как-то мог передвигаться. Хромые, раненные, на костылях, на палках? Это была как будто маленькая победа каждого. Прошло уже столько лет, но я до сих помню все.

Победа ? самый ценный в жизни подарок

Когда подлечил раны, он снова возвратился на фронт. Старался во что бы то ни стало попасть в родную часть. И, что удивительно, таки нашел ее.
- 32-я отдельная Краснознаменная, орденов Кутузова и Богдана Хмельницкого Корсунь-Шевченковская мотострелковая бригада, - без запинки отчеканивает ветеран ?имя? подразделения, в котором ему довелось служить. А как не помнить! С ней он освобождал Румынию, Венгрию, Югославию, Австрию? Навсегда врезались в память бои за Вену.
Именно в Австрии он и встретил победу. Война как будто решила сделать подарок, компенсировать перечеркнутую молодость. 9 мая 1945 года кроме Дня Победы у Павла Андреевича был еще один праздник ? ему исполнилось ровно 20 лет.
- Пришел связной и объявил: ?Победа!?. Что началось тогда ? не передать словами! Люди палили из оружия у кого какое было. Мы не знали, как выразить свою радость!
В его семейном альбоме до сих пор хранится фотография ?Первый день без войны?. Но в сорок пятом война для него не завершилась окончательно. До 1950 года Павел Вертопрахов не снимал военную форму. Сначала служил в Австрии, потом был переведен уже в Украину, в город Тульчин, позже - в Житомир, Львов. - Бедность была страшная, - делится воспоминаниями Павел Андреевич. ? Голод и холод. Но если нас, солдат, еще хоть как-то обеспечивали, население едва выживало.
В Западной Украине Павлу Вертопрахову довелось служить во Львове. Шесть месяцев жизни там он называет жизнью начеку.
- Бандеровцы не упускали возможности ?укоротить? наши ряды. Бывало, солдат шел в туалет и уже никогда не возвращался. Много наших полегло уже в это ?мирное? время. Мы были шокированы: во время службы за границей могли спокойно оставлять дома оружие, а на Родине каждую минуту были начеку, в ожидании опасности.

С Макеевкой познакомился в Ивано-Франковске

Жить в Макеевку Павел Вертопрахов переехал только в 1950-м, после демобилизации. Но познакомился с нашим городом еще задолго до этого переселения. В Ивано-Франковске (тогда еще Станиславе) Павел Андреевич встретил свою будущую жену, макеевчанку, приехавшую в Западную Украину по распределению. Там же у него родился сын. Поэтому на Донбасс приехал уже не один Паша Вертопрахов, а целая семья. - Знали, что здесь не пропадем, - говорит. ? Будем трудиться ? будем жить.
Профессию Павел Андреевич выбрал для себя один раз и на всю жизнь. Сорок лет он проработал на ?Ясиновской-Глубокой?. Но и сегодня, уже почти два десятка лет будучи на пенсии, он в курсе всех шахтных дел. Не забывают и его на предприятии. Ветерана Павла Вертопрахова здесь не просто уважают ? он живая легенда. Даже в готовящейся к изданию книге Михаила Протасова ?История шахты? несколько страниц ? о нем.
Удостоен ветеран и почетных правительственных наград. Грамота от министра угольной промышленности Советского Союза Михаила Щадова за достигнутые успехи в социалистическом соревновании и в честь 70-летия Великого Октября, орден Отечественной войны, орден ?Знак Почета?, орден ?За службу Родине, 19 медалей за боевые заслуги, знак ?Шахтерская слава? III степени ? это далеко не полный перечень наград ветерана.
- Да, война искалечила нашу молодость, но она сделала нас настоящими мужиками, - говорит Павел Андреевич.
Три года назад ему довелось снова побывать в местах своих боевых подвигов. Когда между Донецком и Веной была установлена аэросвязь, ветераны-освободители стали первыми, кто проследовал по новому воздушному коридору.
- Подвиг советских солдат там уважают больше, чем в нашей стране, - не без боли в голосе говорит ветеран. ? Там их подвиг действительно не забыт.
Сегодня Павел Вертопрахов живет в поселке Ханженково. Ему уже почти 85, но энергии и заряда бодрости столько, что готов поделиться с другими. Как родного деда, любят его соседские дети, уважают и ставят в пример взрослые. Секретом молодости делится не раздумывая:
- Какая же это тайна! Во-первых, я не курю. Как поспорили с товарищем еще в сорок пятом, что брошу, так ни разу и не пробовал с тех пор. Плюс активный образ жизни, я всегда очень любил ходить пешком. Несмотря на то, что на шахту ездил рабочий автобус, я добирался только ?пехом?. А еще люди мне всегда хорошие встречались на пути, за это я судьбе отдельно благодарен, - улыбается мой собеседник.
Несмотря на то, что живет один, он не одинок. У него сын и дочь, 35 двоюродных братьев, четверо внуков и уже пять правнуков. Семья большая, правда, по всему миру разбросана. Вертопраховы есть не только в Макеевке ? они и в Москве, и в Магадане, и на Урале. Говорит ветеран, зовут к себе дети, да он не соглашается с корнем вырывать себя из родной земли и на чужбину пересаживать. Изменять родным местам он просто не умеет.


С друзьями-?ясиновцами? и работали ударно, и отдыхали весело

Фото из семейного архива Быстрое и качественное http://fresh-design.com.ua/ru/services/web/portal абсолютно любой тематики по низкой цене на fresh-design.com.ua


Загрузка...