Макеевский рабочий | 22 месяца в оккупации - время ужаса и страха


22 месяца в оккупации - время ужаса и страха

30.11.-0001
<< >> 
Сегодняшняя дата без преувеличения судьбоносная в истории Макеевки. В сентябре 1943 года, когда в город вошли советские войска, Макеевка как будто заново появилась на свет. 22 месяца длился этот страшный период в истории нашего города, период оккупации, жизни под гнетом коричневой чумы. Сотни дней календаря в промежутке между 22 октября 1941-го и 5 сентября 1943-го были вырваны из жизни макеевчан. Период ожидания и постоянного страха: а будет ли когда-нибудь снова свобода?
Сегодня трудно поверить, что в районе ТЮЗа, например, в начале сороковых располагалось фашистское гестапо, в застенках которого были замучены тысячи макеевчан, а на месте нынешнего городского управления милиции работала гитлеровская служба безопасности.

Уничтожить все!

Когда началась война, макеевчанке Лидии Исаевой (тогда Войцеховской) было всего четырнадцать. Счастливой ее молодость назвать нельзя, еще в юности на долю Лидии Ипполитовны выпали взрослые испытания.
- Мама часто рассказывает нам о событиях тех лет, - говорит дочь Лидии Исаевой Ольга Воронцова. √ Вспоминает и плачет. Казалось, город был мертв. На Красном рынке фашисты установили виселицы и жестоко расправлялись со всеми, кто был не угоден гитлеровскому режиму. Люди выживали, как могли. Страдали от голода. Ходили в соседние поселки обменивать свои последние вещи хоть на какие-то продукты питания.
- Но и тогда находились мародеры, которые наживались на человеческом горе, причем иногда и среди своих, - вспоминает Лидия Ипполитовна. √ Однажды мы ехали на обмен продуктов на открытых железнодорожных платформах. Так вот, бандиты заранее подстерегали такие поезда у дороги и, когда состав приближался, за- брасывали на него специальные крючки из железной проволоки и таким образом стаскивали с платформ то, что люди везли на обмен. Крючки не всегда попадали в мешки с вещами, иногда ╚наживкой╩ оказывались люди. Однажды запущенный крючок попал прямо в щеку женщине. Это была жуткая картина. Но это были единичные случаи. В целом же народ был очень сплоченный и дружный.
С особенной болью Лидия Исаева вспоминает последние дни ╚нового режима╩. Во время отступления из Макеевки немцы вели себя особенно агрессивно, проявляя такое зверское отношение к жителям, какого не было даже в годы оккупации. Отступая, фашисты старались уничтожить все. Город был охвачен одним сплошным пожаром. Немецкая авиация громила все на своем пути. Цель была одна: от Макеевки и ее жителей ничего не должно остаться. Но достичь ее фашистам так и не удалось, хотя ущерб городу был нанесен огромный.
- Даже через четыре месяца после освобождения в Макеевке пахло гарью, - вспоминает председатель городского совета ветеранов Евгений Татаринов. √ Город был зверски изуродован фашистами.
Во сколько человеческих жизней Макеевке обошлись 22 месяца оккупации, точно не известно до сих пор. Сегодня на территории города обнаружено 13 братских могил. Сколько их еще, сколько солдат навсегда остались на полях сражений, счету не поддается. Цена свободы оказалось очень высокой.

╚Прощай, белый свет!╩

Несладко пришлось в годы оккупации Донбасса и жителям других городов региона. Председатель совета ветеранов Центрально-Городского района Анатолий Наумов встретил войну шестилетним мальчишкой. Страшные эпизоды оккупационного периода так врезались в его детскую память, что он помнит их, как вчерашний день, до сих пор.
- Наша семья жила в Красноармейском районе, - рассказывает Анатолий Иванович. √ Немцы пришли туда в октябре сорок первого. Но еще до их прихода через поселок проходили длинные многотысячные вереницы людей, уходящих в тыл. Когда оккупанты вошли в поселок, у них сразу же нашлись единомышленники. Такие встречали немцев с хлебом-солью. Офицеров расселяли в лучшие дома и квартиры поселка. Кстати, немецкие офицеры были очень образованными, воспитанными людьми, иногда даже помогали нашему населению. А вот кого все старались обходить стороной, так это эсэсовцев. Те не упускали возможности поиздеваться над мирными жителями.
Однажды маленький Толик Наумов сам едва не стал жертвой фашистов. Один из соседей украл из угнанного немцами стада животных корову и спрятал ее┘во дворе Наумовых. Подозрение сразу пало на шестилетнего мальчишку Толю.
- Поставили к стенке и без суда едва не приговорили к расстрелу, - вспоминает Анатолий Иванович. √ К счастью, вовремя разобрались. Так я остался жив. А вот когда немцы отступали, они отыгрались на нас за все. Сначала устроили настоящий погром во всех домах поселка. Потом, уже перед самым отступлением, еще два дня все уничтожала авиация. Никогда не забуду, как мы спрятались с бабушкой в подвале и она кричала что было сил: ╚Прощай, белый свет!╩. Помню, как мы с дядей бежали спасаться в степь, а прямо над нами на высоте в метров сто несся немецкий самолет, стрелок громко смеялся и строчил прямо в нас автоматной очередью. Не знаю, как тогда уцелели! Не легче было и в первые месяцы после освобождения. Мужчин в поселке не было совсем. Остались только женщины и дети. Но работали дружно, только за первый месяц восстановили большую часть домов в поселке. А уже 1 октября 1943-го была открыта и школа. Первый класс у нас тогда был очень разношерстный. Разница в возрасте ╚военных первоклашек╩ порой достигала семи лет! Непросто было. Чернила делали из свекольного сока и из бузины, а тетради изготавливали из всевозможных подручных материалов. В ход шли даже мешки из-под цемента.
После учебы школьникам приходилось еще и не по-детски трудиться в колхозах, убирать урожай. Лозунг ╚Все для фронта, все для победы!╩ был в сорок третьем девизом жизни миллионов советских людей.

╚МР╩ не молчал даже в войну

Рассказы о том, как жила оккупированная Макеевка, сохранились в архиве нашей газеты. На протяжении десятилетий до и после войны ╚Макеевский рабочий╩ был единственным городским вестником. Молчала газета только два года √ с сорок первого до сорок третьего. Возможности издавать газету в прежнем виде на оккупированной немцами территории просто не было. 5 сентября враг был изгнан из города, а уже 24 сентября ╚Макеевский рабочий╩ снова заговорил в полный голос √ вышел первый послеоккупационный номер газеты. Рассказов о том, каким нечеловеческим пыткам подвергались в первые годы войны макеевчане, на этих обожженных временем страницах множество. Письма с передовой, поздравления с освобождением, оперативные сводки с фронта, повествования о том, ╚как наши бьют фашистских гадов╩┘ В номере от 10 октября 1943 года в газете был опубликован акт о зверствах немецких оккупантов в Макеевке. Судя по его содержанию, макеевчанам пришлось натерпеться. Вот только несколько строк из этого документа: ╚При вступлении войск немецких оккупантов в Макеевку 22 октября 1941 года в городе производились массовые аресты ни в чем не повинных людей √ мужчин, женщин, детей. Арестовывали за активное участие в строительстве промышленности и культурных учреждений города, за то, что честно работали на производстве, за то, что отказывались работать в пользу немецких захватчиков. С целью запугивания мирного населения публично расстреливали целые группы людей╩. А уже в следующих номерах ╚МР╩ постоянной становится рубрика ╚Макеевка восстанавливается╩. Одним за другим выходят материалы ╚Шахты повышают угледобычу╩, ╚Увеличили выпуск продукции╩, ╚План раньше срока╩┘ Газета долговечна, и этот источник информации о том, как жила Макеевка в годы войны, мы не рискуем потерять так скоро, как истекает срок жизни человеческой.
Для молодого поколения события 66-летней давности √ уже история. Для тех, кому довелось быть очевидцами тех лет, это по-прежнему жизнь, забыть которую √ выше людских сил.
Увы, с каждым годом остается все меньше и меньше людей - очевидцев этих событий. Истории их подвигов все чаще приходится узнавать уже из уст не самих ветеранов, а от их детей и внуков. Похоже, скоро стихотворные строчки ╚ушел последний ветеран из нашего села┘╩ станут констатацией факта. Увы! Но вечным может быть другое √ наша память.


Загрузка...