Макеевский рабочий | ГЕРОЙ НЕПОКОРЕННОЙ ВЫСОТЫ


ГЕРОЙ НЕПОКОРЕННОЙ ВЫСОТЫ

30.11.-0001
<< >> 
Каждый, кто хоть немного знаком с историей родного края, знает, что освобождать Донбасс от фашистов советские войска начали с Востока. И первым рубежом на пути наших солдат стала для многих роковая возвышенность у селения Сауровка. Сколько десятков, сотен тысяч солдат там полегло, прежде чем выбили немцев из хорошо укрепленного района? Высота была взята в августе 1943 года и с тех пор является святым местом для ветеранов Великой Отечественной. В преддверии очередной годовщины Дня освобождения Донбасса ╚МР╩ встретился с человеком, который не понаслышке знает о кровопролитных боях за Саур-Могилу.

дый, кто хоть немного знаком с историей родного края, знает, что освобождать Донбасс от фашистов советские войска начали с Востока. И первым рубежом на пути наших солдат стала для многих роковая возвышенность у селения Сауровка. Сколько десятков, сотен тысяч солдат там полегло, прежде чем выбили немцев из хорошо укрепленного района? Высота была взята в августе 1943 года и с тех пор является святым местом для ветеранов Великой Отечественной. В преддверии очередной годовщины Дня освобождения Донбасса ╚МР╩ встретился с человеком, который не понаслышке знает о кровопролитных боях за Саур-Могилу.


Петр Абакумов с супругой Анной Никитичной вместе почти 60 лет


Петр Абакумов, простой паренек из Белгородской области, в 1938 году по комсомольской путевке отправился на Всесоюзную стройку на Дальний Восток. Спустя два года Петр Егорович уже служил в армии во Владивостоке, где получил звание стрелка-радиста. Когда началась война, 21-летний паренек пошел на фронт добровольцем. Участвовать в боях 41-го года молодому комсомольцу не довелось. Его дивизия была направлена под Сталинград, где осенью 1942 года был эпицентр военных действий. А через шесть месяцев 92-я стрелковая дивизия Петра Абакумова стояла уже на Миусе в городе Свердловске Ворошиловградской области (ныне Луганская).
- Мало кто знает, что первый бой за Саур-Могилу начался 17 июля 1943 года, - рассказывает Петр Егорович. ? Но наша дивизия, которой в Свердловске присвоили номер 86-я гвардейская, вступила в бой только через неделю. Более 10 дней наши войска штурмовали эту неприступную высоту. Немцы хорошо укрепились на другой стороне и близко к себе не подпускали. Едва поднимутся наши в атаку, так фашисты их и косят. Помню, 29 июля прошел сильный дождь. Рацию мою залило водой, и она просто сгорела. Мне пришлось возвращаться в штаб, который находился в балке. А утром немцы нас застали врасплох. Налетели мессершмитты и давай бомбить. Неподалеку от меня находился начальник штаба дивизии. Так вот одна бомба попала в блиндаж, и осколком ему оторвало ногу. А меня осколок ранил в правое плечо. Сразу после бомбежки начальника штаба стали выносить с поля боя и, к моему счастью, забрали и меня. Должен сказать, что обычно простых солдатиков из-под пуль не забирали. Так что мне повезло. Если бы не начальник штаба, то я там бы и остался.
С ранением средней тяжести Петр Абакумов попал в госпиталь, где поправлял здоровье без малого месяц. Уже там молодой парень узнал, что на следующий день после злополучной бомбежки 2-я армия, в состав которой входила дивизия Петра Абакумова, попала в окружение близ Саур-Могилы. Прорываясь через немецкое кольцо, мало кто из однополчан Петра Егоровича остался в живых. А в конце августа Петр Абакумов снова был в строю. К тому времени Советская Армия уже предприняла вторую попытку взойти на стратегическую высоту, и вскоре вершина покорилась нашим солдатам. Но в этих боях уже принимала участие 5-я армия, а дивизия Петра Егоровича заняла южные позиции фронта и, минуя Харцызск, вышла к поселку Тельманово. Так что Саур-Могила так и осталась в воспоминаниях Петра Абакумова непокоренной высотой.
- Понюхать пороха пришлось и в боях за Тельманово, - рассказывает Петр Абакумов. ? Как-то ночью наш отряд проходил полем, и вдруг командир дивизии скомандовал: ?Всем остановится!?. Он увидел растяжки, поле было заминировано. Тут нас начали обстреливать ?ванюши?, так мы называли немецкие минометы. К счастью, ни на одну из мин не попали. Наверное, и в этом случае мне повезло. Вскоре наши войска освободили Тельманово и двинулись на Запад.
Петр Егорович, как и советские войска, стремительно продвигался к победе. Остались позади переправа через Днепр, освобождение Николаева и Одессы. Затем были Молдавия, Румыния и Болгария. А закончилась война для Петра Абакумова в столице Венгрии Будапеште. Переправляясь из одной части в другую, стрелок-радист попал в засаду, и его взяли в плен. В заточении Петр Егорович пробыл полтора месяца, до тех пор пока Будапешт не оказался в плотном кольце советских войск. Но судьба сыграла злую шутку. Из плена молодой радист попал под суд и как изменник Родины был отправлен работать на север страны в республику Коми. Только спустя годы его реабилитировали. После ссылки Петр Абакумов вместе с женой Анной Никитичной попал в Макеевку и остался жить в Донбассе навсегда.
Совсем недавно Петру Егоровичу исполнилось 89 лет. Он уже стал прадедом, живет в добром и дружном семействе. Здоровье ему уже не позволяет посещать места былой славы, но о годах военных вспоминает часто и не без грусти. Забыть о подвиге тех, кто так и не вернулся из боя, выше его сил.


Загрузка...