Макеевский рабочий | Беда на Карла Маркса


Беда на Карла Маркса

30.11.-0001
>> 
Самая страшная авария за всю историю украинского углепрома произошла в воскресенье, 8 июня, в 4.30 в Енакиево на шахте им. Карла Маркса. Под завалом на глубине примерно 825-1000 метров оказались 37 горняков, работавших на участке ╧ 78. Мощность взрыва была настолько велика, что ударной волной было разрушено надствольное сооружение, выбиты окна в здании шахтоуправления и частных домах, расположенных неподалеку от шахты.

Когда на рассвете мы проснулись оттого, что содрогнулась земля, зазвенели стекла в окнах и завыла сигнализация припаркованных на ночь автомобилей, мы решили, что это √ землетрясение, наперебой рассказывали местные жители. Мы и подумать сразу не могли, что это - взрыв на шахте. У тех, кто живет в той стороне, куда пошла взрывная волна, даже в километре от предприятия, открылись все двери в квартирах и чуть не сорвались с петель! А, посмотрите, много ли рам осталось в окнах административного комплекса?!
Взрывом на шахте были разрушены даже наземные конструкции. А в ближайших жилых домах повылетали стекла

╚Датчик зашкаливал... Такого я еще не видел╩


Когда на рассвете мы проснулись оттого, что содрогнулась земля, зазвенели стекла в окнах и завыла сигнализация припаркованных на ночь автомобилей, мы решили, что это √ землетрясение, наперебой рассказывали местные жители. Мы и подумать сразу не могли, что это - взрыв на шахте. У тех, кто живет в той стороне, куда пошла взрывная волна, даже в километре от предприятия, открылись все двери в квартирах и чуть не сорвались с петель! А, посмотрите, много ли рам осталось в окнах административного комплекса?!

"Взрыв опередил нас"

В результате взрыва разрушилось наземное шахтное помещение и пострадали пятеро тамошних рабочих.

- Когда с кровли нашего здания обрушились бетонные перекрытия и деревянные балки, я была в кирпичной будке, где находятся механизмы, это, наверное, меня и спасло, - рассказывает 47-летняя рукоятчица Ольга Олендаренко. √ Все произошло так быстро, что я сама не помню, как догадалась присесть и закрыть голову руками. Может быть, рухнувшая крыша как раз и амортизировала об эту мою будку √ у меня нет переломов, только ушибы. Ребятам больше досталось. Хотя струя огня, вырвавшаяся из-под земли, достала до нас...

Ольга вспоминает, как, едва заступив в четвертую, ночную, смену и, примерно в четвертом часу утра, опустив в шахту клеть с людьми, она уже через полчаса получила приказ от горного диспетчера поднимать людей на поверхность: сработали подземные датчики, которые показали опасную концентрацию шахтного газа метана. Людей стали выводить наверх. Работники ствола для того, чтобы начать подъем горняков, должны были дождаться, пока шахтеры соберутся у ствола и сядут в клеть √ о чем им просигнализируют по шахтному телефону. Увы, поднять 37 шахтеров, опустившихся в четвертую смену, не успели. Взрыв прогремел раньше.

Обожженным элекрослесарям 30-летнему Дмитрию Тимохину и 27-летнему Сергею Колочеву, рукоятчице Ольге Олендаренко удалось самостоятельно выбраться из-под руин и покинуть помещение, где возникли несколько очагов пожара. К 6.25 очаги пожара в здании ствола потушили. Раненых сразу же отправили в местную больницу, а затем привезли в Донецк. По словам директора Института неотложной и восстановительной хирургии АМНУ Владислава Гриня, состояние всех трех пациентов тяжелое, они получили ожоги 2-3 степени от 30% до 65 % поверхности тела, серьезные ожоги верхних дыхательных путей, а кроме того - ушибы, у одного из мужчин √ перелом ключицы, у другого √ ушиб головного мозга. По прогнозам руководителя отдела термических поражений Эмиля Фисталя, лечение больных займет не менее месяца, им предстоит перенести немало операций по пересадке пострадавших кожных покровов (с применением клеточных технологий). Еще двое пострадавших - 51-летняя машинист подъема Любовь Кольна и 79-летний грузчик лесного склада Алексей Головин находятся в больнице в Енакиево, и их состояние не вызывает опасения у врачей.

Сутки мрака

Судьба же людей, оставшихся под землей, была неизвестной. После взрыва спасатели сутки не могли опуститься к шахтерам. Взрывом был разрушен ствол, по которому можно было проникнуть в шахту. А так как никакой связи с теми, кто был под землей, не было, то узнать, есть ли там живые, тоже не представлялось возможным.

Однако спустя сутки случилось то, на что уже никто не надеялся, - из-под земли начали доставать горняков. Живых. И все бы хорошо, вот он, казалось бы, счастливый конец, но чиновники до последнего момента не назвали родственникам фамилии спасенных. Обезумевшие от горя, неизвестности и двухдневного дежурства возле дверей шахты люди попытались штурмом прорваться на территорию шахты. Однако милицейский кордон им прорвать не удалось. Со всех сторон неслись проклятья в адрес руководства угольного предприятия и женские рыдания. "Мне позвонили, сказали, что он сейчас в бане! Пустите! Пустите меня к мужу!" - умоляла милиционеров девушка. Однако правоохранители остались непреклонными к ее мольбам. Чиновники продолжали называть фамилии лишь тех, кого уже отправили в больницу. В конце концов, родственники нашли лазейку в поломанном заборе, через которую можно было пройти на территорию, чтобы своими глазами посмотреть, кого поднимают на-гора. Увидев знакомое лицо, люди сообщали друг другу имя очередного спасенного.

По данным на утро 10 июня, в больницах Донецкой области находится 29 пострадавших в результате взрыва на шахте имени Карла Маркса шахтеров. Из них пять человек пострадали на поверхности, сообщает пресс-служба Донецкой областной государственной администрации. Остальные 24 √ выжили, оказавшись под завалом.

Еще одного горнорабочего подняли на землю мертвым. Судьба 12 шахтеров оставалась неизвестной. В то же время экс-перты точно определили место, где в момент взрыва находились эти горняки. И констатировали √ "перспективы минимальные".

В то же время четверо пострадавших находились в ожоговом центре Института неотложной и восстановительной хирургии имени В. Гусака в крайне тяжелом состоянии.

Выжили чудом

Первыми спасателям удалось поднять на поверхность двух шахтеров, которые работали на динамитном складе. Они находились ближе всех, на горизонте 750 метров. Нашим корреспондентам удалось пообщаться со спасенными.

Иван Коваль и Николай Витенко считают, что их спасло лишь чудо. Когда им сказали подниматься на поверхность, мужчины замешкались и не успели подойти к стволу, где и произошел взрыв. "Мы находились в 400 метрах от взрыва, нас от ствола отделяли множественные коридоры, в которых метан растворился и не успел дойти до нас в полной силе. Единственное √ нас откинуло взрывной волной", - вспоминает Иван Коваль. После взрыва Коваль с коллегой пытались подключиться к телефону, но коммуникации были нарушены и со связью у них ничего не вышло. "Взрывом вынесло все вентиляционные двери... Везде метан... У нас был датчик, и он зашкаливал страшно... Такого я еще не видел", - говорит Коваль, у которого 30 лет подземного стажа. Поняв, что связаться с поверхностью не удастся, шахтеры начали звать на помощь. Когда они кричали, то слышали, как кто-то внизу отзывался. "В шахте было столько газа, что мы не могли даже подойти к сигнальному каналу. Мы могли только кричать. Били по трубе. С нами под землей работал еще один человек, машинист водоотлива, молодой парень. Мы после взрыва пошли туда, где он должен был работать. Думали, вдруг травмировало его... А ему голову размозжило..." √ вспоминают горняки.

Труд на грани фола

О безопасности работ на шахте им. Карла Маркса говорить не приходится.

Инспекция Госпромгорнадзора накануне аварии, 6 июня, запретила ведение здесь добычи угля из-за не соответствующих технике безопасности условий труда. Шахта, которой в этом году исполнится 150 лет, опасна по газовому режиму, да и материалами и оборудованием она снабжается слабо.

"Не на диктофон" родственники горняков, многие из которых и сами работают на этой шахте, рассказывали, что на предприятии нарушили запрет Госпромгорнадзора и накануне аварии якобы добыли 36 вагонеток угля (это примерно 40 тонн).

Первый вице-премьер-министр Украины, глава правительственной комиссии Александр Турчинов заверил, что в ходе расследования уголовного дела, возбужденного по факту аварии (статья 272, часть 2 Уголовного кодекса Украины √ Нарушение правил безопасности при выполнении горных работ с повышенной опасностью, повлекшее за собой тяжкие последствия) будет изучен этот вопрос. Вице-премьер- министр Украины также не исключил, что после этой аварии шахту могут и вовсе закрыть, как нерентабельную: на пластах крутого падения (которые расположены под наклоном) практически невозможно добывать уголь мощной техникой. Потому план добычи на шахтах с такими горно-геологическими условиями всегда ниже. Но даже с учетом этого на шахте сегодня добывают слишком мало угля (около 500 тонн в месяц), чтобы штат в 1287 человек мог получать более приемлемую зарплату.

Тем не менее, даже после такой аварии спасенные шахтеры не хотят, чтобы эту шахту закрывали. Они уверяют, что если это случится, то люди, которые живут рядом с этим угольным предприятием, останутся без работы. "Платят у нас не много (около одной-двух тысяч получают проходчики), и частями выплачивают зарплату. Только без работы остаться еще хуже", √ считают спасенные.

Хотя за такую зарплату, как на Карла Маркса, могут работать разве что фанаты. "Муж уже больше 15 лет на шахте работает, а когда он вовремя и полностью приносил зарплату, я уже и не помню, - рассказала жена крепильщика Олега Таранца Элла. √ Сама зарплата-то редко до полутора тысяч дотягивает. А дают в три приема от 20% до 60%. В последний раз Олег снял с карточки 40 гривен...".

С места событий Инна КОВАЛЬ



Спасатели целые сутки не могли спуститься под землю...

Фото Никиты СМИРНОВА



Загрузка...