Макеевский рабочий | Приговор как начало


Приговор как начало

30.11.-0001
<< >> 
Они √ выходцы из нашего общества, наши родные, друзья, соседи, знакомые. Они такие же, как и мы. Они живут рядом, но в силу определенных причин - по другим правилам. Они иначе познают мир и добиваются малопонятных целей. Речь о тех, чья жизнь пошла по особому маршруту и кого путь этот привел в места лишения свободы. Жизнь в зоне √ табу для тех, кто шагает в ногу с законом. Осужденных, даже с приставкой ╚бывший╩, многие стараются избегать. А подобная строка в биографии является особенной меткой, которая вряд ли станет подспорьем на свободе для побывавшего в тюрьме человека. Практически каждый из нас может стать свидетелем судебного процесса, но мало кто знает, чем дышат наши сограждане за высокой стеной уже после вынесения приговора. Не стоит полагать, что с оглашением вердикта, даже самого строгого, заканчивается история конкретного человека. Напротив, начинается новый ее этап. Жизнь в местах лишения свободы кипит не менее активно, нежели на воле. Да, по своим законам, но нередко события в тюрьме прямо пересекаются с тем, что происходит за ее пределами. Колония √ это подобие города внутри города, государства в государстве. И отношения здесь не строятся лишь по двум параллелям √ осужденные и администрация. Благодаря нынешнему, достаточно лояльному по отношению к спецконтингенту, законодательству здесь также можно учиться и работать, любить и ненавидеть, создать семью и разрушить чужую, стать на путь исправления и совершить новое преступление, добавив себе срок. Как протекают годы наказания современного осужденного? Есть ли в колониях насилие? Возможны ли бунты в местах лишения свободы? Чего стоит опасаться одиноким женщинам при переписке с человеком в неволе? Об этом и многом другом рассказал ╚МР╩ помощник донецкого прокурора по надзору за соблюдением законов при исполнении судебных решений по уголовным делам советник юстиции Виктор Гаврилов, который курирует работу Макеевской исправительной колонии ╧32.

√ выходцы из нашего общества, наши родные, друзья, соседи, знакомые. Они такие же, как и мы. Они живут рядом, но в силу определенных причин - по другим правилам. Они иначе познают мир и добиваются малопонятных целей. Речь о тех, чья жизнь пошла по особому маршруту и кого путь этот привел в места лишения свободы. Жизнь в зоне √ табу для тех, кто шагает в ногу с законом. Осужденных, даже с приставкой ╚бывший╩, многие стараются избегать. А подобная строка в биографии является особенной меткой, которая вряд ли станет подспорьем на свободе для побывавшего в тюрьме человека. Практически каждый из нас может стать свидетелем судебного процесса, но мало кто знает, чем дышат наши сограждане за высокой стеной уже после вынесения приговора. Не стоит полагать, что с оглашением вердикта, даже самого строгого, заканчивается история конкретного человека. Напротив, начинается новый ее этап. Жизнь в местах лишения свободы кипит не менее активно, нежели на воле. Да, по своим законам, но нередко события в тюрьме прямо пересекаются с тем, что происходит за ее пределами. Колония √ это подобие города внутри города, государства в государстве. И отношения здесь не строятся лишь по двум параллелям √ осужденные и администрация. Благодаря нынешнему, достаточно лояльному по отношению к спецконтингенту, законодательству здесь также можно учиться и работать, любить и ненавидеть, создать семью и разрушить чужую, стать на путь исправления и совершить новое преступление, добавив себе срок. Как протекают годы наказания современного осужденного? Есть ли в колониях насилие? Возможны ли бунты в местах лишения свободы? Чего стоит опасаться одиноким женщинам при переписке с человеком в неволе? Об этом и многом другом рассказал ╚МР╩ помощник донецкого прокурора по надзору за соблюдением законов при исполнении судебных решений по уголовным делам советник юстиции Виктор Гаврилов, который курирует работу Макеевской исправительной колонии ╧32.


Осужденным √ работу!

Как констатирует Виктор Владимирович, на данном этапе государство достаточно гуманно относится к осужденным. ╚Парадоксально, но в некоторых случаях осужденные даже более защищены и наделены правами, нежели те, кто продолжает жить в обычном обществе╩, - говорит помощник прокурора. Судите сами. Осужденные в обязательном порядке накормлены. Причем не стоит верить рассказам о том, что в исправительные учреждения сбывают просроченные продукты питания. Все пищевые поставки строго проверяются, в том числе и органом прокуратуры. И если есть хоть малейший намек на негодность товара √ такой продукт никогда не попадет на стол в колонии. Как вспоминает Виктор Гаврилов, был случай, когда после ряда инициированных прокуратурой экспертиз был наложен запрет на употребление целой партии паштета.
Обеспечены осужденные и одеждой, и постельными принадлежностями. Не испытывают и проблем с медицинским обслуживанием. Кроме этого, законом предусмотрен целый ряд условий, следуя которым, осужденный может рассчитывать на изменение меры наказания на более мягкую и условно-досрочное освобождение.
Конечно, не стоит говорить, что жизнь в местах лишения свободы - яркое приключение. Хватает здесь и своих проблем. Среди глобальных Виктор Гаврилов выделяет слабую материально-техническую базу и отсутствие полноценно функционирующего производственного комплекса. К примеру, в МИК ╧ 32, как и во многих подобных учреждениях страны, практически изношено медицинское оборудование. Да, оно еще функционирует, однако давно требует замены. В плане обеспечения работой отбывающих наказание граждан вопросов не меньше. К примеру, существующая сегодня промышленная зона МИК ╧ 32 способна занять лишь около 20% отбывающих здесь наказание лиц. Проблема эта выходит далеко за рамки того, что осужденные не могут зарабатывать себе на жизнь и оттачивать профессиональное мастерство. У многих из них приговор предусматривает и выплату денежных компенсаций за причиненный моральный или материальный ущерб потерпевшей стороне. Естественно, не работая, осуществлять подобные выплаты он не в силах. Однако, как подчеркивает Виктор Гаврилов, эти нюансы не могут быть разрешены силами администрации колонии. Поскольку не может идеально работать учреждение, возрождая заводы (которые в советские времена активно работали на территории таких объектов), когда в общем в стране наблюдается падение экономики и уровня жизни.

Статья отражает характер

Прямо отражается ситуация в обществе и на контингенте, который сегодня попадает в тюрьмы. Грабежи, разбои, кражи √ вот основной вид преступлений, совершенных современными заключенными. Причем чаще всего на преступление идет молодежь, а причиной становится нарко- и алкоголезависимость. Как с профессиональной точки зрения отмечает Виктор Гаврилов, статья, по которой привлекается человек к ответственности, прямо отражает суть его характера. Так, грабеж, разбой √ все это дерзкие преступления, свойственные лицам, склонным к агрессии. Даже убийства, которые считаются более тяжкими преступлениями, сегодня совершают люди, как это ни странно, более адекватные. Поскольку убийства чаще происходят спонтанно. А вот нападения планируются заранее и часто совершаются с особой жестокостью.
Несмотря на обилие в МИК ╧32 осужденных именно за грабежи и разбои, помощник донецкого прокурора по надзору за соблюдением законов при исполнении судебных решений по уголовным делам Виктор Гаврилов уверяет, что никаких группировок, которые бы планировали или провоцировали бунты в МИК ╧32, не существует. Напротив, соблюдение режима, активная общественная жизнь, заслуженные поощрения √ все это играет роль при рассмотрении вопроса об условно-досрочном освобождении, поэтому жить по тюремным правилам в интересах каждого обитателя учреждения.
Хотя, не скрывает Виктор Гаврилов, бывают единичные случаи, когда осужденные намеренно нарушают режим, провоцируя выговоры. Однако происходит это в исключительных случаях, когда осужденный умышленно сводит на нет возможность покинуть колонию раньше положенной даты. Или, говоря местным языком, хочет отсидеть до звонка. Почему? Подобные индивидуалы ошибочно полагают, что таким образом зарабатывают авторитет в глазах окружающих и возрождают былые тюремные нравы, времена которых на самом деле давно в прошлом. Однако особого поля для бунтарской деятельности нет и у таких ╚хранителей традиций╩. По словам Виктора Гаврилова, статьи 391 и 392 Уголовного кодекса Украины ╚Злостное неповиновение требованиям администрации исправительного учреждения╩ и ╚Действия, которые дезориентируют работы исправительных учреждений╩ предусматривают жесткое наказание за указанные действия. Если в течение года к нарушителю режима вынуждены были применить такие меры, как, к примеру, перевод в помещение камерного типа (ПКТ), он может быть привлечен к уголовной ответственности по статье 391 УК, которая предусматривает наказание в виде лишения свободы сроком до трех лет. Статья же 392 УК, где речь идет о попытках бунта или нападении на сотрудников администрации, предусматривает наказание до десяти лет лишения свободы. По словам Виктора Гаврилова, были и в МИК ╧32 случаи, когда возбуждались уголовные дела по статье 391 и осужденный получал дополнительный срок, вторую судимость и отправлялся уже в ИК, где содержатся лица, совершившие преступление повторно.

Свобода √ стимул к исправлению

Но такие факты скорее редкость. Львиная же доля постояльцев колонии все-таки стремится скостить срок. Причем любыми методами. Кстати, большая часть жалоб, которые поступают от осужденных в прокуратуру, по словам нашего собеседника, касается именно незаконных, по мнению жалобщика, применения взысканий и отказа в условно-досрочном освобождении. По словам Виктора Владимировича, часть таких жалоб действительно находит свое подтверждение.
Но есть и такие, кто, не желая ждать законных оснований для освобождения, пытается форсировать события. Так, один из осужденных МИК ╧32 пытался изобразить из себя смертельно больного человека, зная о том, что закон в этом случае предусматривает возможность преждевременного окончания срока. Осужденный активно делал вид, что не может ходить, и писал ряд жалоб о том, что в колонии он не может получать квалифицированную помощь врача. Однако ряд экспертиз доказал, что указанный гражданин вполне здоров┘ И, тем не менее, процент тех граждан, которые покидают места лишения свободы раньше определенного приговором срока, достаточно велик и достигает порядка 90% из общего числа освободившихся. В МИК ╧32 в 2009 году досрочно вышли на волю 307 осужденных. Закон предусматривает сроки, когда вопрос об условно-досрочном освобождении может быть рассмотрен в суде. И в случае, если в заседании найдется достаточно аргументов в пользу того, что осужденный к этому моменту стал на путь исправления или исправился (не получал выговоров, имеет поощрения от администрации колонии, участвует в общественной жизни, проявляет активность в благоустройстве территории и т.д.), вопрос решится положительно. Приговоренный имеет шанс либо выйти по УДО, либо его наказание заменят более мягким √ к примеру, он может продолжить путь исправления уже не в колонии, а в местах ограничения свободы, или дальше отбывать наказание в виде исправительных работ по месту жительства с отчислением до 20 % от заработной платы в пользу государства.
Хотя, как подчеркивает Виктор Гаврилов, вопрос о перевоспитании √ палка о двух концах. Человек может специально зарабатывать себе баллы в тюрьме, а оказавшись на воле, снова взяться за старое. Рецидив, кстати, бывает спровоцирован. Спровоцирован тем, что вышедший на свободу человек на порядок лет оказывается отставшим от событий вне колонии и ему очень тяжело адаптироваться.

Откуда в колониях наркотики?

Однако пристальное внимание прокуратуры, как подчеркивает Виктор Гаврилов, обращено не только к спецконтингенту. В поле надзора и сами работники учреждения, в действиях которых порою усматриваются не менее серьезные нарушения. Самая тяжкая проблема √ распространение наркотических средств в колонии. Ряд уголовных дел был возбужден прокуратурой в отношении сотрудников МИК ╧32, которые пытались пронести и сбыть осужденным наркопрепараты. Зафиксированы и факты получения некоего денежного вознаграждения за оказание ряда услуг спецконтингенту. Фигурирующие суммы, правда, не стали основанием для возбуждения уголовных дел. Но прокуратурой составлены протоколы о коррупции, а ╚отличившийся╩ персонал привлечен к админответственности и уволен. Ряд вопросов вызывает у прокуратуры и то, каким образом появляются в распоряжении осужденных предметы, входящие в перечень запрещенных. К примеру, мобильные телефоны, которые не только позволяют держать связь с внешним миром путем звонков и смс, но и предполагают выход в Интернет. Телефонные аппараты выявляются десятками в год. И, кстати, это далеко не просто безобидный подарок прогресса.

╚Жених╩ за решеткой

В руках осужденного телефон, как оказалось, может легко превратиться в средство совершения преступления. Один из примеров рассказывает Виктор Гаврилов. Ни для кого не секрет, что осужденные ведут переписку с девушками на воле. Нередко такое общение в письмах заканчивается даже свадьбами, которые тоже проводят в колонии. Бывает, что невеста впервые видит жениха только на церемонии. Но это, как говорится, дело лично каждого. Суть в другом. Далеко не все осужденные, знакомясь с дамами, на самом деле жаждут большой любви. Для некоторых наивные женщины √ лишь средство поправить свое материальное положение. Понятное дело, что наличие мобильного телефона значительно облегчает процесс знакомства. Как отмечает Виктор Гаврилов, сейчас даже на телевидении есть ряд интерактивных чатов, где люди оставляют свои номера телефонов и стремятся с кем-то познакомиться. Для осужденных √ это благодатная почва. Нередко на экранах появляются номера с пометкой: ╚Общение только по смс╩. Будьте уверены, такой месседж с 90% вероятности шлют из тюрьмы, где говорить долго по телефону опасно, зато какое-то время тайно слать смс вполне реально. Так вот две подруги, одна из которых макеевчанка, вторая √ жительница Мариуполя, попали в любовные сети ╚женихов╩ из МИК ╧32. Знакомство произошло в эфире телечата и вылилось в такой бурный смс-роман, что обе девушки по просьбе новоиспеченных ухажеров взяли на себя в кредит 4 мобильных телефона и холодильник. Товары передали по настоянию любимых посредникам. Мол, только так можно было ╚решить╩ назревший острый вопрос. Стоит ли говорить, что на этом общение пар прервалось, а доказать тот факт, что техника и телефоны были выманены обманным путем, оказалось нереально? Виктор Гаврилов приводит этот пример как назидание и убедительно просит всех, кто завязывает переписку с осужденными, быть весьма бдительными.
В то же время, помощник донецкого прокурора по надзору за соблюдением законов при исполнении судебных решений по уголовным делам отмечает, что, к счастью, приведенные негативные примеры из жизни колонии не являются тенденцией. За всем, что происходит внутри спецучреждений, ведется пристальный контроль. Не считая текущих проверок, раз в полгода в МИК ╧32 проводятся комплексные мероприятия.
Как подчеркивает Виктор Гаврилов, действительно, в местах лишения свободы оказываются лица, совершившие преступления. Но в первую очередь они люди┘ и через время им предстоит снова вернуться в родные города. Поэтому так важно, насколько результативно пройдут они процесс перевоспитания, смогут ли излечиться от полученных моральных травм и не набьют ли новых шишек. Увы, сегодня это зависит не только от администрации специализированных объектов и даже не от контролирующих их органов. Важно понимать, что система исполнения наказаний не менее других отраслей нашего государства нуждается в определенном реформировании и централизованной финансовой поддержке.


Загрузка...


Больше новостей читайте в печатной версии "Макеевского рабочего".

Газета выходит раз в неделю по пятницам.

Купить газету можно в киосках "Союзпечать", а также выписать в редакции.

Стоимость подписки на месяц (с программой ТВ) - 12,40 грн. или 25 рублей.