Горячая работа, характер - огненный
Разливка стали в мартеновском цехе
А в ту пору на ММЗ сталь производил старый мартеновский цех, построенный ещё в конце ХIХ века, на заре истории завода. Забегая вперёд, скажем, что в советское время коллектив этого старого цеха (мартеновского ? 2) отличился многими трудовыми победами, был удостоен правительственной награды, воспитал специалистов? для нового мартеновского цеха; работал ещё несколько десятилетий и, полностью выполнив "историческую миссию", был остановлен и демонтирован в конце 70-х годов ХХ столетия (площадка, на которой он был расположен, видна с пешеходного моста, пересекающего территорию завода).
Но вернемся? в 30-е годы. Технические возможности старого мартена не соответствовали тем требованиям, которые предъявляли и проект блюминга, и в целом планы индустриального развития страны. Требовалось создание нового сталеплавильного производства - нового и в количественном и качественном отношениях, оснащённого современным (на тот период) оборудованием и передовыми технологиями. Вот почему в 1930 году на территории ММЗ одновременно началось строительство блюминга и нового мартеновского цеха.
Не хватало рабочих рук, техники, запаздывали кредиты, техническая документация. С честью преодолев трудности, работники "Мартенстроя" (управление треста "Макстрой") добились новой победы: сдали в эксплуатацию печь ? 1. 12 июня 1933 года она дала первую сталь. С этого дня начался отсчет биографии прославленного коллектива мартеновского цеха. История сохранила фамилии первопроходцев: начинали первую плавку на первой печи сталевар Гриневич и мастер Азаров, а выпустили её сталевар Тишин и тот же мастер Азаров. Руководил выпуском этой исторической плавки первый начальник цеха Сергей Гудовщиков.
Вслед за первой вступали в строй вторая, третья... Всего в довоенный период были построены семь мартеновских печей (четыре других - с ? 8 по ? 11 - в период реконструкции, уже после Великой Отечественной). И здесь надо отметить важную особенность: очень трудно было работать в условиях продолжающегося строительства, когда одновременно с эксплуатацией уже готовых агрегатов полным ходом шли монтажные, водопроводные, электротехнические работы. Но уже тогда макеевские сталевары работали не просто хорошо, а показывали высший класс и, соревнуясь с запорожскими, мариупольскими коллегами, устанавливали трудовые рекорды.
..."Люди огненной профессии" - так часто называют металлургов. Свой огненный характер мартеновцы проявили в годы Великой Отечественной войны. Тогда одни из них мужественно сражались на фронте, другие, работая в эвакуации, давали металл фронту. А третьи, вынужденно оставшись в оккупированном городе, уклонялись от работы на захватчиков, скрывались. Многие из них за это пожертвовали жизнями. За отказ сотрудничать с оккупантами? несколько десятков макеевчан, в их числе металлурги, были казнены в городском саду (теперь - парк "Пионерский"), - и это лишь один из фрагментов той трагической летописи.
?Гитлеровцам так и не удалось наладить производство на ММЗ. Но, отступая, они нанесли заводу страшные разрушения. В сплошную руину превратилось здание новомартеновского цеха, много сил после освобождения пришлось затратить на восстановление. Первая послевоенная плавка была выпущена 31 мая 1948 года - это было второе рождение цеха.
Послевоенные, "доперестроечные" десятилетия - это был, пожалуй, самый расцвет славы нашего макеевского мартена, который, как это стало крылатой фразой, "гремел на весь Союз". Рекорды, победы в социалистическом соревновании, трудовые почины, праздники по поводу очередного миллиона тонн выплавленной стали... А сколько ярких имен замечательных тружеников! Герои Социалистического Труда Василий Кирьян, Владимир Никитенко; орденоносцы, лауреаты, обладатели всевозможных почетных званий Даниил Рябцев, Ричард Барановский, Иван Алексашин, Геннадий Иофис, Семен Черный, Виктор Бук, Александр и Владимир Абраменко, Иван Олейник... Автор вынужден остановить разбег пера, ибо много их, таких заслуженных людей, чей огненный характер воспитывался и закалялся в мартене. Надо сказать, что полный их список, приведенный в книге "Рядом с огнем", занимает с добрый десяток страниц. К слову, автор книги (изданной 5 лет назад к 70-летию мартеновского цеха), начальник отдела научно-технической информации ММЗ Вадим Иванович Малыгин - в прошлом тоже мартеновец.
В разные годы возглавляли цех люди, проявившие себя как опытные специалисты, требовательные руководители, яркие и своеобразные личности, среди них Михаил Хилько, Николай Блащук, Александр Протасов, Виктор Шевченко, Александр Солдатенков, Виктор Володин. Помнят заводчане выходца из мартена, главного сталеплавильщика, ныне покойного Николая Виноградова. "Сталеварил" в мартеновском цехе Юрий Бутов - нынешний председатель профкома завода.
Сегодня коллектив переживает весьма непростой процесс смены поколений. Большинство ветеранов ушло на заслуженный отдых. А у молодых сталеваров и подручных, разливщиков стали, ковшевых, машинистов, при всем их старании, устремлении совершенствовать профессиональное мастерство, еще недостает опыта. Можно сказать, молодежь "обстреливается в бою". И в этом трудовом сражении помогают молодежи пройти мартеновскую закалку представители старшего поколения - начальник цеха Александр Авдеев, начальник разливки Алексей Меньших, старший мастер печей Григорий Здота и старший мастер разливки Виктор Никитин... Прошли путь от подручных до начальников смены и сегодня уже сами воспитывают молодых коллег наследники сталеварских династий Константин Бук и Александр Абраменко-младший. Под руководством таких опытных мастеров профессиональное и человеческое становление проходит новое поколение, и уже хорошо зарекомендовали себя молодые сталевары Алексей Бойко, Иван Шуев, Артем Обрезчиков, разливщик Станислав Городин, ковшевой Олег Стороженко... да немало и других толковых парней. "Сегодня тяжеловато им работать, - сказал о них известный сталевар, недавно вышедший на пенсию Александр Андреевич Абраменко, - но ребята всему научатся!".
Сергей ПЕРВЫХ
Бригада 10-й мартеновской печи: слева направо: Игорь САВКОВ (сталевар), Иван ШУЕВ (мастер), Сергей ФОМИН (2-й подручный) | Отбор проб на 1-й мартеновской печи |
Фото Алексея САПРЫКИНА