Макеевский рабочий | Судьба журналиста


Судьба журналиста

30.11.-0001
<< >> 
Вчера уже 67-й раз мы встречали печальную дату - годовщину начала Великой Отечественной войны. Мы, ╚макрабовцы╩, никогда не забываем о том, что в скорбном списке воинов, сложивших головы в сражениях за Родину, есть и журналисты нашей газеты. Как свидетельство светлой памяти о них - их имена, высеченные на мемориальной доске в вестибюле редакции. Неумолимое время выбило из рядов журналистского братства и наших коллег-фронтовиков, которым посчастливилось довоевать до Победы┘ И как же я обрадовался, когда узнал: жив, жив один из ветеранов┘ нет, уместней сказать √ патриархов ╚Макеев-ского рабочего╩, работавший в нашей газете и до, и после Великой Отечественной!

С волнением ехал я в пригородной электричке в Славянск, где ныне живет Георгий Николаевич Дубля. Да и как было не волноваться: ведь предстояла встреча, можно сказать, с живой историей. Как я перед тем прочитал в сборнике "Солдаты слова" (о журналистах-фронтовиках Донецкой области), корреспондент Георгий Дубля начал работать в "Макеевском рабочем" √ с ума сойти! √ в 1938 году!

"Возьмите меня на любую должность"

...Когда меня встретили дочь Георгия Николаевича Людмила Георгиевна и зять Юрий Николаевич и провели в квартиру в доме на тихом бульваре Пушкина, на меня, как показалось, несколько настороженно посмотрел старый человек, на лице которого отпечатались прожитые годы, труды, испытания. Но вот я раскрыл блокнот - и первоначальная натянутость мигом исчезла. Оживился Георгий Николаевич: коль пришел коллега, что ж, поработаем совместно над материалом. Повспоминаем... И между нами, потекла деловая и непринужденная беседа, - несмотря на то, что, к сожалению, после перенесенного инсульта Георгию Николаевичу очень тяжело разговаривать.

Итак, 1938 год. В один из летних дней пришел в редакцию юноша: "Хочу работать в газете. Возьмите на любую должность". Не с бухты-барахты возникло желание у молодого человека, только закончившего 10 классов средней школы ╧22: с детства тянуло к журналистике. Еще будучи учеником, писал заметки о школьной жизни, которые публиковались в "Макеевском рабочем". Сбылась мечта: тогдашний редактор Василий Морозенков принял вчерашнего школьника на должность репортера отдела информации. (Таким образом, как раз нынешним летом у Георгия Николаевича своеобразный юбилей √ 70-летие начала профессиональной деятельности в журналистике).

А что такое отдел информации? Это √ постоянный поиск. Ведь зачастую короткая, но свежая, оперативная новость бывает важней и интересней, чем "простыня" на несколько сот строк. Вот как раз такая повседневная городская хроника и была поручена Георгию. Предприятия, советские правоохранительные органы, комсомольская жизнь, спорт, происшествия...

- Понятно. С утра пораньше в редакцию - и сразу "упал" на телефон? √ меряю по своей мерке.

- Нет, - покачал головой собеседник, - телефоном пользовался редко. В основном - бегом по городу на своих двоих...

Мне трудно представить, как выглядел Георгий Николаевич в юности. Но очень даже прекрасно представляю, с каким азартом в погоне за новостями наматывал километры по улицам довоенной Макеевки самый молодой сотрудник редакции. Да ведь и весь коллектив был такой √ молодые, азартные в своей профессии, талантливые журналисты. Прохор Дикун, Эмиль Гриб, Арсений Василенко, Вадим Новиков, Дмитрий Надеин, Василий Строкин, Альфонс Ярмаль... Рассказывал о тех временах Георгий Николаевич, и молодой огонек засиял в его глазах.

Солдаты слова

Но потом беседа перешла в печальное русло. В 1940 году Георгия Дублю призвали на срочную службу в Красную Армию. Стал курсантом Воронежской школы военных летчиков. "Окончил ее, - пишет о себе Георгий Николаевич в сборнике "Солдаты слова", - когда уже началась война. Но послали не на фронт, а в глубокий тыл √ в Оренбург, в знаменитое Чкаловское авиаучилище". Однако боевым летчиком стать не пришлось, хотя и удалось побывать в небе в учебных полетах. Дело в том, что летчиков подготовили с переизбытком √ попросту говоря, на всех самолетов не хватило. И на третьем году войны сержанта Дублю зачислили в 271-ю Горловскую стрелковую дивизию помощником командира взвода автоматчиков.

"От только что освобожденного Киева мы шли в сторону Житомира, - пишет он о своем боевом крещении. √ По мере приближения к фронту все отчетливее доносились до нас орудийные выстрелы, затем затрещали пулеметы, и на близком расстоянии мы увидели немцев. Надо же было попасть на передовую в тот момент, когда они прорвались через наши боевые порядки и бросились в отчаянное наступление. Только кое у кого из бойцов сохранились по нескольку патронов от учебных занятий. Пришлось искать надежное укрытие и ждать, пока подвезут боеприпасы. Ситуация была опасной, но выйти из нее нам все-таки удалось с небольшими потерями. Принятыми командованием мерами наступление было приостановлено, и гитлеровцев погнали назад".

Вспоминает Георгий Николаевич и о другом суровом испытании, которое довелось пережить в бою под городом Станиславом, ныне Ивано-Франковском:

- Под вечер посадили нас, автоматчиков, на танки: задача √ отбить у немцев населенный пункт. Только мы выдвинулись из укрытия, как нарвались на засаду. Ба-бах! √ по нам прямой наводкой. Загорелся первый танк, второй... Зацепило снарядом третий, на котором с другими бойцами ехал я ... Нам удалось покинуть машину. В этот миг я увидел, как у молоденького лейтенанта осколком буквально сорвало нижнюю часть лица. Впрочем, таких эпизодов было много...

Первое ранение он получил в Карпатах. А второе, тяжелое √ на подступах к городу Морава-Остравска в Чехословакии. Это случилось чуть более чем за неделю до победы √ 30 апреля 1945 года...

Корреспондент на лошади

День Победы раненый воин встретил прикованным к госпитальной койке. И только в 1946 году вернулся он в родную Макеевку, которая едва-едва начала оправляться от ран, и на костылях пришел в родной "Макеевский рабочий" - в то же, что и до войны, двухэтажное здание на том месте, где ныне стоит здание "Макеевугля". И вновь поступил Георгий Николаевич в отдел информации. Но... бегать по городу за новостями, как в юности, было уж невозможно. И тогдашний редактор Иван Бойко специально для корреспондента Дубли выделил персональный транспорт √ лошадку с пролеткой да еще и с кучером.

- С таким вот "комфортом" объезжал я предприятия и учреждения, - вспоминая, улыбается Георгий Николаевич.

- Но раненая нога потом всю жизнь папу мучила, - включается в разговор дочь Людмила Георгиевна. √ Трофическая язва. Незаживающая. Без конца √ мази, перевязки. А как ему тяжело приходилось на жаре...

Не так давно перенесенный инсульт дал осложнение на больную ногу √ осложнение, приведшее к ампутации. Вот так через десятки лет отозвалась рана, полученная за неделю до победы. Вот что значит незаживающая рана √ в буквальном, физическом выражении...

Ушедшие таланты

Но не тяжелее ли рана душевная, которая тоже не заживает? Как забыть ушедших коллег, наставников, друзей? При переправе через Дунай погиб радист-корректировщик Прохор Дикун. Мученическую смерть принял в гестаповских застенках подпольщик Арсений Василенко. Не дописав очередной материал, бросился с винтовкой на врагов и пал смертью храбрых военный корреспондент Дмитрий Надеин. Морская пучина сомкнулась над головой военного журналиста-краснофлотца Вадима Новикова, который до конца оставался на боевом посту √ на борту разбомбленного гитлеровцами корабля. В братской могиле под Калининградом покоится прах военного летчика Емельяна Гриба. После войны ушёл из жизни фронтовик Альфонс Ярмаль. Нет уж в живых редакторов Ивана Бойко, Василия Морозенкова...

Тяжело поднимался наш город из руин. Самоотверженно трудились шахтеры, металлурги, коксохимики, восстанавливая разрушенные предприятия. Нелегко приходилось и журналистам. Газета выходила пять раз в неделю, напряженным был редакционный ритм, спрос за работу по тем суровым временам был особенно строгим, а зарплата √ весьма скромной.

Традиции меняются, история - никогда

...Покривлю душой, если скажу, что разговор шел только о грустном и серьезном. Ну не могли два "журналюги" не поделиться редакционными байками.

А вот √ фото из альбома. В каком-то зале с пальмами в кадках стоят молодые улыбающиеся люди. Это, оказывается, в одном из макеевских ресторанов. Снимок был сделан в конце 40-х или начале 50-х годов. Жизнь начала потихоньку налаживаться, возможно, и зарплата журналистская приподнялась, - и "макрабовцы" установили традицию с каждой получки ходить в ресторан. Я заметил, что в настоящее время, ввиду преобладания женщин в коллективе, а также возросшей строгости начальства, поддерживать "традицию" стало весьма трудно. И вновь по-молодому озорными огоньками блестели глаза Георгия Николаевича. Понял я: вопреки прожитым годам и перенесенным испытаниям живет в нем молодая журналистская душа!..

Хорошо работал в "Макеевском рабочем" Георгий Дубля. Не случайно ведь его в 1953 году послали учиться в Киев в Высшую партийную школу. По окончании ее он возглавил славянскую районную газету "Коммунист" (ныне √ газета "Вести"), а с переводом "Коммуниста" на украинский язык бессменно работал заместителем главного редактора вплоть до выхода на пенсию. "Оглядываюсь на прожитые годы, порой трудные и даже печальные, и прихожу к выводу, что в целом жизнь сложилась удачно. И во многом благодаря тому, что со мной был душевный человек, верный и бескорыстный друг √ жена Екатерина Филипповна... Трудно без нее. Но она подарила мне двух прекрасных дочерей". К этим словам добавлю, что у Георгия Николаевича √ прекрасные две внучки, внук и правнучка.

Ветеран войны и ветеран журналистики Георгий Николаевич Дубля награжден орденами Отечественной войны 1-й степени, Славы 3-й степени, медалями "За победу над Германией" и другими, почетными грамотами Национального союза журналистов Украины и областной журналист-ской организации.

Такой он, наш коллега, √ отважный воин и журналист высокого полета. Живая история...

Сергей Первых


Довоенная служба в ВВС РККА. Справа - Георгий Дубля 40-е годы. Редакционный будний день. Корреспондент Георгий Дубля (справа) и редактор Василий Морозенков (возглавлял редакцию в разные годы до войны и после нее)

Cнимки из семейного архива.



Загрузка...


Больше новостей читайте в печатной версии "Макеевского рабочего".

Газета выходит раз в неделю по пятницам.

Купить газету можно в киосках "Союзпечать", а также выписать в редакции.

Стоимость подписки на месяц (с программой ТВ) - 12,40 грн. или 25 рублей.