Макеевский рабочий | И только раны на сердце не заживают


И только раны на сердце не заживают

30.11.-0001
<< >> 
С приближением майских праздников макеевчанка Лариса Мачукова перестает смотреть телевизор. Она просто его не включает. На протяжении уже нескольких лет ее душа и сердце не в состоянии каждый май заново переживать то, через что она прошла в 1942-м, будучи еще девчонкой-подростком.
Когда в город Ровеньки Луганской области вошли немецкие оккупанты, Ларисе было неполных 15. Шел 1942 год. Голодный, страшный второй год войны.

риближением майских праздников макеевчанка Лариса Мачукова перестает смотреть телевизор. Она просто его не включает. На протяжении уже нескольких лет ее душа и сердце не в состоянии каждый май заново переживать то, через что она прошла в 1942-м, будучи еще девчонкой-подростком.
Когда в город Ровеньки Луганской области вошли немецкие оккупанты, Ларисе было неполных 15. Шел 1942 год. Голодный, страшный второй год войны.


Такой Лариса МАЧУКОВА (Новикова)
отправлялась в Германию в 1942-м


╚Не плачь, мамочка! Я вернусь!╩

- У фашистов был такой порядок: с каждого двора на оккупированной территории один человек должен был отправиться на принудительные работы в Германию, - вспоминает Лариса Мачукова события своей молодости. √ Отец как раз за несколько дней до прихода немцев отправился с эвакуированными предприятиями за Урал. Хотел забрать меня с собой, долго уговаривал, но я осталась с мамой, братьями и сестрами.
Когда в город пришли немцы и перед семьей стал выбор, кого же отдать в немецкий плен, решили: Лариса - единственная из пятерых детей, кто по состоянию здоровья сможет перенести все тяготы такой участи и вернуться домой живой.
- Я тогда была совсем еще ребенком, не понимала, куда нас везут, зачем, вернусь ли обратно, - признается Лариса Дмитриевна. √ Помню, когда нас уже погрузили в состав, мама все не уходила, плакала. Я тогда не выдержала, вы-глянула и крикнула ей: ╚Мамочка, не плачь! Я вернусь и шерсти тебе на юбку привезу!╩ Как же я тогда ошибалась!
Правда, из плена она действительно вернулась. Перед отправлением в Германию Лариса с мамой встретили двух монахинь и тогда решили пойти в церковь попросить милости у Всевышнего.
- В церкви мы целый день простояли на коленях, молились, - рассказывает женщина, едва сдерживая слезы. √ И Бог нас услышал.

За русскую ╚рабыню╩ √ 75 марок

Лариса попала не в Германию, не в концлагеря, а в Австрию, в город Дорбен. За русскую девочку немка по имени Ольга заплатила 75 марок и забрала ее с собой для работы в частной гостинице.
- Когда она привела меня на место, ее жутко ругали. Мол, куда ты дитя привела! Ей самой еще нянька нужна, - говорит Лариса Дмитриевна. - Первые три месяца было очень трудно. Потом привыкла. Выучила язык. До сих пор почти все по-немецки понимаю. Лариса Мачукова благодарит Бога за то, что она попала именно в Австрию. Потом, много лет спустя, она узнает о судьбе своих земляков, попавших в Германию: повешен, расстрелян, сожжен┘
Не понимая тогда, какой опасностью ей это грозит, Клара (так ее называли немцы) старалась хоть чем-то помочь тем, к кому судьба была менее благосклонна. После обеда она собирала в столовой недоеденный хлеб, похлебку┘ Часть съедала сама, а остальное относила в лагеря, расположенные по соседству, и отдавала заключенным. Что это были за люди, откуда и за что они попали за колючую проволоку, она не узнает никогда, но их тоненькие исхудавшие руки и изможденные голодом лица останутся в ее памяти навсегда. Через несколько месяцев Ларису перевели на другую работу √ на авиационный завод. Тяжелый, недетский труд, плохое питание сделали свое дело. Лариса едва осталась в живых. К счастью, ее вернули на прежнее место работы.
- До сих пор я вспоминаю немку Ольгу, нашу хозяйку. Она была нам как мать, оберегала, как своих детей, защищала. Возможно, если бы не она, я бы и до Победы не дожила. Когда нас освободили, она сказала нам: ╚Слава Богу! Война закончилась!╩ - рассказывает Лариса Дмитриевна. √ Сейчас жалею об одном: когда нам сказали, что сейчас поедем домой, я даже с ней не простилась. От радостной вести мы обо всем забыли. Быстро схватили свои вещи и помчались на поезд в чем были. Конечно, хотелось бы попасть в те края сейчас, уже с высоты прожитых лет посмотреть, где была.

Тень войны упала на всю жизнь

Два с половиной года, проведенные в Австрии, наложили отпечаток на всю ее жизнь. Когда вернулась домой, думала, продолжит учебу, прервавшуюся на пятом классе, но в школу ее уже не взяли. Мол, бывшим в плену не положено. Естественно, что о вузе не могло быть и речи. Поэтому всю свою трудовую жизнь Ларисе Дмитриевне пришлось провести на черновых, неженских работах. В 1988 году она переехала из родных Ровеньков, где жила и после войны, в Макеевку, к детям. Когда-то любимый праздник, 9 Мая, Лариса Дмитриевна сегодня ждет с тревогой √ с каждым годом все труднее вспоминать пережитое, но искренне радуется, что молодое поколение о подвиге ветеранов помнит. Не оставляют наедине с проблемами местные власти, депутат городского совета Тарас Сидоренко всегда откликается на просьбы ветеранов, помогает в решении проблем. Ждет Лариса Дмитриевна в гости детей, внуков и уже даже правнуков. ╚Не дай им Бог узнать, что такое война!╩ - самое заветное желание Ларисы Дмитриевны, как и тысяч ветеранов, на чьи судьбы выпали без преувеличения самые страшные четыре года ушедшего в прошлое ХХ века.


2010 год.
Лариса МАЧУКОВА с правнучкой Анютой

Фото из семейного альбома Ларисы Мачуковой


Загрузка...


Больше новостей читайте в печатной версии "Макеевского рабочего".

Газета выходит раз в неделю по пятницам.

Купить газету можно в киосках "Союзпечать", а также выписать в редакции.

Стоимость подписки на месяц (с программой ТВ) - 12,40 грн. или 25 рублей.