Макеевский рабочий | ╚Этот день мы приближали, как могли...╩


╚Этот день мы приближали, как могли...╩

30.11.-0001
<< >> 
Для миллионов людей, которые пережили ужас Великой Отечественной войны, 9 мая 1945 года остается самым счастливым днем в жизни. В тот исторический день, когда был подписан акт о капитуляции фашистской Германии, весь мир вздохнул свободно. Во всех городах большого Союза звучало долгожданное: ╚Мы победили!╩. Долгие 1418 дней советские солдаты изо всех сил приближали главный день столетия √ День Великой Победы. Что чувствовали освободители тогда, 65 лет назад, где застала Победа макеевских ветеранов, мы спросили у них.
Евгений Татаринов, председатель городского совета ветеранов, почетный гражданин Макеевки:
- Когда мы с ветеранами стояли на трибуне и смотрели праздничный парад, мне невольно вспомнился день 9 мая 1945 года. Все было так же, с такой же торжественностью, с таким же восторгом люди все воспринимали, единственное отличие - техника немного постарела. А народ ликовал так же, как 65 лет назад, искренне, неподдельно. Как и тогда, народ воскрес.
В мае 45-го мы уже готовились к Победе, советские войска все дальше выгоняли фашистов с нашей земли, мы чувствовали, что скоро придет освобождение. Но о том, что ночью подписали акт о капитуляции, в Макеевке люди не знали. В центре города стоял рупор, по которому рано утром объявили об окончании войны. И наступило состояние эйфории, все бегали по городу, ликовали, пели песни, плясали. Счастье этого момента сегодня трудно передать словами, для всех нас это означало начало новой жизни.
Екатерина Халаджи, лейтенант медицинской службы, ветеран войны:
- 9 Мая 1945 года я встретила в Кенигсберге. Наш боевой подвижной военный госпиталь, в котором я служила, стоял в 2 км от города. Раненых мы принимали прямо с фронта. Накануне 9 Мая наступило странное затишье, поступало все меньше раненых. Мы могли только догадываться, что происходит на передовой, но до конца понять не могли. Все стало ясно 9 Мая. Выскочил, как будто сам не свой от счастья, начальник нашего госпиталя и закричал: <Дочки мои, нет больше войны!>. Мы тогда все расплакались, не могли сдержать эмоций. Неимоверно жалко было тех ребят, которые умирали накануне Дня Победы, в последние дни войны и даже после 9 мая от полученных на передовой ран.
Григорий Мананьков, участник боевых действий:
- Я воевал на Первом Белорусском фронте, в десятой дивизии. В 1945-м мы были направлены на уничтожение немецкой группировки. Операция прошла. А наутро к нам выступили войска, мы сначала испугались, думали, что это немцы. Было и интересно, и страшно посмотреть, но мы вышли и узнали самую радостную новость: Победа за нами. Тут начался праздник, устроили пир с самым вкусным на тот момент блюдом - макаронами, и каждому выдали по 200 граммов ветчины, медсестры разливали фронтовые 100 граммов железными кружками. Все обнимались и целовались, это был самый радостный миг моей жизни.
Иван Кириллов, участник боевых действий:
- Самое яркое событие войны - это, что я расписался на рейхстаге. Я в шестнадцать лет ушел на войну добровольцем, за несколько дней до того, как фашисты оккупировали родную Макеевку. За годы войны участвовал в форсировании Днепра, освобождении Западной Украины, Варшавы и дошел до Берлина.
Когда взяли Берлин и немцы признали свое поражение, сотни наших солдат расписывались на здании вражеского парламента. Расписывался кто чем, я нашел какой-то гвоздь. В последние дни перед 9 мая мы чувствовали приближение Победы. Сохранялось радостное напряжение. С 16 апреля по 9 мая нашими войсками было истреблено 100 немецких дивизий, но и с нашей стороны потери были большие, погибло примерно 300 тысяч солдат и вдвое больше были ранены. Я воевал на тяжелых ракетных установках, в последние часы стреляли с подоконников захваченных домов и зданий. С Победой нас поздравлял лично знаменитый конструктор космических ракет Сергей Королев. После войны наша часть перебазировалась осваивать первый космодром, там я пробыл до 1950 года, затем вернулся в Макеевку и работал на металлургическом заводе.
Константин Исаченко, инвалид Великой Отечественной войны:
- Победа застала в Праге, нас встречали с большой радостью, чехи буквально поклонялись нам, подносили нам угощения, целовали наши танки. На войну я попал в восемнадцать лет в 1944 году, воевал в рядах 4-го Украинского фронта в составе легендарной 42-й танковой бригады, которая освобождала Москву. Я присоединился к части на Западной Украине. Победа для нас омрачилась ужасным событием - гибелью нашего боевого комбрига полковника Виталия Сергеевича Гаева, для всех нас он стал как родной отец. Пройдя всю войну, получив множество ранений (только на лице у него было 24 шва), Виталий Сергеевич не дожил несколько часов до Победы. В последнем сражении 8 мая в 12 часов он был смертельно ранен. Поэтому, когда все радовались Победе, наша танковая бригада плакала о потере своего командира.
Николай Меркулов, ветеран Великой Отечественной войны:
- С 1944 года я служил в 947-м штурмовом авиационном Севастопольском полку. 15 февраля 1945 года при выполнении задания в Литве по розыску и уничтожению немецкого бронепоезда в неравном бою мой самолет был сбит и я попал в плен. Благодаря немецким антифашистам из лагерной охраны мне удалось бежать из плена к нашим союзникам, американцам. Там, в американской зоне, я и встретил День Победы 1945 года. Правда, было это не 9-го, а 8 мая. Радостную весть передали по радио. Что началось тогда, не могу вам передать словами. Народ ликовал: и русские, и американцы. Эта новость была долгожданной, с начала мая Победы мы ждали со дня на день.


Загрузка...


Больше новостей читайте в печатной версии "Макеевского рабочего".

Газета выходит раз в неделю по пятницам.

Купить газету можно в киосках "Союзпечать", а также выписать в редакции.

Стоимость подписки на месяц (с программой ТВ) - 12,40 грн. или 25 рублей.