Макеевский рабочий | С ⌠Макрабом■ более полувека


С ⌠Макрабом■ более полувека

30.11.-0001
<< >> 
⌠МР■ в моей судьбе

Я отчетливо помню сентябрь 1943 года. Только освободили наш город от немецко-фашистских захватчиков, начали работать школы. Отец сделал стол, табурет, и мы пошли с ним в школу ╧32. В первые учебные дни не было тетрадей, учебников. Писали мы на сшитых в форме тетрадей газетах. Так вошел в мою жизнь родной ╚Макеевский рабочий╩.

Он заменял мне и тетради, и букварь. В нашей семье были и другие газеты. В то тяжелое послевоенное время сестра Надежда брала в городе Сталино в типографиях, в редакциях разные газеты, начавшие выходить после освобождения Донбасса, приносила домой, а утром шла в город и продавала их на базаре. Я любил их рассматривать, а когда начал самостоятельно читать заголовки газет и ╚От Советского Информбюро╩, радости моей не было предела.
Газеты в нашей семье любили. Их выписывали, покупали. Наверное, поэтому в 1952 году в нашей газете появилась моя первая заметка ╚Куда спешат?╩. Маленькая, в несколько строчек, она послужила для меня отправной точкой в журналистскую жизнь. Пусть не стал я журналистом по образованию, но душой я всегда был с газетой.
Пришло время идти на службу в ряды Советской армии. Однажды я написал в ╚Макеевский рабочий╩ информацию о том, как служат призывники из нашего города. Через некоторое время получил бандероль. Там было несколько газет ╚Макеевский рабочий╩. Мы читали их всем взводом. Они ходили по другим подразделениям. Отсылал эти бандероли заведующий отделом писем ╚Макраба╩ Андрей Жиров. Это был уже немолодой, но очень подвижный, веселый человек с отменным чувством юмора. Передвигаться по городу он предпочитал пешком, если позволяло время. Была у него записная книжечка, в которой было зафиксировано... расстояние в шагах от здания редакции до нужного объекта и время нахождения в пути.
В редакции в шестидесятые годы работал дружный, сплоченный коллектив. Никогда не забуду, как учили меня журналистскому мастерству заведующий угольным отделом Семен Орловский и корреспондент Петр Клопенко. Был такой случай. Предложили мне написать подземный репортаж с шахты ╚Ганзовская-2╩. Добраться туда сложно, нужно было идти пешком. Погода стояла осенняя, холодная, и я все время откладывал посещение шахты. А тут еще в преддверии зимы нужно срочно закончить строительство дома. И вот днем у моего дома остановился мотоцикл с коляской. Водитель начал сигналить. Я как был в рабочей одежде, заляпанной раствором, так и вышел за калитку и... обомлел, увидев Семена Даниловича Орловского. Он улыбался.
- Вот, оказывается, где ты живешь. На новоселье не забудь пригласить. Сейчас переодевайся, блокнот в руки и поехали на шахту. Через полчаса там наряд, - говорил он спокойно, а я стоял как вкопанный, не зная, что делать. Затем быстро привел себя в порядок, и через несколько минут мы уже ехали в сторону шахты.
В технической нарядной Семен Данилович сказал мне:
- Я буду беседовать с шахтерами, руководством шахты, участка, а ты все это успевай записывать.
Пот катил с меня градом, я еле успевал записывать. Мы вышли во двор шахты.
- Вот и успели, - сказал Орловский.
- Едем прямо в редакцию.
- Некогда мне сегодня ехать, - начал я возражать. √ Дня через два напишу и привезу.
- Молодой человек, запомните, в лексиконе журналиста не может быть слов ╚некогда╩, ╚не хочу╩, ╚не могу╩, ╚не успею╩, - и, обращаясь к водителю, сказал. - В редакцию.
Мы поднялись на второй этаж. Сергей Данилович говорит мне:
- Вот бумага, пиши. Размер репортажа √ 150 строк! Все! Что не ясно √ спроси.
Сел я за стол, но, с чего начать, не знал. Хотелось тихонько выйти из редакции и убежать домой. Но мне стало стыдно, я гнал прочь эти мысли. Примерно через час я все-таки написал эти 150 строк репортажа и положил их на стол. Семен Данилович прочитал написанное, встал из-за стола, пожал руку и сказал:
- Спасибо, иди отдыхай. Будешь в редакции √ заходи.
С нетерпением я ожидал выхода очередного номера газеты. Развернув ее, нашел ╚свой╩ репортаж, прочитал. Так все было написано хорошо. Но только одно слово в этом репортаже было мое √ фамилия под материалом.
Когда в очередной раз я пришел в редакцию, Семен Данилович встретил меня приветливо, улыбнулся и протянул книгу ╚Горное дело╩:
- Будет время, почитай.
С приходом в редакцию Дмитрия Носова, нового заведующего отделом писем, жизнь внештатников изменилась в лучшую сторону. Была организована школа рабселькоров. С нами в редакции проводили занятия редактор, его заместитель, заведующие отделами, опытные журналисты. Дмитрий Иванович анализировал нашу работу. У него даже была картотека, в которую он записывал, когда были напечатаны наши материалы, сколько строк. Это по его инициативе был создан при Червоногвардейском райкоме партии корреспондентский пункт. В его состав вошли внештатные корреспонденты Саша Дубиков, Боря Карташов, Володя Пястук и другие. Мы посещали предприятия, школы, спортивные мероприятия, освещали работу райкома партии, комсомола. Практически все новости района проходили через наши авторучки.
╚Макеевский рабочий╩ нас не только учил, воспитывал, но и защищал. Работал я в погрузочно-транспортном управлении помощником машиниста паровоза. Обратились ко мне наши рабочие и рассказали о бесчинствах главного инженера. Я собрал материал, поговорил с главным редактором и написал фельетон. С этого дня за мной началась настоящая охота. Главный инженер ПТУ искал повод, чтобы меня наказать. Дошло до смешного. Меня и бригаду обвинили в хищении бочки с пивом на складе базы Красногвардейского ОРСа. Я рассказал об этом редактору Тимофею Марусову. На партсобрание он приехал вместе с собкором газеты ╚Радянська Донеччина╩ (я туда тоже писал) Натаном Добрусиным. После этого в газетах появились статьи в мою защиту. Червоногвардейскому райкому партии ничего не оставалось делать, как утвердить решение первичной парторганизации ПТУ об исключении главного инженера из рядов КПСС. Он, естественно, остался и без работы.
Редакция много внимания уделяла нам, внештатным корреспондентам. Нас учили журналистскому мастерству, строго спрашивали за наши промахи, вводили в состав редколлегии. И если мы долго не появлялись в редакции, нас разыскивали, приезжали домой, звонили на предприятия.
Скажу откровенно, внештатникам тоже доставалось. Никому не нравилось читать о своих похождениях фельетоны, поэтому и грозили нам, и пытались подкупить, и анонимки писали в райком партии, обком и даже в Москву. Не все смогли это выдержать. Но я иду с ╚Макрабом╩ в ногу более полувека. Спасибо всем, с кем пришлось работать в редакции. Поздравляю всех с большим юбилеем!

Михаил ЛУКЬЯНОВ,
внештатный корреспондент

Хотите быть в курсе всех желтых новостей и скандалов? Предлагаем вам прочитать и посмотреть Фоторепортажи, а так же последние желтые новости на сайте scanday.ru и вас это очень заинтересует. Мы вас ждём!



Загрузка...