Макеевский рабочий | Штыком и пером защищали Отчизну


Штыком и пером защищали Отчизну

30.11.-0001
<< >> 
В годы Великой Отечественной войны многие ╚макрабовцы╩ мужественно сражались с врагом на фронте и в подполье. Их сердца кипели гневом и ненавистью к фашистам. В первом своем письме с фронта первый редактор ╚Макеевского рабочего╩ Владимир Борисов писал: ╚Несколько раз был в бою, с каким удовлетворением стрелял по этим зверям. Раз вел подразделение в атаку под минометным и пулеметным огнем. Я тогда не думал о себе. Меня занимала лишь одна мысль: как бы быстрее добраться до них и уничтожить этих собак. Мы им тогда крепко всыпали и погнали так, что они многое не успели взять с собой, даже раненых оставили. И сейчас наша часть гонит немцев назад╩. В другом письме домой он сообщает: ╚Все спят, а я пишу. Все думаю о нашей Родине. Ее судьба сливается с судьбой моей семьи. И я буду до последней капли крови защищать эту судьбу╩. Личный пример журналиста вдохновлял солдат на боевые подвиги.

Арсений Василенко

Заведующего металлургическим отделом редакции Арсения Василенко на фронт не отправили. Его оставили в тылу. Он возглавил одну из подпольных групп в Старобешево под новой фамилией Мельников в паспорте. Оккупировав Макеевку, фашисты вылавливали и расстреливали патриотов, предварительно подвергая их жестоким пыткам. Арсений с небольшой группой подпольщиков мстил немецким палачам за их чудовищные злодеяния. Василенко решил связаться с подпольщиками Макеевки, где у него было несколько явок, чтобы раздобыть печатный шрифт и бумагу для печатания листовок, но гестаповские ищейки напали на его след и арестовали. Арсения подвергли жесточайшим пыткам, но он не выдал товарищей по подполью и мужественно погиб. Рассказывают, когда его ввели в камеру с лужами застывшей крови на полу, он твердым шагом подошел к стене...

Эмиль Гриб

Одним из сотрудников ?МР?, кто в первые дни войны попал на фронт, был ответственный секретарь редакции Эмиль Гриб. В сентябре 1941 года он в эшелоне с фронта уже прибыл на станцию Ясиноватая тяжело раненным. Он был на волосок от смерти, но выжил и, переквалифицировавшись на летчика, возвратился на фронт. Долго от него не было никаких вестей, но однажды пришло письмо. ?Друзья! Я еще целый, руки ноги на месте, - писал он. ? Голова же подверглась еще одной грубоватой обработке. Но все уже зажило. И вы знаете, мне кажется, что после каждого постукивания она лучше созревает, как мелитопольский арбуз... (первый раз Эмиль был ранен в голову). После вторжения в Восточную Пруссию мы получили некоторую передышку. Засел за письма. Пишу третий день. Написал всем Грибам, а сегодня, пользуясь досугом, ушел в прошлое. Вспомнил о вас.
...Ревут моторы ?юнкерса?. Кружится над нами, проклятый. Сбросил зажигалки и осколочные. Рядом что-то загорелось. Вот так и живем... Борьба жестокая не ослабевает, а возрастает. Проклятый фашист никак не сдается, упорствует. Путь мой на Берлин богат многими событиями, но об этом лучше рассказывать за дружеским столом, а не в письме. О своих военных успехах. Они не так уж велики. Я всего-навсего капитан и получил только два ордена...?
Уж очень скромным был он человеком, чтобы чем-то похвастать. Эмиль Гриб погиб под Калининградом. До конца войны оставалось меньше двух месяцев. Там, в братской могиле под Калининградом, покоится прах отважного воина и талантливого журналиста.

Дмитрий Надеин

Школу ?Макеевского рабочего? прошел ряд известных людей. В их числе поэт Дмитрий Надеин. Он заведовал отделом культуры и собрал большой авторский актив. Он не боялся писать правду, вторгаясь в самую гущу общественной жизни. Тонкий поэт-лирик, он был еще и талантливым журналистом. С первых дней Великой Отечественной войны Дмитрий Надеин был на фронте, работал во фронтовой газете. Он ? участник обороны Одессы. В стихотворении ?Ми не забудемо н?чого?, написанном в первые дни войны, он призывал защитников города:
Брати, посилюйте удари.
Поляже ворог, згине тьма!
?Дорогая Софийка, - писал он жене с фронта, - береги сына, учи его украинскому языку, песням... Пусть станет тем, кем ему предстоит быть, ? настоящим человеком. Соскучился по тебе, но ничего не поделаешь до конца войны...? Это письмо датировано 1 января 1942 года. Оно было последним. В тяжелом поединке с врагом поэт был убит. По некоторым сведениям случилось это так. Штаб части, в которой служил Дмитрий Надеин, и передвижная типография очутились лицом к лицу с врагом. Работники штаба, военные корреспонденты, наборщики и печатники взялись за оружие. Завязалась жестокая схватка. Атака гитлеровцев была отбита, но вражеская пуля сразила Дмитрия Надеина, который одним из первых с винтовкой в руках бросился в гущу боя. После войны изданы его книги ?Я був б?йцем?, ?Песня бойца?. Найдите их в библиотеках, почитайте, и вы узнаете, каким он был талантливым и хорошим человеком.

Прохор Дикун

Прохор Дикун в редакцию ?Макеевского рабочего? пришел в 1938 году. Работал литсотрудником, а через полтора года уже возглавлял отдел культуры и быта. Когда началась война, он, не ожидая повестки, пошел в военкомат. Хотел на фронт, но сразу его не взяли, и он возглавил один из трудовых батальонов. На подступах к Донбассу они рыли противотанковые рвы, устанавливали ежи, изготовленные из рельсов и швеллера. Трудились и днем, и ночью. Во время рытья траншеи он получил вызов в училище, расположенное в одном из волжских городов. Там получил военную специальность радиста-корректировщика и отбыл на фронт. Постоянно участвовал в опасных рейдах. Корректировал артиллерийский огонь, направлял удары ?катюши?. Всегда в тылу врага, а то и в гуще неприятельских войск. Не раз вызывал огонь на себя. В корреспонденции, присланной после боев за Мелитополь, он писал: ?Враг надеялся закрепиться на подготовленных заранее и сильно укрепленных позициях на правом берегу реки Молочной. Мы неустанно наступали ему на хвост. Зверь начал огрызаться, бросил против нас самоходную артиллерию, попытался прикрыться броней танков. Это не помогло. Тогда в воздухе появились стаи желтобрюхих стервятников. 100-150 самолетов 5-6 раз в день сбрасывали смертоносный груз. Вражеский транспорт не успевал подвозить бомбы к аэродромам, и на нас часто вместе с бомбами летели колеса от телег, обломки рельсов...?
Советские воины сломили сопротивление озверевшего врага. За руины Донбасса, за горе и муки наших людей фашисты заплатили своими погаными жизнями. Но слишком большой ценой давались такие победы. За них приходилось платить кровью и жизнями советских солдат. Мечтая о мирной жизни, на боевом посту при переправе через Дунай погиб и Прохор Дикун. Вражеская бомба разорвалась над его головой, когда он передавал по рации данные о перегруппировке вражеских сил в районе Пешта.

Вадим Новиков

Два года проработал в ?Макеевском рабочем? Вадим Новиков, талантливый и инициативный журналист. Отсюда ушел на матросскую службу в Севастополь. Начинал ее на подводной лодке и писал статьи в ?Красный черноморец?. Затем во флотской газете работал заместителем ответственного секретаря. В мае 1942 года Новикова направили в центральную военно-морскую газету ?Красный флот?, но через несколько дней работы он снова попросился в осажденный врагом Севастополь, чтобы обогатиться новыми наблюдениями и передать материалы с места события. Но туда он не доехал.
В Новороссийске Вадим Новиков сел на корабль ?Ташкент?, совершавший героические походы, чтобы собрать материал об ?огненном рейсе?. Но корреспонденции об этом не суждено было появиться на свет. Прикованный к причальной стенке, ?Ташкент? был потоплен вражескими бомбардировщиками. Вместе с кораблем морская пучина унесла и отважного воина-журналиста Вадима Новикова.

Василий Строкин

Среди тех, кто одним из первых ушел на фронт, был и секретарь парторганизации ?Макеевского рабочего? Василий Строкин. Сменив журналистское перо на боевое оружие, он проявлял большое мужество. Через несколько месяцев фронтовой жизни его грудь уже украшала медаль ?За отвагу?. Летом 1942 года, когда гитлеровское командование, пытаясь взять реванш за бесславное поражение под Москвой, двинуло отборные орды головорезов на Сталинград и Кавказ, дивизия, в которой находился лейтенант Строкин, попала в окружение. Его подразделению была поставлена задача во что бы то ни стало пробиться к своим. И она была выполнена. В письме своей жене Наталье он сообщает: ?Пишу после боя. Вышли на простор. Фрицы бегут. Береги себя, детей?. Эти строки он написал 21 июля 1944 года, перешагнув границу Польши, а на следующий день Василия Строкина не стало: его сразила вражеская пуля. Именно в этот день на заводе, где Строкин провел свои лучшие трудовые годы, была поднята из руин доменная печь ? 2.
В этой статье по историческим материалам я коротко рассказал о семи журналистах ?Макеевского рабочего?, погибших на фронтах Великой Отечественной войны, сражаясь за наше счастливое будущее, за светлое небо над головой. Все они были мужественными людьми, героями. Читатели должны знать их имена. Это наша гордость и история.

Фото из архива автораТипография "Еврографика" предлагает вашему вниманию услугу egf.ru/booklets по невероятно низким ценам. Заходите на наш сайт egf.ru и читайте информацию в более подробной форме. Вас это обязательно заинтересует. Мы вас ждём!


Загрузка...


Больше новостей читайте в печатной версии "Макеевского рабочего".

Газета выходит раз в неделю по пятницам.

Купить газету можно в киосках "Союзпечать", а также выписать в редакции.

Стоимость подписки на месяц (с программой ТВ) - 12,40 грн. или 25 рублей.