Макеевский рабочий | Святогорские святые √ их истории и предсказания


Святогорские святые √ их истории и предсказания

30.11.-0001
<< >> 
Мы оканчиваем рассказ о жизни и пророчествах шестнадцати Святогорских святых, которые были канонизированы в 12 июля Свято-Успенской Святогорской Лавре. В этом номере мы предлагаем вам узнать ещё о четырёх канонизированных подвижниках.

оканчиваем рассказ о жизни и пророчествах шестнадцати Святогорских святых, которые были канонизированы в 12 июля Свято-Успенской Святогорской Лавре. В этом номере мы предлагаем вам узнать ещё о четырёх канонизированных подвижниках.

Христа ради юродивый монах Феофил (Шаронин) нес послушание в монастырской кузнице, которой заведовал мантийный монах Дорофей (Жила). Обладая большой физической силой, Федя, как звали все монаха Феофила, работал при кузнечном цехе, и так покорялся своему духовному отцу Дорофею, что без его благословения совершенно ничего не делал, даже и пищи не принимал. С его же благословения решался на самые необычные поступки: брал, например, голыми руками раскаленное железо в кузнице, поднимал огромные тяжести, мог несколько дней проводить без всякой пищи. Перед смертью долго болел, около года пролежал в монастырской больнице, стал поправляться и ходить. 30 января 1868 года был на правиле в больничной церкви, после которого необычно раскланивался и прощался с братией и потом исчез. Его нашли в двух верстах от больницы в лесу, под сосной, благолепно лежащим мертвым. Тайно был пострижен в мантию с именем Феофила.

Настоятель Святогорской пустыни архимандрит Трифон стал настоятелем монастыря в 1909 году.

События 1917 года и приход новой советской власти трагично отозвались на дальнейшей судьбе Святогорского монастыря, разграбление которого началось с 1917 года. С этого времени для архимандрита Трифона начинается путь исповедничества.

Примером того, что пережил отец Трифон в годы разорения обители (1917-1922 гг.), служит одна из записей монастырского летописца иеродиакона Луки (Грицкевича): "В полчаса четвертаго 2/15 января (1919 г.) вечера из-за моста к воротам гостиницы на шестнадцати подводах подъехали шестьдесят хорошо вооруженных, одетых частью в военную форму, частью по-штатски молодых людей... Около восьми часов утра очередной иеромонах совершил проскомидию поздней Литургии, и иеродиакон, выйдя на амвон, провозгласил: "Благослови, Владыко",- как вдруг бандиты явились в храм, набросились на священнослужителей и начали тащить их в ризах вон из церкви, но затем по просьбе дали им разоблачиться и выгнали на тротуар, куда согнали всех монашествующих (с настоятелем архимандритом Трифоном, казначеем игуменом Герасимом, духовником иеромонахом Каллистом), поставили в ряды и начали обучать воинским приемам; причем над многими чинились разныя пытки: били, толкали, разули на снегу настоятеля и надели на него опорки, стригли волосы, заставляли курить, пить чернила, уксус. Так продолжалось до двух часов дня. После этого погнали всех в трапезную церковь, где вновь подвергали издевательствам, какия только могли тогда бандиты изобресть, особенно на настоятеля извергалась разная хула и ругательства".

8-12 июня 1922 года в городе Бахмуте состоялось судебное заседание Донецкого губернского ревтрибунала. Судили 9 человек святогорской братии во главе с архимандритом Трифоном. Главное обвинение - сокрытие церковных ценностей от изъятия в помощь голодающим. Приговор был вынесен после 6-дневного суда, который приговорил архимандрита Трифона (Скрипченко) к 2 годам принудительных работ с лишением свободы.

Отец Трифон был сослан на каторжные работы. После каторги ему было запрещено возвращаться в родную Харьковскую область. Не желая поселиться далеко от Святогорской обители, он избрал для жительства село Сватова Лучка, находившееся в 70 километрах от Святогорья, но уже в другой области - Луганской. Здесь он жил до конца своих дней - 14 мая 1939 года. В тот же самый день, когда хоронили архимандрита Трифона, была закрыта церковь села Сватова Лучка, и с нее были сброшены на землю железные кресты.

Один из них был поставлен на могиле скончавшегося в изгнании настоятеля-исповедника. Благодаря этому спустя 63 года новая братия Святогорской обители без особых затруднений смогла отыскать среди других погребенных могилу архимандрита Трифона.

Настоятель Святогорской пустыни схиархимандрит Михаил (Галушко) пятнадцать лет своей послушнической жизни провел на различных тяжелых послушаниях, и как сам он свидетельствовал перед судом ревтрибунала в 1922 году: "Положивши все свое здоровье на всех черных работах, какие только приходилось работать... теперь страдаю грыжей и ревматизмом ног и рук".

После закрытия обители небольшое количество иноков поселилось возле бывшей монастырской кладбищенской Всехсвятской церкви. 1 июля 1942 года в Троицком соборе города Славянска на заседании монашествующих было принято решение об открытии Святогорской обители. Заместителем настоятеля заочно назначили игумена Михаила. После вторичного изгнания из обители архимандрит Михаил был схвачен властями, жестоко избит и измучен. Его обвиняли в сотрудничестве с немцами, в предательстве, за что посадили в тюрьму. В конце 1943 года отец Михаил окончательно поселился в городе Харькове.

Всемилостивый Господь еще при жизни сподобил своего избранника многих благодатных даров. Так, по благодати Господней, батюшка исцелял недужных. Один случай исцеления рассказала некая раба Божия Марфа уже после его смерти. Она была усердной прихожанкой Благовещенского собора, для украшения которого делала цветы, но болезнь не давала ей покоя - она сильно страдала ногами и еле-еле передвигалась на костылях. И вот однажды отец Михаил пригласил ее на ночную службу. Она пришла на литургию, батюшка ее причастил и по окончании службы говорит ей: "Марфа, иди ко мне". Она оцепенела и смотрит на него. "Иди, иди. Не бойся. Иди". И вдруг Марфа сдвинулась с места, костыли с грохотом упали на пол, и она пошла своими ногами.

Для всех, кто знал отца Михаила, он был "добрый пастырь", сердечный, отзывчивый. Во всем батюшка был воздержан и немногословен. Кушал мало, любил пить чай. Перед смертью батюшка выпил чаю, затем сказал матушке: "Евфимушка, и ты попей". После этих слов он тихо, мирно скончался. Это было 24 марта 1961 года.

Прошло много лет с того времени, и братия, помня последнего своего настоятеля и его желание быть погребенным в святой обители, 22 сентября 2001 года обрели его честные останки в городе Харькове. Облачив мощи в новые монашеские одежды и положив в новом гробе, братия с честью перенесли их в Успенский собор Святогорской обители.

Игумен Иоанн (Стрельцов) родился 16 июня 1885 года в крестьянской семье в селе Корочев Харьковской области. "С малых лет состоял и обучался послушанию при Святогорской общежительной пустыни в Святых Горах в числе братии". В 1931 году отец Иоанн был арестован и пробыл в тюрьме 3 месяца. Сразу же после выхода из тюрьмы - новое заключение. Снова отец Иоанн содержался 3 месяца под стражей. 8 октября 1937 года отец Иоанн был арестован и осужден на 10 лет лагерей. "...Я пробыл под заключением февраль, март, апрель, май, июнь, июль; в августе месяце 1938 года была врачебная комиссия и меня по болезни признали к 4 категории только на легкие работы, и в августе 1938 года меня по моему желанию отправили на этап на работы, дабы не сидеть в тюрьме, и прибыл я в Каргопольский исправительно-трудовой лагерь НКВД Архангельской области". В апреле 1943 года отец Иоанн досрочно освобожден. До 1949 года был настоятелем Успенской церкви в селе Крюково Владимирской области. Ко времени настоятельства отца Иоанна в Крюково относятся первые свидетельства о его чудотворениях: известно, что им был исцелен один из иереев Владимирской епархии. 18 июня 1949 года отец Иоанн был снова арестован и находился в ссылке до 1956 года.

По выходе из лагеря отец Иоанн вернулся на Донбасс и получил приход в селе Карловка. Около 1962 года батюшка был переведен в село Покровское, где служил до своей смерти.

София Шандрина,
фото пресс-службы Донецкой епархии

МОЛИТВА ПРЕПОДОБНЫМ ОТЦЕМ СВЯТОГОРСКИМ

О преподобнии и богоноснии отцы наши святогорстии! Житием и подвигами своими стяжавши нетленныя венцы небесныя славы и водворившись со святыми в вечных обителях, нам земным яко безценное сокровище многоценныя мощи своя оставили есте, на них же взирающее, молим вас тепле сердцем умиленным и сокрушенным и из глубины душ наших взываем к вам: Друзи Христовы, не оставьте предстательством═ вашим обители, в ней же трудолюбно подвизалися есте, месту сему славу и благодать от Бога стяжав и самое место сне во свидетельство святости жития вашего Святыми Горами наречено бысть. Не оставьте нас сирых, духовнии сродницы наши и собратие, призрите на нас; молитвами вашими поддержите наша намошныя молитва ко Творцу всяческих; испросите у Подателя вечных благ мир во днех наших; Церковь незыблему от ересей и расколов молитвами вашими сохраните;═ Отечество безмятежно соблюдите; дух покаяния и памятования о Господе и Его святых заповедех в сердцах наших посадите; расслабленныя души наши сном греховным и многою леностию памятию смертною и мыслию о будушем воздаянии оживите; укрепите добрые намерения нас, немошных; помозите самим делом исполнити заповеди Христовы, да поживем во всяком слагочестии и чистоте. Кончину живота нашего, исполнену покаяния и Святых Таин причастну, испросите у Господа даровати нам, грешным и недостойным, с любовию память вашу совершаюшим. Благодетелем и добродеюшим сотворите достойное, да милостыни их пред Престолом Божиим предстанут во спасение душ их. Братии и всем православным христианом даруйте дух любви и единомыслия, дух смирения и кротости, искания единого на потребу, жажду жизни духовной, еюже возжаждали в житии своем и напоении бывшее от источника жизни, оросите и наша иссохшия умы и безплодныя души, да и мы, взирая на пример жития вашего, принесем плод жизни духовной, стремясь ко блаженной вечности со Христом Спасителем, Ему же слава со Отцем и Святым Духом во веки веков. Аминь.═



Загрузка...