Макеевский рабочий | Когда прошлое . под грифом "секретно"


Когда прошлое . под грифом "секретно"

30.11.-0001
<< >> 

С этим человеком меня свел случай. Несмотря на то, что земляки, несмотря на то, что в Донбассе он достаточно известная личность, наверное, так бы и не узнала никогда, что живет буквально в получасе езды от Макеевки журналист, писатель, фронтовик Вадим Константинович Пеунов. Но жизнь, как всегда, оказалась мудрее. Дело в том, что Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко работает сейчас над изданием альманаха «50 лучших публицистов Украины». В число лучших попал и наш с вами земляк Вадим Пеунов. Мне, как студентке этого вуза и корреспонденту газеты «Макеевский рабочий», посчастливилось стать соавтором этого интересного проекта. В ближайшее время альманах, на страницах которого будет отведено место и рассказу о донецком ветеране-публицисте, выйдет в свет. Сегодня премьера этой истории – в «Макеевском рабочем».


За свою творческую деятельность, а это более полувека, Вадим Пеунов издал около 60 книг, все основанные исключительно на реальных фактах детективы. Его творчество – на грани журналистики и художественной литературы. Целая эпоха в творчестве писателя связана с Великой Отечественной войной. Эта тема не могла стать для него второстепенной: Вадим Константинович сам прошагал фронтовыми дорогами не один десяток километров. Война глазами солдата Вадима Пеунова – это нетипичный взгляд на ушедшие в вечность события сороковых. Это правда о подвиге рядовых солдат, которые миллионами отдавали свои жизни ради приближения 9 мая 1945-го, и изнанка безумных поступков и просчетов военного начальства. В своих воспоминаниях автор делится подробностями, которые в советское время хранились в архивах под грифом «секретно». Только сегодня он может говорить об этом вслух.
- Готовясь в сорок третьем к обороне Днепра, немцы одели его подступы в металл и бетон, превратив в непроходимый рубеж, Восточный вал, – вспоминает Вадим Константинович. – Этот вал советские войска должны были взять любой ценой, чтобы переломить ход войны и продвинуться дальше на запад.
Молодой солдат Вадим Пеунов служил тогда в десантных войсках, и ему «посчастливилось» попасть в число тех, кому предстояло принимать участие в операции по форсированию Днепра. Предполагалось, что десантников за какое-то время до начала наступательной операции за-
бросят в тыл к немцам на тот берег реки и наши должны будут неожиданно атаковать и дезориентировать немцев. Но промахи штабистов, которые построили сценарий битвы исключительно на теории, в итоге обернулись не просто провалом, а гибелью тысяч советских солдат-десантников. Эта операция войдет в историю, как Букринская трагедия.
- Все секреты этой операции заранее были известны во всех подробностях немецкой контрразведке, – говорит фронтовик. – Десантировались ночью. Точных данных о местности не было. На место десантирования немцы подтянули специально подготовленную вооруженную группировку. В результате грубых просчетов во время планирования нас разбросало на 70 и больше километров по территории противника. В первой группе высажено 4750 человек. Все – куклы, мишени для всех видов оружия, которое имелось у немцев. После того как штаб узнал о событиях на Букринском плацдарме, ни о каком наступлении уже не могло быть и речи. Высадку второй группы отменили, а почти пять тысяч человек просто оставили погибать.
Выжил в этой кровавой мясорубке Вадим Пеунов благодаря… ветру. Его с парашютом отнесло далеко от эпицентра случившегося. Вместе с ним оказались еще несколько десятков человек из почти пяти тысяч обреченных. Им просто повезло. Бесконечные допросы в НКВД, почему выжил, какое имел на это право, когда товарищи погибли, – все это было потом, а тогда Вадим Пеунов сформулировал для себя свою философию войны:
- Потери были огромные, а это люди, чьи-то отцы, братья, мужья… Тысячи… Но у генералов и десантников – разная арифметика. Иван Иванович – конкретный человек, а бригада ВДВ – нечто неопределенное… Просто погибшие. Их кости, может, найдут поисковики через десятки лет. Не исключено, что среди тысяч полуистлевших костей будут и кости немецких солдат. Они тоже погибли когда-то. Смерть уравнивает в правах. У мертвых одно общее имя – прах.
…А началась война для солдата Вадима Пеунова под Сталинградом. Он родом из тех мест, с Волги, из Астрахани. Через много лет по окончании войны, в 1956-м, они – те, кому посчастливилось выжить, встретятся. Из 92 молодых людей, которые призывались на фронт вместе с ним, на встречу придут только шестеро. С остальными они уже не встретятся никогда…
После войны Вадима Константиновича демобилизовали не сразу. Служил во Львове, там же окончил университет. По распределению попал на работу в Донецк. Работал в газете “Социалистический Донбасс». Исколесил в поисках журналистских материалов не только всю область, но и весь Союз. Огромную часть своего творчества посвятил людям-героям – горнякам, тому, как опасны они бывают, если их довести до точки отчаяния. Как горняк взорвал Мавзолей, о трагедии в поселке Крестовка (сегодня город Кировск) в 1957 году, где внутренние войска расстреляли рабочих… Слышали когда-нибудь об этом?
Сегодня Вадиму Константиновичу 88 лет! Но он до сих пор в строю, до сих пор пишет. О чем, не признается. Говорит, суеверный.
- В моей жизни все ради литературы, – рассказывает. – А литература – это что? Прежде всего люди, их жизни, радости и беды. Я всегда любил жизнь и был злой на нее. Наверное, потому, что жизнь человеческая слишком короткая. Сколько бы ты ни жил, все равно будет мало. Вот и я столько еще не написал о том, что видел, что пережил… Любите жизнь. Цените время. Оно того стоит.



Загрузка...