Макеевский рабочий | Сценическое хозяйство, или Сколько стоит театр


Сценическое хозяйство, или Сколько стоит театр

30.11.-0001
<< >> 

Закончился сороковой сезон в Донецком областном русском театре юного зрителя. Коллектив участвовал в международных театральных фестивалях, достойно представлял наш город за пределами Украины, спектакль «Чайка» стал открытием и победителем  межрегионального фестиваля «Театральный Донбасс». Все члены жюри фестиваля – киевские театральные критики –  очень хотели бы, чтобы спектакль макеевчан «Чайка» смогли посмотреть и столичные зрители. Это пожелание заставило нас задуматься и посмотреть на театр несколько с другой стороны. Для того чтобы прозвенел третий звонок и мы увидели происходящее на сцене, нужен огромный труд десятков людей, создающих спектакль. А как этот спектакль повезти на гастроли? Сколько это будет стоить? И мы решили поговорить с директором театра  Владиславом Слухаенко о театре  как о сложном хозяйстве, о своеобразном производстве, в котором  финансовая составляющая играет очень важную роль. 

- В чем сегодня главная хозяйственная проблема театра?

- ТЮЗ нуждается во многом, но самая большая проблема для нас – это сделать наш зрительный зал теплым.  Самостоятельно театр  решить эту проблему не может. Системе отопления зрительного зала почти полвека, она  рассчитана на централизованную подачу воды температурой до 100 градусов. Сегодня же температура воды, подаваемая централизованно,   не превышает 60 градусов. Это достаточно для отопления других помещений театра, но только не зрительного зала. Поэтому зрителям приходится находиться в зале в верхней одежде. А ведь у нас детский театр.

- Может ли театр быть рентабельным предприятием и обходиться без дотаций, может ли позволить себе раздвижные навесы для бассейна?

- Репертуарные театры нигде в мире не являются прибыльными. Существует Закон Украины «О театрах», в котором четко говорится о наших задачах. Работа театров не предполагает получение прибыли, она направлена на удовлетворение потребностей людей в театральном искусстве.  Театр должен заниматься нравственным воспитанием, выполняя познавательные и, в определенной мере, развлекательные функции. К тому же детский театр финансово должен быть доступен всем  слоям населения.

- Есть ли у вашего театра спонсоры и ведется ли работа по их привлечению?

- В основном это разовые акции. Проблема в нашем географическом положении: мы областной театр, но находимся не в областном центре. Основные спонсорские программы реализуются в областном центре, головные офисы и представительства находятся там же. Для спонсоров рекламная отдача в Макеевке не столь эффективна.

- В Донецком театре оперы и балета недавно прошел международный фестиваль имени Сержа Лифаря. Художественный руководитель Вадим Писарев, возродивший этот конкурс, не скрывал, что пошел на этот шаг в том числе и для того, чтобы привлечь к театру дополнительное внимание и средства. Возможно ли что-либо подобное в ТЮЗе?

- Балет совершенно иной вид искусства, он более интернациональный, понятен всем, так как не требует  перевода. Драматическое искусство имеет языковые ограничения. Даже прогремевшие на весь мир зарубежные  постановки смотрятся как экзотика. Можно посмотреть и поставить галочку: я был, я видел. Но получить полное удовольствие невозможно. Мы проводим фестивали театров Украины, работающих для детей, пытались привлечь к этому Министерство культуры и туризма. Министерству это не очень интересно. На один из фестивалей приезжали представители отдела театров, интересовались, но больше давали методические указания. Если честно, большинство руководителей театров скептически восприняли это: если хотите помочь – помогайте реальными вещами, а не советами.

- Возможно ли в перспективе использовать сцену ТЮЗа как постоянную площадку для концертов гастролирующих звезд?

- Близость Макеевки к Донецку пагубно влияет на зрителей. Многие считают, что всё, что макеевское, – заведомо неинтересно и провинциально. Своеобразная притягательность областного центра проявляется во многом. Какую сферу досуга ни возьмите: и общепит, и кино, и спорт, – везде проявляется определенное отставание. Происходит серьезный вывоз средств из города. Мы наблюдаем выступления антрепризных трупп в нашем театре с участием знаменитых российских актеров. По моим наблюдениям, существует ценовой потолок – 150 гривен. Сказать, что в городе нет интересующихся театром людей, нельзя. Просто они не хотят смотреть спектакли в своем городе. В Донецке смотреть престижнее. Хотя билеты на аналогичные постановки в Донецке стоят дороже. На некоторые спектакли в наш ТЮЗ приезжают зрители и из Донецка, их можно определить нево-
оруженным глазом: люди приходят в костюмах, в вечерних платьях.  Они знают, что посещение театра диктует соблюдать определенный этикет.  Мы же, к сожалению, не всегда можем соответствовать запросам зрителей. Чтобы быть престижным заведением, надо для начала добиться, чтобы температура в зрительном зале зимой была выше 17 градусов.

- Как вы оцениваете ваши отношения с городом?

- Они у нас всегда стабильно неплохие. Мне понятно отношение городской власти к нам: мы не совсем их, мы учреждение культуры  областного подчинения, но наш главный зритель – макеевчанин. Есть много примеров на Украине и в СНГ,  когда город серьезно помогает театру, понимая, что театр – это символ города, своеобразный бренд, культурный оплот. Это не всегда прямая финансовая помощь, это содействие в привлечении крупных предприятий для спонсорской помощи театру, решение бытовых проблем театра.  В Донецке театры ощущают значительную поддержку со стороны городских властей. Понятно, что возможности наших  городов  нельзя сравнивать. Но даже такому маленькому коллективу, как театр кукол, в котором небольшой творческий состав и спектакли рассчитаны на узкий круг зрителей, власти помогают в решении их проблем. Директор театра кукол признался, что сейчас в театре нет жилищных проблем. За последние несколько лет сотрудникам было выделено шесть квартир.

А у нас в театре это очень серьезная проблема. Девять сотрудников ТЮЗа вынуждены снимать жилье в Макеевке. А зарплата молодого артиста немногим более тысячи гривен.

- Вы сами выходили с какими-либо предложениями помощи городу: в организации и проведении торжеств, социальных проектов, - ведь творческие силы профессионального театра могут быть полезными?

- ТЮЗ безотказно помогает городу. Мало того, я думаю, что мы могли бы делать для города и больше. Я считаю, что если суммировать культурный, творческий потенциал Макеевки, то театр юного зрителя занимает в нем не последнее место. Участвуя в театральных фестивалях, особенно международных,  мы представляем не только Украину, но и Макеевку. Театр работает на имидж города.

- Сколько стоит спектакль и какой самый дорогой в репертуаре ТЮЗа?

- Очень сложно оценить чистую стоимость спектакля: часто костюмы, реквизит, декорации используются повторно. Пожалуй, сейчас в репертуаре  самый дорогой спектакль – «Принц и нищий». Многолюдный спектакль, исторический,  шилось много недешевых костюмов. Этот спектакль обошелся примерно в шестьдесят тысяч гривен. Но есть и другой пример: смета такого «блокбастера», как «Три поросенка», который очень нравится детям, не превышает четырех тысяч гривен.

- Есть ли какие-либо подвижки в решении финансовых, жилищных проблем ТЮЗа?

- На сессии областного совета решался вопрос о приобретении для нашего театра автотранспорта: автобуса и грузовой машины. Это поможет нам полнее представлять зрителям области наш репертуар. Сегодня репертуар выездных спектаклей во многом определяется  вместимостью театральной «Газели»,  пассажирами которой являются не только актеры, но и звукооператоры, костюмеры. По поводу жилищной проблемы. Ведутся переговоры о выделении нам здания, чтобы общими усилиями переоборудовать его в жилье. Здание, как вы понимаете, не в лучшем состоянии. Давно не ремонтировалось, но якобы есть коммуникации. У нас будет возможность постепенно привести это здание в порядок и постепенно создать служебное жилье. Если мы не решим проблему жилья, мы рискуем остаться без молодого поколения актеров. В театре должна сохраняться преемственность поколений. У нас очень хорошее  старшее поколение артистов. Актер после института учится в театре, у старших коллег. Сейчас нашим молодым актерам есть у кого учиться. А через десять лет... неизвестно, таких учителей может не остаться. Молодежь, которую с огромными усилиями мы привлекли в театр, устает работать на одном энтузиазме. Проблемы с жильем не решаются, зарплаты мизерные. Все мы должны понимать, что актеры – товар штучный. Чтобы их вырастить и сохранить в театре, необходимо прилагать много усилий, в том числе и финансовых.

- В чем вы видите разрешение указанных проблем?

- В постоянной работе, повышении творческого уровня театра, одновременно разрешая финансовые, организационные проблемы. Потому что одно без другого невозможно. Только в  успешном сочетании  творческого и организационного начала залог нормальной работы театра.



Загрузка...


Больше новостей читайте в печатной версии "Макеевского рабочего".

Газета выходит раз в неделю по пятницам.

Купить газету можно в киосках "Союзпечать", а также выписать в редакции.

Стоимость подписки на месяц (с программой ТВ) - 12,40 грн. или 25 рублей.