Макеевский рабочий | Вторжение в душу. Лабиринты веры: молиться по-новому?


Вторжение в душу. Лабиринты веры: молиться по-новому?

30.11.-0001
<< >> 

Религия – тот сложный феномен в мировой практике, который с момента своего появления и до сих пор вызывает массу противоречивых мнений о себе. Как весомый инструмент, который самым непосредственным образом влияет на общество и его поведение, она всегда была в эпицентре внимания сильных мира сего. Так, вопросами веры пытались спекулировать политики разных эпох. История знает как примеры внедрения конкретной религии в жизнь страны с подачи власти, так и насаждение «истин» атеизма в государственных рамках. Помня весь негатив от подобных крайностей, современное общество живет по принципам демократии, которая в первую очередь декларирует свободу вероисповедания. Украина – ярчайший пример плюралистической позиции в этом отношении, являясь страной поликонфессиональной. Так, в нашем государстве действуют около 40 тысяч религиозных организаций – представителей более ста конфессиальных направлений. В то же время, к примеру, в соседней России, где населения в три раза больше, насчитывается порядка 25 тысяч таких организаций.

Примечательно и то, что наряду с традиционными религиями в нашей стране в последнее десятилетие развернули активную деятельность представители неорелигий. Этот толерантный термин, который рекомендуют использовать религиоведы, в быту превращается в слово «секта», и именно с их появлением и развитием авторитарная часть населения связывает самые серьезные опасения. Историки религии уверяют, что в инакомыслии нет ничего страшного, и призывают учиться жить в условиях полирелигиозности. Вместе с тем, психологи и психиатры, представители силовых структур уверяют, что не все так безобидно. Проведение противоречивых обрядов, денежный интерес пастырей, зомбирование и подчинение адептов, разрушенные психика и семьи – такими бывают результаты приобщения к новым «культам» на примитивном уровне. Создаются неорелигии, не исключают эксперты спецслужб, и для более глобальных целей – как метод разобщения нации. А законодательство, не предполагающее ограничений по срокам действия для той или иной конфессии на территории нашей страны, соответствию культурным традициям нации, численности религиозной организации, ее вкладу в развитие культуры, создает тем самым благодатную почву для появления фактически бесконтрольных структур, истинные цели которых проследить невозможно. Актуальность темы очевидна и без-
апелляционна. В сложившей ситуации при помощи серии публикаций попытаются разобраться корреспонденты «МР», представив компетентные точки зрения всех заинтересованных сторон.

Ответы – в сфере невидимой

Чтобы разобраться в вопросе, обратимся к истории. Бум возникновения новых религиозных движений в XX веке приходится на период после Второй мировой войны.

Говоря о новых религиозных движениях, не следует их путать с нетрадиционными. Ведь определенные религии могут быть традиционными для других стран, но являться нетрадиционными для нас. Новые же религии – это те, которые возникли в исторически обозримом прошлом, считают религиоведы.

В советской системе существовали сдерживающие моменты для проникновения таких движений на нашу территорию. Но после развала Советского Союза врата оказались распахнутыми. Еще было несовершенно законодательство, не налажен контроль… Старые ориентиры разрушены, а новых нет. В такой ситуации человек всегда ищет ответы в сфере невидимой, в сфере духовной. Так, историки подчеркивают, что, с одной стороны, растет интерес к традиционным ценностям, которые сформировались до того, как появилась коммунистическая идеология. Поэтому традиционные религиозные системы, характерные для нашей страны (разные формы христианства в виде православия, различных протестантских, баптистских движений), начинают интенсивно наполнять свои ряды. Но одновременно сознание человека, выросшего в нерелигиозной среде, формирует так называемый индивидуальный поиск, поэтому параллельно наблюдается  много как движений, так и желающих примкнуть к ним, которые носят нетрадиционный характер. Не только нетрадиционный для нашего региона, но и новый для истории человечества. В этот период на нашу почву не просто упали образцы религиозных культур с Запада, Востока, Севера, Юга, но и мы сами добавили к ним свое творчество.

К Богу, но со своей Библией

Украина всегда отличалась особым подходом к вопросам религии. Так, в конце 80-х из общего количества религиозных организаций, зарегистрированных во всех 15 республиках СССР, 50% (!) действовали именно в Украине. Этот факт – результат и особенностей нашего менталитета в том числе. Такие тенденции прослеживаются и сегодня.  Например, в 2000 году на территории Украины было построено больше культовых сооружений, чем во всех странах Европы вместе взятых, включая Россию, - говорят религиоведы.

В рамках же самой Украины отличается в плане религиозного многообразия именно Донецкий регион. Это результат специфики: здесь очень много некорневых людей. Поэтому поиск для нашего региона чего-то новационного более характерен, чем, скажем, для западных регионов страны. Ученые стали наблюдать активное возникновение новых религиозных движений. Тем более что среди их членов много молодежи, интеллигенции, людей с высшим образованием.

По словам специалистов, пик развития неорелигий на Донетчине пришелся на 2000 год. К этому моменту, в частности, достигло зрелого возраста поколение, рожденное в СССР. Поколение кризисное, которому предстоял поиск альтернативы, своего видения мира, иных смыслов.

В поисках иных смыслов люди и устремились к тому, что, по их мнению, соответствовало современному пониманию. Поэтому много наукообразных организаций, есть формы, когда используются традиционные атрибуты, например Библия, но трактуется она совершенно иначе. Религиоведы подчеркивают, что большинство людей, уходя в религию, ищут утешения, способ компенсации своих неврозов, своего непонимания происходящего, хотят быть уверенным в завтрашнем дне. Они считают, что измененная система мировоззрения в плюсе с новой культовой практикой помогут обрести покой.

В борьбе за прихожан?

В результате же на сегодняшний день, по данным начальника отдела по делам религий управления по делам национальностей и религий Главного управления взаимодействия с общественностью и по делам национальностей и религий облгосадминистрации Аллы Руденко, на территории Донецкой области официально зарегистрированы 1687 религиозных организаций – представителей 49 различных направлений, конфессий, из них 1601 – это религиозные общины, 20 центров и управлений, 10 монастырей, одна лавра, 23 миссии, одно братство, 11 духовных учебных заведений. Также действуют более 800 воскресных школ. Более 95,5% этих конфессий – христианские. Немногочисленными считаются мусульманские, буддистские, иудейские, кришнаидские организации. Самая же массовая в нашем регионе – это Украинская православная церковь. Кстати, Украина считается самой крупной православной страной мира.

Алла Руденко также отмечает стремительный рост регистрируемых неорелигиозных организаций, произошедший в 2000 году. Такая полирелигиозность, по ее мнению, обусловлена многонациональностью нашего края, а интерес к неорелигиям – их активностью при работе с паствой, чем не отличаются традиционные церкви.

Зеленый коридор: демократия на грани?

По данным Аллы Анатольевны, в нашей стране право на свободу вероисповедания действительно серьезно защищено. Так, законодательно церковь отделена от государства, поэтому вмешиваться в деятельность религиозных организаций чиновники не имеют права. Они могут только рекомендовать. Прислушиваться или нет к рекомендациям представителей власти, решает сама община. Как, впрочем, сугубо индивидуален и подход к вопросам регистрации – законодательство позволяет религиозным движениям действовать без всякой документации и проходить процедуру согласования и религиоведческую экспертизу по желанию. Кроме того, стремление к демократии и толерантности позволяет действовать на нашей территории некоторым движениям, которые были запрещены или частично запрещены на территориях других государств.

Как рассказали «МР» в СБУ области, ни одна из силовых структур в Украине не имеет права вмешиваться в деятельность религиозных общин. Исключением являются лишь свершившиеся преступные факты. В последние полтора года сообщений о таковых в ведомство не поступало.   

Алла Анатольевна подчеркивает, что поправки в Закон Украины «О свободе совести и религиозных организациях» (он регламентирует деятельность религиозных организаций), которые бы несколько ужесточили его, инициировались различными ведомствами в целом и отдельными депутатами в частности уже не раз. Однако деликатность вопроса пока делает это невозможным.

С одной стороны, такая государственная политика направлена на то, чтобы подчеркнуть нашу демократичность и цивилизованность, а с другой, - не происходит ли таким образом подмена понятий, где толерантность порождает вседозволенность, становясь почвой для реализации определенных интересов, не имеющих ничего общего с удовлетворением духовных потребностей?

 

Справка «МР»

Конфессия (от лат. confessio — исповедание) - особенность вероисповедания в пределах определённого религиозного учения, а также объединение верующих, придерживающихся этого вероисповедания. Например, в христианстве церкви, в исповедании употребляющие разные символы, образуют разные конфессии.

Поликонфессиональный - многоконфессиональный.

Новое религиозное движение (НРД, неорелигия) — это религиозная или духовная группа, зародившаяся недавно или ещё не получившая общественного признания в качестве деноминации, церкви или религии. Этим термином научное сообщество при изучении религиозных движений заменяет понятия  «ересь», «секта», «тоталитарная секта», «культ» и «деструктивный культ».

 

Продолжение темы – в ближайших номерах «МР».

 

 



Загрузка...


Больше новостей читайте в печатной версии "Макеевского рабочего".

Газета выходит раз в неделю по пятницам.

Купить газету можно в киосках "Союзпечать", а также выписать в редакции.

Стоимость подписки на месяц (с программой ТВ) - 12,40 грн. или 25 рублей.