Макеевский рабочий | О добре как социальной валюте


О добре как социальной валюте

30.11.-0001
<< >> 

«Творить добро» - простая фраза. Но каждый её понимает по-своему. Еще более тонкая грань проходит между добром, как таковым, и добрыми делами. На первый взгляд эти два понятия кажутся одним и тем же. Но действительно ли они идут рука об руку или есть между ними существенная разница?

По-моему, лучше всего эту разницу можно увидеть в делах повседневных. К примеру, один молодой человек решил не ставить свой личный автомобиль под окнами, а оставляет четырехколесного товарища ночевать на платной автостоянке в нескольких кварталах от дома. Причиной подобного поступка для него стало то, что сосед снизу - дедушка старенький и трудно ему уже пройти те же несколько кварталов, чтобы поставить свой «Москвич», да и стоимость парковки не по карману пенсио-неру. С какой стороны ни посмотри – дело доброе. Но есть ли в этом добром деле истинное добро? Ведь если делается это только для того, чтобы дедушка не скандалил да жалобы не писал на громкую музыку сверху в поздний час и на постоянный рокот мотора по утрам, который ему спать мешает, то не могу я такой поступок назвать добром – обыкновенные капиталистические взаимовыгодные отношения. А если без умысла корыстного решение такое принял молодой человек, а только потому, что жаль ноги дедовы, да и у самого такой же старичок свой век доживает в соседней области, то, на мой взгляд, – как ни посмотри – добро выходит.

И даже если дедушка будет после поступка такого временами терпеть забавы молодые, которые сон старческий отгоняют, всё равно дело добрым останется. Поскольку главное в поступке любого человека – мотивация. Таким образом, с точки зрения логики, добро похоже на депозитный вклад в окружающее нас общество, а доброе дело, которое каждой из сторон приносит определенные материально-этические дивиденды, – обыкновенный займ одного физического лица другому.

Только вот одно смущает в добре как долговременном депозите: сегодня добрые дела – валюта весьма нестабильная, а потому крайне непопулярная. И человек обыкновенный боится переводить свои дела в эту «валюту» и всё ждет, когда же её курс стабилизируется и на добро начнут отвечать добром. Но у меня в таком случае возникает закономерный вопрос: готов ли такой человек делать добро на самом деле? Или просто ждет выгодного времени, чтобы его добрые дела (а свое видение разницы между понятиями «добра» и «добрыми делами» я объяснил абзацем выше) вернулись к нему сторицей? И получается в таком случае, что настоящее добро мы делаем только тогда, когда по-другому поступить не можем. Не можем не потому, что нас осудит общество, а потому, что совесть наша другого выхода не видит, и засыпать неспокойно будет, не совершив дела доброго.

И немного обидно становится от осознания того, что совесть человеческая закладывается в нас еще в детские годы родителями, воспитателями и книгами нужными. Но большинство сегодняшних родителей работает, как вологодские тяжеловозы, чтобы прокормить подрастающее поколение, и на развитие духовное время уделяет по минимуму. Учителя и воспитатели существуют в государственных учреждениях на такую зарплату, которая и проезд на место работы не всегда окупает. А книжки умные сегодня всё чаще приходится искать на книжных развалах, поскольку в магазинах продается модная глянцевая бессмыслица.

Казалось бы, пора готовиться к следующему поколению, как к «недоброму», да только не хочется. Верю я, что те основы поведения, которые закладывались в наш народ столетиями, не смогут быть заменены за какие-то 20-30 лет капитальной жадности. А добрые люди, как магниты, – они и обычных людей к себе притягивают, а уж других добрых – тем более. Ну а магниты, как известно, и обычному железу со временем свои способности передают – так что ищите добрых людей и учитесь у них доброте. Даже непроизвольно.

Желаете хорошо отдохнуть в бане или сауне? Специально для вас www.Bannikoff.ru/dub.html.Заходите на сайт www.Bannikoff.ru и пускай ваш отдых принесёт пользу вашему здоровью.


Загрузка...