Макеевский рабочий | Космический хлеб . в Макеевке?


Космический хлеб . в Макеевке?

30.11.-0001
<< >> 

_3 Оказывается, мало того что наш город может похвастаться единственным в области музеем Хлеба, так еще его хранители зорко стерегут две самые настоящие космические буханки! Но обо всем по порядку. До того как хлеб попал в космос, а потом обратно на землю, много времени прошло и еще больше человеческого труда было вложено. Сначала уникальные сорта пшеницы по заданию академика Федора Кириченко выращивал макеевский селекционер Борис Кабыф. Приобщил к нелегкому и почетному делу многих воспитанников станции юных натуралистов. А затем неравнодушные к результатам его работы люди решили собрать все уникальные экспонаты в одном месте – музее Хлеба, который вот уже три года носит имя селекционера.

Пять колосков, или Как все начиналось
Во времена, когда мы летали в космос, чтобы доказать свое превосходство, а урожай хлеба был нужен, не только чтобы накормить трудящихся, но еще и являлся символом большой страны, много работы было у селекционеров. Им нужно было скрещивать и выращивать новые сорта, устойчивые к жаре и к холоду, к степным ветрам и к большому количеству осадков. В нашем родном городе над этой важной задачей трудился селекционер Борис Кабыф. Параллельно преподавал в школе биологию, затем заведовал станцией юных натуралистов, где и проводил свои научные опыты. По рассказам его коллег, был он очень неординарной личностью, человеком с неуемной энергией, почитавшим науку, и очень любил детей. Даже в преклонном возрасте не прекращал свои опыты, и на его садовом участке колосилась одна пшеница.
_2 Коллега селекционера, методист станции юных натуралистов Таисия Бутова рассказывает, как, будучи в то время директором станции, решила перевести селекционера на домашнюю форму работы, чтобы не прерывать научную деятельность.
- Представляете, у него весь участок вместо деревьев, кустарников и овощей был засажен разными видами пшеницы! - рассказывает Таисия Яковлевна. - Он сам делал орудия труда, вел дневники, которые хранятся сейчас у нас в музее. Дети посещали занятия Бориса Викторовича на участке, трудились на свежем воздухе. Он много чего мог им рассказать, ведь был и участником боевых действий, и ветераном труда.
 Основной задачей селекционера было выведение сорта «золотой колос» (кстати, по заданию академика Федора Кириченко), который был бы идеально приспособлен к климатическим условиям нашей местности. Об этом в 1972 году  даже писали в журнале «Пионер». В статье шла речь о ребятах из Макеевки, они занимались выведением такого сорта, который бы не боялся ни морозов, ни степных ветров, ни жары. 
Руководитель музея Хлеба им. Бориса Кабыфа Людмила Мирошниченко рассказывает, что за время своей работы на станции макеевский селекционер вывел 25 гибридов яровой пшеницы и пять озимой. Многие из ребят, которые посещали его кружки, – а это 431 человек, - стали учеными, селекционерами, учителями зоологии и биологии, научными сотрудниками. Они также неоднократно награждались на выставках ВДНХ в Москве, в Киеве и в качестве поощрения ездили в лагеря «Артек» и «Молодая гвардия». Особые отношения у макеевской станции юных натуралистов были с Одесским селекционно-генетическим институтом, где Борис Кабыф и получал задание по выведению новых сортов, но так до конца и не успел испытать их на практике.


Без хлеба нет будущего. Даже в космосе
Сегодня бывший директор станции вспоминает, как решила сохранить и донести до потомков уникальные наработки макеевского селекционера. Так 20 лет назад и появилась идея создания музея Хлеба.
- В те времена были распространены уголки хлеба, но мы решили пойти дальше, - рассказывает Таисия Бутова. – И, между прочим, такого музея в области нет  до сих пор. Мы  буквально по крупицам собирали материалы, ведь как можно было взять и забыть такие ценные наработки? Сегодня дневники Бориса Кабыфа и выведенные им сорта пшеницы занимают отдельное место в нашем музее и являются для нас очень ценными экспонатами. Кстати, мы поддерживаем тесные отношения с дочерью и внучкой селекционера, которые живут в Макеевке.
По словам руководителя музея Хлеба им. Бориса Кабыфа Людмилы Мирошниченко, с тех пор как музей получил официальный статус, они побывали в Киеве на республиканской станции юных натуралистов, где раз в пять лет проходит презентация уголков, комнат и музеев Хлеба. Оттуда привезли пять министерских грамот, которыми отмечены и научные работы воспитанников станции юных натуралистов Макеевки.
_1 - Наши ребята с удовольствием проводят обзорные и тематические экскурсии, начиная с истории происхождения хлеба до современного производственного процесса его выпекания, - говорит Людмила Леонидовна. – Особой популярностью пользуются
экскурсии «Обрядовый хлеб», «Космический хлеб», «Хлеб во время войны», «Хлеб блокадного Ленинграда», «Хлеб в украинских традициях и обрядах». И каждый год мы пополняем свою коллекцию. Вот, например, как появился в Макеевке космический хлеб. Я раньше работала в музее в Красном Лимане. Там родился и вырос дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт Леонид Кизим. Он неоднократно приезжал в гости на родину и привозил всевозможные экспонаты в музей:  скафандры, перчатки, продукты питания. Среди них оказался и космический хлеб. И я специально ездила в Красный Лиман и по старой дружбе попросила две буханки космического хлеба.
Теперь его можно увидеть в музее и узнать, почему он так выглядит. Оказывается, космический хлеб выпекается в специальных формах по 4-5 граммов, пакуется, как советские конфеты «Ирис» (внешне, кстати, на них и похож). Выпекается по специальному рецепту, разработанному в спецлабораториях, 8 минут, не черствеет около полугода, герметично упакован, и, по словам космонавтов, вкус у него, как у земного. Форма для выпекания имитирует пчелиные соты. Для сравнения: одна земная буханка равняется 100 буханкам космического хлеба, и каждая его буханка рассчитана на один укус. Ведь на орбите хлебные крошки, они же космический мусор, могут привести к серьезным последствиям.
- Когда летел Гагарин, была одна разновидность хлеба, у наших космонавтов в рационе сейчас около 150 наименований хлебобулочных изделий, - рассказывает Людмила Мирошниченко. - И белый хлеб, и подовый, и ржаной, и с чесноком, и даже пампушки.
 По словам руководителя музея, среди экспонатов есть и уникальная книга, где собраны архивные документы из Донецка и Макеевки, и публикации прессы, и хлебные карточки 1932 года, которые любезно предоставил краеведческий музей Донецка. Активную работу проводит поисковая группа ребят. Они разыскивают данные, проводят фотовыставки и принимают участие в конкурсах областного и всеукраинского значения. 
Актуальность «хлебного» вопроса, наверное, не только в том, что он во все времена является значимым социальным продуктом. По отношению к хлебу можно, как в зеркале, увидеть проблемы общества и перспективы его дальнейшего развития. Ведь если выращивать зерновые, чтобы использовать их как топливо для машин (как это сделали в некоторых западноевропейских странах), - далеко ли мы уедем?




Загрузка...


Больше новостей читайте в печатной версии "Макеевского рабочего".

Газета выходит раз в неделю по пятницам.

Купить газету можно в киосках "Союзпечать", а также выписать в редакции.

Стоимость подписки на месяц (с программой ТВ) - 12,40 грн. или 25 рублей.