Макеевский рабочий | Выбор сердцем: променять "Ла Скала" на Щегловку


Выбор сердцем: променять "Ла Скала" на Щегловку

30.11.-0001
<< >> 

_1 Если бы не было таких примеров, многие никогда бы не поняли, что значит настоящая увлеченность и преданность своей профессии. Вернее, делу, которое любишь. Для Николая Любимова таким выбором стала медицина. И не было ни минуты сожаления, что все заманчивые предложения, которые отпускала судьба своей щедрой рукой, в том числе стажировка во всемирно известном театре «Ла Скала», были им отвергнуты. Кроме одного – лечить людей. Так и попал выпускник Петербургской военно-медицинской академии Николай Любимов в Донбасс. Основанная им Щегловская больница существует и поныне (городская клиническая больница ≤5), а его имя навсегда вписано в историю нашего города. В этом году Николаю Любимову исполнилось 140 лет со дня рождения.

В начале XIX века профессия врача предполагала, кроме профессионализма, наличие самоотверженности и мужества. Как отмечает в своей книге «Макеевка. История города» Николай Хапланов, тогда «…нечем и некому было лечить. Бабушки-знахарки против холеры были бессильны, а настоящие медики, даже если бы они и появились в этих местах, с эпидемией тоже еще справиться не умели».

_6 Николай Николаевич Любимов родился в 1872 году в бедной многодетной семье сельского учителя в селе Кучки Пензенской губернии. Там же закончил гимназию, параллельно зарабатывая на жизнь уроками для детей богатых купцов. В 1899 году с отличием закончил Петербургскую военно-медицинскую академию. Имел четыре боевых ордена от царя за участие в русско-японской и Первой мировой войне. В советское время удостоен почетных званий «Красный герой», «Герой Труда», орденов «Знак Почета», Трудового Красного Знамени.

 «…Эпидемии, особенно холерные, буквально выкашивали ряды шахтеров и заводских рабочих. Умирали сотнями. Так было в уже упоминавшемся нами 1892 году, когда холера выкосила на рудниках тысячи шахтеров, а оставшиеся в страхе перед ней покинули шахты и уехали в свои деревни. Трупы на улицах и в бараках тогда подбирала и увозила так называемая санитарная бригада под охраной полиции».

Однако появился в нашем городе человек, который смог не только справиться с тифом и холерой. Он сумел организовать и выстроить систему медицинской помощи населению одного из старейших шахтерских поселков Макеевки. Именно Николай Любимов стал для Щегловки и доктором, и крестным отцом, и человеком-символом своей профессии. Ведь та Щегловка была совсем не похожа на современную – непролазная грязь, бездорожье, антисанитария. И когда друг написал письмо Николаю с просьбой приехать, это навсегда изменило судьбу завидного «петербургского лекаря» с прекрасными перспективами. 

Сегодня мало кто знает, что основатель одной из старейших больниц города – Щегловской, а ныне городской клинической больницы ≤5, не только имел блестящие медицинские способности, но и обладал великолепным голосом. Николаю Любимову пророчили блестящую вокальную карьеру, с ним занимался знаменитый итальянский певец Каттони. А военный министр того времени после одного из концертов предложил студенту Любимову ехать стажироваться в театр «Ла Скала»!  

После окончания академии будущий основатель Щегловской больницы три года работал на строительстве железной дороги, а в 1903-м приехал в Донбасс, ставший ему второй родиной. Сегодня трудно представить, как повернулась бы история, если бы не дошло письмо друга, если бы Николай Любимов выбрал себе другой город или страну. С первых дней доктор стал головной болью для администрации: он настойчиво требовал, чтобы вместо воды в бочках, которую привозили рабочим, вырыли колодцы. Он проводил операции, совещания, принимал роды, читал лекции, руководил строительством больничного корпуса, переписывался с различными инстанциями, направлял сотрудников на учебу...

_7 Для уменьшения роста инфекционных заболеваний он ходил по баракам и домам, объяснял необходимость соблюдения правил гигиены. И спецкомиссия из Петербурга, прибывшая в Донбасс с целью изучения ситуации с холерой, отметила его работу. Ведь район, обслуживаемый Щегловской больницей, выбивался из общей статистики: если в других городах от холеры умирал каждый второй, то смертность в районе не превышала 32%. 

Во время Первой мировой он ушел на фронт. Революцию 1917 года встретил в родной Щегловке, хотя никогда не причислял себя к большевикам. Он просто делал свою работу. Добросовестно, честно и бескорыстно. И люди платили ему тем же. Когда в наших краях устанавливали свои порядки махновцы, они хотели расстрелять доктора, увидев в его доме военную шинель. Он только успел шепнуть дочери, чтобы та позвала подмогу у больницы. 

«Нагрянула вся больница, отбили больные меня у махновцев», - пишет в своем дневнике Николай Любимов. А во время эпидемии тифа, разразившейся в наших краях, самым счастливым называл день, когда в больнице не осталось больных с этим серьезным заболеванием. 

Доктор Любимов был новатором. Когда стало известно, что подземные медпункты, которые организовал он на шахтах, сокращают травматизм на 45%, его идею оценили. Тем более что ни в одной стране мира такого до этого не было. 

В 1932 году Николай Любимов получил звание Героя Труда. Он стал вторым в нашем городе, после шахтера Николая Мелихова, кто был удостоен такой награды. До 1935 был главным врачом Щегловской больницы, а работать продолжал до глубокой старости.

Сегодня городская клиническая больница ≤5 обслуживает 50 тысяч жителей нашего города, является многопрофильным лечебным учреждением, клинической базой для кафедр Донецкого национального медицинского университета им. М. Горького. Заложенные традиции продолжают жить в делах преемников.

Фото  Евгения СЫСОЕВА

 

 

 



Загрузка...


Больше новостей читайте в печатной версии "Макеевского рабочего".

Газета выходит раз в неделю по пятницам.

Купить газету можно в киосках "Союзпечать", а также выписать в редакции.

Стоимость подписки на месяц (с программой ТВ) - 12,40 грн. или 25 рублей.