Макеевский рабочий | Жизнь в ажуре, или Долгий путь к кружевному совершенству


Жизнь в ажуре, или Долгий путь к кружевному совершенству

30.11.-0001
<< 

_2Этой странной субстанции из ниток, состоящей практически из дыр, макеевчанка Тамара Шаповаленко посвятила всю свою жизнь. Изумительная декоративная отделка - кружево, - от которой сходят с ума модницы всего мира, сначала помогла выжить в сложные послевоенные годы. Затем была отдушиной для серьезного экономиста. Сегодня это занятие самым тонким рукоделием в мире – повод для поиска новых форм выражения таланта. Поэтому эксклюзивным кружевным моделям Тамары Шаповаленко нет равных, и они спокойно могут соперничать с известными марками по производству кружева. С той лишь разницей, что ручная работа всегда остается на порядок выше.

У  судьбы не бывает «плохих» подарков

_2Коклюшечные кружева – чужестранки среди изобилия вышиванок и рушников, традиционных в Украине. Тем не менее «уроженки» Вологды, Ельца и Липецка, они замечательно прижились и у нас, органично выделяя одежду украинских модниц изысканностью и красотой. Нашей кружевнице овладеть этим совершенством пришлось по воле случая. Из-за войны. Но сначала во времена коллективизации на Донбасс приехали дедушка и бабушка Тамары Ильиничны.
- До сих пор возле МакНИИ стоит их дом, который им пришлось продать за тачку и мешок зерна, когда началась война, чтобы уехать к себе на родину в Липецкую область, - с грустью рассказывает Тамара Ильинична. – Уехали они туда со старшей сестрой мамы, жили в землянке. А я с мамой и маленьким братом, который родился как раз перед войной, поехала на папину родину - в Курскую область. Вот там мы и пережили все на свете: и голод, и холод, и Курскую дугу.
Тогда маленькой Тамаре было шесть. Но и сейчас она отчетливо помнит, как вода в речке была красной от крови погибших солдат. Как объедали липу до последнего куска коры, ели всякую траву, чтобы набить желудок. Как дважды чуть не умерла. Один раз от голода, а второй – когда спасались от немцев, пришедших под Курск. Переходя через мост, состоящий из двух бревен, мама, на руках у которой был младенец, не удержала Тамару. В последний момент какой-то солдат еле успел подхватить девочку.
- После того как немцы не выдержали натиска под Курском и отошли, мама поехала в Липецк, - вспоминает Тамара Ильинична. - Помню, 30 километров шли мы пешком из Ельца до Липецка к нашим родным. Да, такие тогда были времена. 
И, наверное, именно потому люди, прошедшие через подобное, не понимают, о каком кризисе так много говорят сегодня. В их числе и Тамара Шаповаленко.
- Какой кризис? - удивляется она. - Если бы кто пожил в то время, не рассуждал бы так. Кто хочет работать, тот работает. А кто работать не хочет - у того и кризис.

Голова в кружевах

_2До того как попасть в глубинку России – родину кружевного царства, пятилетняя макеевчанка не знала, что этим могут заниматься абсолютно все: от мала до велика, включая мужчин. И это было не просто хобби, специфика края была продиктована суровой действительностью. Трудовые артели продавали кружева и получали на руки реальные деньги, которых не платили в колхозах. За отработанные трудодни можно было рассчитывать только на то, что выросло: зерно, свеклу, картофель.
- Все в основном плели мерное кружево, - вспоминает кружевница. - За десять метров платили по-разному, смотря какой рисунок и ширина. Вот за эти деньги можно было и хлеб купить, и сахар, и одежду. Мы все плели: и мама, и дедушка, и я. Сказать, что тяжело было научиться, – нет. Но вот две мои двоюродные сестры не плетут. Может, нет к этому пристрастия. Дочь свою я научила, но ей некогда, внучка плела, а потом перестала. Молодым хочется погулять, а это занятие занимает много времени и требует усердия.
Кстати сказать, при плетении используется от 15 пар коклюшек, например, на сцепное кружево, до ста пар - на изготовление мерного кружева. Раньше их делали вручную. У кружевницы остались такие от дедушки, которые он изготовил сам из лещины.
Но до того как стать мастерицей и вернуться в Макеевку, Тамара Ильинична получила профессию – закончила финансовый техникум в Казани, где жила тетя по папиной линии. По распределению попала на Урал, в Свердловскую область, в город Серов, где и отработала девять лет в банке. Туда же переехали родители, там похоронили отца. В 1964 году на семейном совете решено было возвращаться в Украину, где жили родственники (мамины брат и сестра).
- По приезде я сразу устроилась в Стройбанк, а муж пошел работать в строительную организацию, через год получили квартиру, - вспоминает Тамара Ильинична. - Потом и я пошла в строительную организацию, через 15 лет снова вернулась в банк. Но заниматься кружевами, как ни странно, всегда находилось и желание, и время. И звание мастера традиционного искусства я получила еще до пенсии, в 1997 году. И членский билет, выданный областным творческим объединением художников и народных умельцев «На-
тхнення». В народное творческое объединение «Вернисаж» (ГДК им. В.Г. Кирсановой) я попала с легкой руки Валентины Яковлевны Мельник, моей соседки. С тех пор мы исколесили не только нашу область и приняли участие не в одной выставке.
Вообще, по словам мастерицы, в Донецкой области она знает только четверых мастеров коклюшечного кружева, включая и Тамару Ильиничну. Есть еще кружевницы в Донецке и Красноармейске. Несмотря на то что кружево ручной работы всегда было в цене, мало кто действительно хочет  познать секреты его изготовления.
- Сегодня я не обучаю этому мастерству, не потому, что не хочу, - говорит кружевница. - Я просто не вижу у детей желания. Даже взять выставки, которые мы проводим в городе: молодежь проходит мимо. Редко кто остановится. Мне кажется, сегодня детвора разбалованная, родители не уделяют им должного внимания и воспитания.
Тамара Шаповаленко воспитала дочь, дождалась двоих внуков и несказанно рада правнуку. Если добавить к семейным хлопотам дачу – летом, а плетение кружева – круглый год, времени, по нашим подсчетам, вообще не остается.
Мастерица только смеется в ответ:
- Если бы я не плела кружева, я бы вышивала или вязала крючком. Всем своим я вышила на счастье свадебные рушники. Так что времени на лавочке сидеть у меня нет. Если честно, я считаю так: если человеку что-то интересно, то возраст здесь ни при чем. Я вот ездила на курсы уже будучи на пенсии: училась крючком делать сцепное кружево. Следующее мое большое дело – подтверждение звания мастера. 
Кто теперь поспорит, что талант на 90 процентов состоит из труда?


Хотите покупать всё, что вам нужно по самым низким ценам не переплачивая? Предлагаем вам посетить интернет-магазин http://americanshop.com.ua/shops на сайте americanshop.com.ua и именно тут представлено всё, что вам нужно по невероятно низким ценам. Удачной вам покупки!



Загрузка...


Больше новостей читайте в печатной версии "Макеевского рабочего".

Газета выходит раз в неделю по пятницам.

Купить газету можно в киосках "Союзпечать", а также выписать в редакции.

Стоимость подписки на месяц (с программой ТВ) - 12,40 грн. или 25 рублей.