Макеевский рабочий | МАКЕЕВСКИЙ ОПЫТ. ВЬЕТНАМСКОЕ ПРИЗНАНИЕ


МАКЕЕВСКИЙ ОПЫТ. ВЬЕТНАМСКОЕ ПРИЗНАНИЕ

30.11.-0001
<< >> 

Как мы уже неоднократно писали в нашей газете, работа над вторым томом книги «Шахтерская слава Макеевки», инициатором создания и издания которой стал народный депутат Валерий Омельченко, продолжается. Материалы для нее мы собираем, как говорится, всем миром. Шахтеры, родственники шахтеров, общественные организации - все включились в этот процесс, дабы использовать каждый шанс для того, чтобы никого не упустить, никого не забыть…

Буквально в предпраздничный день в редакцию принесли биографическую информацию о горняке Владимире Молчане. Я, еще не достав бумаги из файла, спросила, есть ли документы, подтверждающие сведения. Моему вопросу слегка удивились, но быстро сориентировались и ответили:

- Мы приложили вырезки из вашей газеты. Что может быть еще достовернее.

В папке лежали шесть полос газеты «Макеевский рабочий» за 1979 год, на которых напечатан рассказ  начальника смены шахты «Южная» шахтоуправления «Холодная Балка»  Владимира Молчана  о том, как он два года работал в Социалистической Республике Вьетнам, оказывая помощь горнякам дружественной страны в освоении передового опыта в горной промышленности.

 «Мира и счастья тебе, Вьетнам» - так назывался материал, который уместнее было бы назвать  страницами из дневника, в которых пусть без литературных изысков, но очень искренне были описаны события, связанные с исполнением вот такого трудового интернационального долга макеевскими шахтерами.

И пусть отдельные строки поданы под  идеологическим соусом. Это не столь важно: особенность времени. Главное видится в другом. Это профессиональные и человеческие качества. И тогда совершенно не важна  разница в языках, в культурах, в ментальности.

Об этом и пишет в своих заметках Владимир Иванович.

Он приехал в командировку во Вьетнам в феврале 1976 года специалистом по шахтному транспорту на шахту   Ванг Зань.

Перед советскими инженерами стояла задача вывести предприятие на плановый уровень добычи  - 3 миллиона тонн угля в год.

Штольню в 1914 году начали проходить французы, а в 1956 году, уходя  из Вьетнама,  французские колонизаторы уничтожили всю техническую документацию, оборудование, которое не продали -  взорвали.  До приезда Владимира Молчана на шахте не было специалиста, который бы занимался транспортом. Тем не менее за очень оперативные сроки была составлена техническая документация и намечены организационные мероприятия

-  Было непросто, - вспоминает Владимир Иванович. - С вьетнамскими коллегами мы говорили на разных языках, не только в прямом, но и в переносном смысле. Сказывалось непонимание, отсутствие аналогичного опыта.

  Авторитет и признание пришли не сразу. Но пришли. Потому как были завоеваны  упорным трудом, инженерной грамотностью, профессиональным опытом.

Решения приходилось принимать постоянно и отвечать за них от начала и до конца. Сам придумывал, сам чертил, сам конструировал, - техническая документация отсутствовала напрочь.

- Вспоминается случай, травмы получили несколько человек, осуществлявших сцепку – расцепку шахтных вагонов, сошедших с рельсов. Это, к слову, происходило очень часто. Я решил вникнуть в проблему и предложил сделать для таких случаев длинные жесткие спецкрючки, - рассказывает Владимир Молчан. – Вьетнамские специалисты из механической службы шахты по моим чертежам изготовили их, я рассказал и показал, как ими нужно пользоваться, и уже в следующем месяце количество травм на этом участке работы резко сократилось. Вот так и зарабатывался авторитет.

Потом были внедрены с подачи Владимира Ивановича бесстыковое соединение рельсов, гидроочистка и автоматическая смазка шахтных вагонов, громкоговорящая связь у диспетчера шахтного транспорта. Были созданы специализированные бригады по ремонту вагонного и электровозного парков, путевого хозяйства, один вместо шести участок шахтного транспорта. Все это дало большой экономический эффект. К каждому внедренному предложению можно было  смело добавлять слова – впервые в СРВ.

Силами и инженерной мыслью советских специалистов была организована на шахте горноспасательная служба. Было улучшено проветривание шахты.

В результате  в 1976 году впервые за многие годы шахта выполнила годовой государственный план. Всего на шахте работало 14 советских специалистов.

Каждый советский специалист кроме того, что работал, еще и готовил специалистов. Только Владимир  Молчан за два года работы во Вьетнаме подготовил 10 машинистов электровозов,  21 путевого горнорабочего, провел занятия по 48-часовой программе, направленной на повышение квалификации инженерно-технических работников участка шахтного транспорта и службы главного механика.

Следует сказать, что не только профессиональные качества Владимира Ивановича работали на его авторитет. Вьетнамские коллеги очень его уважали за то, что у него было трое детей и двое из них – сыновья. Переживший столько горя вьетнамский народ понимал, как никто, дети – это стабильность, уверенность в завтрашнем дне. И чем больше их в семье – тем увереннее себя чувствуют родители.

Через определенное время во Вьетнам к Владимиру Молчану приехала его жена Галина с сыном Володей. Младший Молчан быстро освоился  и подружился с местными. Он часто приводил своих вьетнамских друзей домой. Мама и папа никогда не были против.  Наоборот, устраивали обеды, играли в советские настольные игры. Вовка  быстро учил вьетнамский язык, а его друзья черпали в этом общении значительно большее. Для этих детишек прежде каждый иностранец, каждый белый человек был врагом и нес горе.

Миссия советских специалистов оказалась больше, чем определялось должностными инструкциями.

Через непродолжительное время Владимира Ивановича избрали председателем местного комитета группы. Он  установил хороший контакт с профсоюзной организацией шахты и ее секретарем. Вместе организовали в 1977 году социалистическое соревнование.

С вьетнамскими коллегами общались не только по работе.

Вьетнамцы организовывали митинги к различным национальным датам, а советские специалисты – субботники. И всегда приглашали друг друга поучаствовать.

Совсем покорили советские специалисты местное население самым важнейшим из искусств.  Используя посольскую киноаппаратуру, показывали советские фильмы. На такие сеансы собиралось больше 1000 человек. Все это  помогало знакомиться и понимать друг друга лучше и как следствие - качественно выполнять задачи, которые оправдывали долгие командировки на чужбине.

- Вьетнамцы, как и мы, очень любили «Шахтерскую лирическую», - вспоминает Владимир Иванович. – Очень часто хором пели «Что ты знаешь о солнце, если в шахте ты не был?..», не понаслышке зная цену шахтерскому хлебу.

Командировка закончилась, и интернационалист Владимир Молчан вернулся в родную Макеевку  на родную шахту начальником смены шахты «Южная» шахтоуправления «Холодная Балка». По результатам работы во Вьетнаме Владимир Молчан награжден почетной грамотой посольства СССР и ДРВ, Почетной грамотой правительства ДРВ, медалью «Дружба».

В 1984 году, когда Владимир Молчан праздновал полувековой юбилей, за праздничным столом в числе родных и близких людей была и делегация из Вьетнама,  приехавшая в нашу страну именно по этому поводу.



Загрузка...