Макеевский рабочий | Он нес строку, как уголь без породы


Он нес строку, как уголь без породы

30.11.-0001
<< >> 

Борис Давыдович Кофман. В светлом небе журналистики Макеевки это имя горит яркой звездой. Больше половины своей жизни он отдал беспокойной, но такой желанной работе в прессе. Как-то спросил его, не хотел бы он сменить свою профессию. Он с удивлением посмотрел на меня. Что это за бред? - прочитал я в его глазах, но ответить он  все-таки ответил: «Я мог бы стать шахтером и добывать уголь.  Мог бы работать водителем, права имею, но я люблю журналистику. Другой профессии мне не надо».

На шахтах был «свой в доску»

С Борисом Давыдовичем мы проработали в городской газете «Макеевский рабочий» больше 20 лет. Не берусь утверждать, что съели пуд соли, но отношения у нас всегда были дружескими. Я был моложе его и занимал должность  первого заместителя редактора, а он возглавлял ведущий в газете угольный отдел, который мне довелось курировать. Работал он вдохновенно, всегда с полной отдачей. Часто бывал на шахтах. Там знакомился с героями своих публикаций. Знал всех директоров угольных предприятий и многих начальников участков. В угольном деле был дока. А еще тонким знатоком шахтерских проблем и характеров. От него ничего нельзя было скрыть. Казалось, он всех и вся видит насквозь.  Ему доверяли. С ним были откровенными не только рабочие, но и руководители. О таких людях говорят «свой в доску». Он умел разговорить человека, добраться до самых сокровенных уголков его души. Поэтому его материалы всегда вызывали живой интерес у читателей, особенно у горняков. Высокоэрудированный, человечный, отзывчивый, мудрый и коммуникабельный - таким его запомнили в редакции.

 

Лучшие годы - в «Мр»

В «Макеевском рабочем» Борис Давыдович прошел все ступени служебной лестницы. Был корреспондентом, ответственным секретарем, заместителем редактора. Во время отпусков шефа исполнял его обязанности. Тогда газета выходила форматом «Правды», тиражом, превышающим 90 тысяч экземпляров, и была единственной в городе. Ответственность за выпуск каждого номера была огромной. За допущенные неточности и ошибки спрашивали очень строго. Но приходилось отвечать и за поступки близких тебе людей. Такая жестокая участь постигла и Бориса Давыдовича. Шутка сына во время предвыборной кампании обошлась ему слишком дорого: его сняли с работы. Он очень переживал, но не пал духом. Работал на шахте и сумел доказать несуразность предъявленных ему обвинений. Конечно, это стоило  огромных усилий и нервов, но он возвратился в редакцию и возглавил угольный отдел. Годы работы в этой должности считал лучшими в своей журналистской карьере. «Он нес строку, как уголь без породы», - написал почитатель его таланта, помощник директора по кадрам шахты «Советская» Юрий Ланской. И этим много сказано.

Школа журналистики -военная

Говорят, что человек рождается для счастья. Может, оно и так, но зачастую бывает по-другому. Нам постоянно приходится отстаивать свои права, за все бороться, утверждаясь в жизни. Не избежал этой участи и Борис Давыдович. Родился он 8 января 1923 года. Не достиг совершеннолетия, как началась Великая Отечественная война. Добровольцем пошел защищать Родину от ненавистного врага. Свой боевой путь начинал рядовым. Водил легендарную «полуторку». Затем, после окончания  училища, молодой лейтенант пересел на танк. Ему хотелось громить фашистов и добиться скорой победы, но война затянулась надолго. Участвуя в боях, начал писать заметки в армейскую газету. Причем писал талантливо. Его способности заметили. Дальше его служба продолжалась в дивизионной газете. Рискуя жизнью, приходилось добывать сведения о боях и сражениях, героизме и мужестве солдат и офицеров, чтобы рассказать об этом в газете. Такие статьи читались взахлеб, поднимали дух и настроение бойцов. Парня это радовало и вдохновляло на поиски новых тем и героев для своих публикаций. Его работой в дивизионке руководители были довольны. Суровая журналистская школа пригодилась Борису. После окончания войны он долгое время работал заведующим отделом боевой подготовки в газете Забайкальского военного округа.

 

Счастье нашел в макеевке

В 1954 году капитан Борис Кофман переехал в Макеевку. Сменив военную форму на гражданскую, стал работать в газете «Макеевский рабочий», проявляя свои способности на угольном фронте. Здесь он нашел свое семейное счастье. Полюбил красивую девушку Веру и женился на ней. Вместе воспитали двоих сыновей – Юрия и Игоря. В «Макеевском рабочем» Борис Давыдович трудился до последнего дня своей жизни. Он был не только отличным журналистом, но и чутким наставником молодежи.

Борис Давыдович был мудрым и тактичным человеком. Эти качества, как правило, ярко проявлялись на редакционных летучках. Делая обзоры, он говорил примерно так: «Я предлагаю отметить этот материал. Написан блестяще, молодец автор, но…» И затем следовал детальный разбор, такой, что авторам не раз краснеть приходилось, но повода обижаться на обозревающего ни у кого не было. Материал-то отмечен, как один из лучших в номере. Какие уж тут могут быть обиды!

 Благодаря его заботе и стараниям известными журналистами стали Майя Кричевская, Елена Карпенко, Любовь Федоренко, Николай Хапланов и многие другие. В советское время большое внимание уделялось рабкоровской деятельности. Газеты обязывали публиковать 60 процентов их материалов. Каждому работнику редакции приходилось искать таланты в рабочей среде. Борис Давыдович делал это с любовью и всегда кропотливо работал с рабкорами.  На угольную тематику по его заданиям писали Николай Березницкий, Владимир Пястук, Михаил Лукьянов и многие другие. Учились они журналистскому мастерству в университете рабселькоров, который долгое время работал при редакции под руководством Дмитрия Носова. Борис Кофман часто читал рабкорам лекции.

 

Последний путь - из редакции

22 января 1998 года Бориса Давыдовича не стало.  Утром, когда он собирался на работу, случился сердечный приступ. Номер газеты со своей последней статьей «Министр против бартера» он уже не читал. Хоронили его из здания редакции. В последний путь Бориса Давыдовича провожали сотни макеевчан. Не только для «Макеевского рабочего» - для всей журналистики это была большая потеря.

Пусть говорят,

незаменимых нет,

Неправда, ложь,

я в это не поверю.

Его не стало -

будто выключили свет,

В душе, где навсегда

ожог потери.

Эти строки написала его ученица корреспондент Елена Карпенко.  В них дана довольно точная оценка жизни и творчества кавалера трех знаков «Шахтерская Слава», мэтра журналистики Бориса Давыдовича Кофмана, человека, память о котором еще долго будет согревать сердца шахтеров, всех, кто его знал и ценил.

Вас интересует, что происходит в Харькове? Хотите быть в курсе всех последних новостей и событий? Добро пожаловать на сайт kh-news.net. Читайте новости Харькова и будьте в курсе всего, что происходит!



Загрузка...


Больше новостей читайте в печатной версии "Макеевского рабочего".

Газета выходит раз в неделю по пятницам.

Купить газету можно в киосках "Союзпечать", а также выписать в редакции.

Стоимость подписки на месяц (с программой ТВ) - 12,40 грн. или 25 рублей.