У памяти нет без вести пропавших
Этот звонок из Гамбурга в редакцию «МР» стал подтверждением того, что значимость действительно важных событий не меркнет ни перед временем, ни перед расстоянием. Наш бывший соотечественник Леонид Гольденберг уже 11 лет живет в Германии. В одном из свежих номеров газеты «Русская Германия» он прочел информацию о готовящемся автопробеге из Макеевки в Берлин «Шахтерская-383: дорогами Победы», который реализуют общественная организация «Гражданская инициатива» при поддержке ее председателя, народного депутата Украины Валерия Омельченко и клуб «Авто Ретро Донбасса». Этот автопробег посвящен воинам легендарной Шахтерской 383-й дивизии, которая формировалась в наших краях, в Донбассе, героически прошла всю войну и в мае сорок пятого принимала участие в Берлинской операции.
Остаться равнодушным к этому проекту Леонид Яковлевич не мог, нашел в Интернете телефон редакции «МР» и решил рассказать нам свою историю.
Четверть века - в ожидании
Великая Отечественная война – особая страница в биографии этой семьи. В декабре сорок первого года в Луганской области погиб отец Леонида Гольденберга – Яков Абрамович, старший политрук 667-го стрелкового полка. Дивизия, в которой он воевал, тоже была Шахтерской. Правда, речь идет не о 383-й, а о 218-й стрелковой. И формировалась она изначально не в Донбассе. Создавалась дивизия на западных рубежах Советского Союза. В начале войны с отступлением попала в Донбасс. К тому времени уже понесла значительные потери и была пополнена, а фактически заново сформирована в Донбассе. Поэтому и получила название Шахтерской.
Но все это Леонид Яковлевич узнал уже гораздо позже, в послевоенные годы, проведя колоссальную поисковую работу, на которую его подтолкнула судьба родного отца, а точнее история его смерти.
- Дело в том, что мы получили извещение о гибели папы только в 1965 году! До этого он считался без вести пропавшим, - рассказывает Леонид Яковлевич. - В сообщении Центрального архива Министерства обороны было указано, что он погиб 14 декабря 1941 года. Я много писал туда, чтобы узнать, где конкретно папа погиб и где похоронен. Но приходил ответ: место захоронения неизвестно.
Переписка десятилетий
С кем только не довелось переписываться! И с оставшимися в живых однополчанами отца, и даже с военным корреспондентом Акимовым, который не раз в годы войны писал о 218-й дивизии, а уже после войны, в 70-е годы, издал о ней отдельную книгу – «Шахтерская стрелковая».
Военный журналист рассказывал, что дивизия была на хорошем счету, никогда не отступала без приказа, особенно проявила себя в боях под Мелитополем, в наступлении из-под Ворошиловграда…
По рассказам военного журналиста, очевидца тех событий, Леонид Яковлевич уже самостоятельно составил карту отступления дивизии от западной границы до Донбасса. Конечной точкой на ней был бой за Карбонит, который продолжался с 30 ноября по 13 декабря 1941-го… Но главный вопрос, где же могила отца, еще долгое время оставался открытым.
Только в 1987 году Леонид Яковлевич получил ответ: его отец погиб 14 декабря 1941 года и похоронен в братской могиле села Персияновка в Первомайском районе Луганской области.
Память – на металл…
- На очередной День Победы мы с семьей поехали туда. В радиусе одного километра там было несколько братских могил, но ни на одной из них я не нашел фамилии своего отца, - говорит Леонид Гольденберг. – Один из местных жителей рассказал, что в 1941 году здесь действительно проходили ожесточенные бои. Ему тогда было всего 13 лет, и он на повозке свозил труппы советских солдат в эти братские могилы… В целом – около тысячи человек. На имеющейся табличке было записано только шесть фамилий.
Получив соответствующие данные из архива Минобороны, Леонид Яковлевич инициировал установку памятной плиты с гораздо большим количеством фамилий, которые удалось восстановить по архивным документам. Увы, долго просуществовать ей было не суждено – в канун 9 Мая табличка была похищена металлоискателями…
- Несколько раз, пока еще жили в Украине, мы приезжали туда 9 Мая с сыном и внуком. Каждый раз людей все меньше, а памятник разрушается, - печалится сын солдата.
«Немцы проклинают Гитлера!»
Сегодня Леонид Яковлевич живет в Германии. В 2002 году он уехал туда вслед за сыновьями, но за событиями в Украине продолжает внимательно следить. Особенно его волнует тема Великой Отечественной войны и отношение к ней здесь, на родине.
- Когда прочитал в газете заметку об автопробеге, всю ночь не спал. Вся жизнь пронеслась перед глазами, - говорит.
В Гамбурге Леонид Яковлевич принимает активное участие в жизни ветеранской организации солдат Советской Армии. Ветераны общаются, посещают различные мероприятия, ухаживают за кладбищем советских военнопленных, погибших в немецких лагерях.
- Кладбище в благоустроенном состоянии, немцы содержат его, ну и мы, конечно, тоже помогаем, - продолжает наш собеседник. - Сейчас потеплеет, будем проводить субботник на кладбище к майским праздникам.
На вопрос, как современное поколение немцев относится в принципе к событиям Второй мировой войны, Леонид Яковлевич отвечает:
- Многие немцы, с которыми мне довелось общаться, проклинают Гитлера. Практически в каждой немецкой семье, как и у нас, кто-то сражался на полях этой войны, погиб на ее фронтах. Немцы говорят о том, что им тоже пришлось пережить много тягот, лишений военных лет, голод, разруху… Наши, советские, ветераны сегодня часто посещают тематические мероприятия в школах Германии, молодежь проявляет интерес к событиям тех лет. В составе нашей ветеранской организации в Гамбурге есть ветеран Советской Армии, которому уже 91 год! Но он до сих пор по мере возможностей участвует в жизни организации. Ветераны немецкой армии, наверное, тоже еще остались в живых. Их позиция не публична, о них здесь не принято говорить, писать… Любое упоминание о фашизме сегодня в Германии запрещено, а его пропаганда уголовно наказуема.
К майским праздникам в Германии тоже особенное отношение.
- Основные торжества здесь проходят не 9 мая, как у нас, а 8-го. И отмечают немцы, конечно, не День Победы, а окончание Второй мировой войны. Массовых шествий и демонстраций в этот день нет, но в Трептов-парке у памятника советскому воину-освободителю всегда много цветов от каждой из республик бывшего СССР. Наши эмигранты поют советские песни периода войны, часто рядом с ними – и немецкие барды, которые в своих песнях также осуждают нацистский режим. Здесь многие приходят к выводу, что та война была никому не нужна.
Слишком уж высокой ценой, фактически собственной жизнью, за нее пришлось расплатиться миллионам людей, независимо от того, солдатами какой армии они были…
Хотите быть всегда в курсе столичных новостей? Специально для вас онлайн газета Киевские улицы на сайте kievstreet.net.