Макеевский рабочий | «Победа» и Берлин: путь, пронизанный памятью


«Победа» и Берлин: путь, пронизанный памятью

30.11.-0001
<< >> 

Позади 2500 км и семь дней пути. 2 мая. Участники автопробега реализованного общественными организациями “Гражданская инициатива” и “Авто Ретро Донбасса” при поддержке народного депутата Валерия Омельченко, в Берлине! Эта дата выбрана не случайно. Именно 2 мая 1945-го года, ведя бои за Берлин в составе 33-й армии, здесь была и легендарная Шахтерская 383-я дивизия!

Рейхстаг, Бранденбургские ворота, Трептов-парк - от осознания исторической ценности этих мест, от понимания того, какие события здесь происходили, трудно контролировать эмоции, сердце заполняет особое чувство гордости, патриотизма – флаги с макеевской символикой разворачиваются на этом фоне! Увы, развернуть их на куполе Рейхстага, с которого и началось наше путешествие по Берлину, нам не разрешает охрана: какие-либо знамена, кроме государственного флага ФРГ, здесь запрещены, ведь сегодня Рейхстаг – это дом немецкого правительства. 

Несмотря на то, что на календаре будний день, в Рейхстаге множество туристов, для которых открыт вход на купол. Вокруг слышны реплики на самых разных языках мира. Встречаем много русских. Практически всех больше всего интересует один-единственный вопрос: где же те самые надписи, оставленные советскими солдатами на стенах павшего Рейхстага в мае 1945-го? В открытом доступе на восточной стене Бундестага сохранилась только одна: «Макаров. Астрахань».

Говорят, остальное немцы демонтировали, но не уничтожили. Плиты, историческую ценность которых невозможно измерить в денежном эквиваленте, спущены в хранилища Рейхстага. Часть из них использована в экспозиции на стенах зала, где сегодня заседает правительство. Но туда туристам доступа, увы, нет.

В орденах по улицам ходить опасно

Особые эмоции, каждый раз приближаясь к этому зданию, испытывают те, для кого в 1945-м Рейхстаг был самой главной целью, – советские ветераны. Специально чтобы встретиться с нами, в этот день к Рейхстагу пришел председатель берлинской ветеранской организации бывших советских воинов Яков Резник вместе со своими товарищами, тоже выходцами из Союза, Семеном Клейманом и Мироном Сухолуцким.

- Сегодня в составе берлинского клуба советских ветеранов – 64 человека, в целом по Германии организация насчитывает около тысячи человек, - рассказывает Яков Ефимович. – Мы ведем активную работу, занимаемся организацией досуга ветеранов (и все это несмотря на более чем преклонный возраст! Якову Резнику 88 лет! – прим. ред.), проводим встречи, причем не только к 9 Мая, стараемся встречаться 2-3 раза в месяц. С 6 мая у нас начинается особенно активная программа - мероприятия у Бранденбургских ворот и в Трептов-парке. Поддерживаем связь с ветеранскими организациями за рубежом, в том числе украинскими, русскими, недавно были в Москве. Один из последних проектов – издание воспоминаний ветеранов о войне. Уже вышли два тома этой книги.

Особенное внимание – работе с молодежью. Причем с немецкой. Для этого заключено соглашение с правлением студентов Берлина. Наши ветераны ходят на встречи с ребятами, рассказывают на русском языке о годах войны, а студенты, владеющие и русским, и немецким языками, работают на таких встречах переводчиками.

- Молодежь, к сожалению, не знает, не помнит, - говорит Яков Резник. – И наша, и немецкая молодежь. Мы хотим сохранить память о тех событиях, и, главное, о том, какой ценой далась Победа, чтобы больше таких ошибок человечество не допускало.

Он знает, о чем говорит, не понаслышке. Сам прошел дорогами войны с конца 1942-го до 9 мая 1945-го от Кировоградской области до реки Шпрее. Яков Ефимович служил в составе саперного батальона 18 танкового корпуса 5 танковой армии. Освобождал Румынию, Венгрию, Австрию.

- 8 мая мы слушали ВВС, там говорили, что ведутся переговоры о капитуляции, и, тем не менее, у нас был приказ наступать. И армия действительно наступала, - вспоминает Яков Ефимович, пожалуй, самый важный день в своей жизни. – Были большие потери, ну, а 9 Мая, кто остался жив, праздновали уже, как могли.

Отходя от Рейхстага, Яков Ефимович и его соратники плотно застегивают куртки поверх парадных пиджаков с множеством орденов и медалей. На наши удивленные взгляды отвечают: «Здесь в орденах по улицам расхаживать опасно. Есть неонацистские течения, демократические, радикально настроенные партии. Их реакция может быть непредсказуемой. Береженого Бог бережет».

В Трептов-парк. Под «Белых журавлей»!

Вместе с ветеранами и поисковиками из общественной организации «Берлин09» мы отправляемся в Трептов-парк – основной пункт назначения на карте нашего автопробега. Ветераны – впереди колонны на легендарной «Победе», под «Белых журавлей» в магнитофоне авто.

Трептов-парк. Пожалуй, более символичного и трепетного места для них в Берлине просто не существует. Удивительно красивый, ухоженный и величественный мемориальный комплекс с огромной возвышающейся фигурой Советского солдата по центру. На руках воин (кстати, его прообразом был солдат из Украины) держит девочку – символ освобожденной Европы.

Перед возвышающейся 13-метровой бронзовой фигурой солдата — мемориальное поле с братскими могилами, саркофагами, чашами для Вечного огня, двумя красными гранитными знаменами и изваяниями солдат. У гранитных знамен - надписи на двух языках, немецком и русском: «Вечная слава воинам Советской Армии, отдавшим свою жизнь в борьбе за освобождение человечества».

Этот воинский мемориал считается самым известным в мире памятником павшим советским солдатам наряду с Мамаевым курганом в России. Он был открыт 8 мая 1949 года. При создании мемориала сюда перенесли останки воинов, временно захороненных на разных городских кладбищах, а для строительства использовали гранит из рейхсканцелярии Гитлера.

Пройти через весь парк, развернувшийся на несколько гектар, и возложить цветы к подножию Солдата ветераны в силу возраста, увы, уже не могут и остаются ждать нас на лавочках.

Вместе с нами в Берлине в этот день была и дочь бойца Шахтерской 383-й стрелковой дивизии Николая Михайленко, Татьяна Смирнова (об их семье мы уже рассказывали в предыдущих номерах «МР»).

- Мы с дочерью до сих пор не можем успокоиться, с самого старта автопробега, - говорит Татьяна Николаевна. – Нас все это тронуло до глубины души. Память об отце и его брате, история нашей семьи – все это тесно переплетено с Шахтерской 383-й дивизией. Побывать в этих местах, где такие же солдаты, как мой отец, вели бои, боролись за Победу и выжили в той страшной войне - для меня и всех наших родных это очень важно. Мы, наши дети и внуки, помним и гордимся. 

Кусочек уголька…на память о Донбассе

На встречу с нашей группой в Трептов-парк из Гамбурга, за 300 км от Берлина, приехал и сын Якова Гольденберга, воевавшего в рядах 218-й шахтерской дивизии и погибшего в конце 1941-го в селе Персияновка Луганской области. Эту историю мы уже рассказывали в предыдущих номерах «МР».

Сегодня Леонид Яковлевич живет в Германии. В 2002 году он уехал туда вслед за сыновьями, но за событиями в Украине продолжает внимательно следить. Особенно его волнует тема Великой Отечественной войны и отношение к ней здесь, на Родине. С братской могилы, в которой похоронен отец Гольденберга и которую Леонид Яковлевич так долго искал, капитан нашей «Победы» Сергей Пожидаев привез горсть земли. Таким «приветом» из прошлого Леонид Яковлевич был настолько тронут, что едва мог говорить.

Много вспоминали, много общались… Уходить не хотелось. Вместо запланированных 40 минут в Трептов-парке пробыли здесь почти два часа.

В этот день здесь было много посетителей. Причем не только русских. Георгиевские ленточки с символикой автопробега вызвали неподдельный интерес даже у молодых ребят из Испании!

У подножия памятника воину-освободителю – венок с российским флагом. Цветы несут сюда и приходящие люди.

Вместе с цветами у подножия Солдата оставляем шахтерскую каску с макеевским углем и зажигаем настоящую старинную шахтерскую лампу, чтобы привезти огонь из Трептов-парка домой, в Макеевку.

И еще один трогательный момент, который просто невозможно упустить: из шахтерской каски, привезенной нами в Берлин из Макеевки, супруга Якова Гольденберга взяла кусочек уголька – на память о встрече, об этом удивительном дне, о проекте, о Родине, о Донбассе…

Увидев у Трептов-парка «Победу», Гольденберги и их друзья и вовсе не могут сдержать эмоций! Рассматривают со всех сторон, долго фотографируются, не хотят отпускать…

В какую-то секунду неожиданно приходит понимание того, что во многом именно ради этого момента, ради счастья вот этих людей, ради эмоций, которыми они будут жить, наверняка, еще не одну неделю; ради ветеранов, которым мы хоть и встревожили души, но они благодарны, что мы помним, что мы приехали; ради тысяч похороненных в Трептов-парке солдат, ради памяти об их подвиге, ценность которого не должна меркнуть, сколько бы лет не прошло… Ради всего этого и стоило преодолеть этот пронизанный памятью путь из Макеевки в Берлин, почти в две с половиной тысячи километров.

Все не зря. Все по-настоящему, в живую… Наш кусочек памяти останется здесь уже навсегда.

Продолжение следует.



Загрузка...