Дорога домой: награды возвращаются из прошлого
Обратный путь лежал через Польшу. Здесь в небольшом городке Казимеж Дольны участники автопробега побывали на месте воинского захоронения советских солдат. На этом кладбище похоронен макеевчанин, боец Шахтерской 383-й дивизии Александр Тимошовский. Он погиб в 1944 году. Как было сказано в извещении, отправленном его матери в Макеевку, «верный воинской присяге, проявив геройство и мужество».
Найти данные о месте его захоронения помогли украинские поисковики. Обращение народного депутата Украины, председателя общественной организации «Гражданская инициатива» Валерия Омельченко о поддержке проекта нашло отклик у руководства Государственной межведомственной комиссии Украины по увековечению памяти жертв войны и политических репрессий. Архивариусы помогли собрать информацию о местах захоронений воинов Шахтерской 383-й дивизии и предоставили ценные документальные сведения. В частности, о судьбе макеевчанина Александра Тимошовского.
Призванный на фронт в 1941 году Макеевским горвоенкоматом, он служил радистом в 966-м артиллерийском полку 383-й стрелковой дивизии. Был убит 9 декабря 1944 года. В Макеевку его маме, Феодосии Никитичне, было отправлено извещение: «Ваш сын, красноармеец Тимошовский, уроженец Сталинской области, г.Макеевка, в бою за Родину, верный воинской присяге, проявив геройство и мужество, был убит…». Ему был всего 21 год… Экипаж «Победы» возложил цветы к могиле героя и оставил там шахтерскую каску с привезенным из Макеевки угольком.
И еще одна важная миссия была выполнена по пути домой. Участники автопробега приняли от директора Музея Крепости Костшин медаль «За боевые за-слуги», найденную польскими поисковиками недалеко от города Костшин-на-Одре. Это медаль погибшего советского солдата.
Осенью прошлого года в этом польском городке проходила Международная Вахта Памяти, проводились поисково-эксгумационные работы и перезахоронение советских воинов. Были подняты останки 110 воинов, найдены две медали «За боевые за-слуги». По номерам медалей поисковики установили, что одной из них был награжден Михаил Иванов. Он не был бойцом Шахтерской дивизии, но проходил службу в составе войск 1-го Белорусского фронта, куда входила и 383-я стрелковая дивизия.
Медаль была передана Музею Крепости Костшин до момента ее передачи родственникам, а именно - найденной племяннице погибшего Марии Цюпиной, проживающей сегодня в Одесской области.
Узнав о том, что маршрут автопробега «Дорогами Победы: Шахтерская 383» проходит недалеко от Костшина, польские поисковики обратились к организаторам с просьбой передать найденную медаль украинским родственникам погибшего солдата.
Медаль экипажу «Победы» Сергею Пожидаеву и Ярославу Битиеву вручил директор Музея Крепости Костшин Рышард Скалба. Скоро награда героя будет передана его потомкам.
Вот и поставлена точка в последнем репортаже из серии «Дневники автопробега». И как-то грустно… Но одновременно радостно от того, что автопробег финишировал, а проект в широком смысле продолжается. Продолжают находиться и отзываться люди – внуки и правнуки солдат Шахтерской 383-й дивизии, в Украине и не только… Пишут письма.
Внучка Ивана Клепача, бойца 383-й, Елена Парамонова, которая приехала в Макеевку из Ростова, только чтобы встретиться с участниками пробега (!), рассказала нам историю своего деда, своей семьи, от которой мурашки по коже… Галина и Леонид Норкины, бывшие дончане, которые сегодня живут в Германии и занимаются уникальной работой, восстановлением и расшифровкой оригиналов фронтовых треугольников – писем времен Великой Отечественной войны…
Эти истории мы вам еще обязательно расскажем. Уверены, что будут и другие. Поэтому в летописи «Шахтерской 383», наполненной интересными событиями, забытыми фактами и удивительными судьбами, которые благодаря реализованному проекту приобрели совершенно новый смысл, мы ставим многоточие…
Если вам требуется официально оформленный документ для дальнейшего его предоставления в различные органы вам будет необходимо http://matranslations.kz/ru/service/single/31. Следует помнить, что нотариальное заверение подтверждает только подлинность и достоверность перевода, но никак не самого документа.