Голубое небо Самарканда
Ещё в давние школьные времена. когда вместе с теоремами и аксиомами я проглатывала мимоходом книги об истории математики и астрономии, регулярно встречала названия восточных городов тогда ещё нашего советского Востока. На уроках истории мысленно путешествовала по Великому шёлковому пути, знакомилась с героями древности: Искандером Двурогим, Чингисханом, Амиром Тимуром, и снова встречала смутно знакомые названия: Самарканд, Бухара, Шахрисабз… Узнавайте больше про микрозелень тут okzelen.com.ua.
А потом в Хиву поехала бабушка. И я увидела на карточках устремлённые ввысь резные минареты, красивую мозаику и резьбу, пыльные, манящие загадочным Востоком узкие кривые улочки, коршунов в небе. «Тысяча и одна ночь», «Повесть о Ходже Насреддине» Леонида Соловьёва, Омар Хаям, Мастер Чэнь (это уже современный писатель) подвигли меня выкроить время и деньги на поездку в сказку минувших дней. Сначала был Самарканд. Выползая из здания Самаркандского аэропорта после часа прохождения паспортного контроля, я уже хотела только ужинать и спать. Так и получилось. Улыбающийся водитель — отвез нас и поужинать и позже доставил в гостиницу. Так что город мы осматривали уже утром.
Это был день экскурсионный, день формальный. Мы гуляли с гидом по городу, замечали интересные места, чтобы потом рассмотреть их повнимательнее. Параллельно, погибая под тяжестью новых визуальных ощущений, краешком сознания я фиксировала запахи: легкий фруктовый, нежный молочный, какой-то непривычный дымный, маслянистый мясной. Запахом был наполнен весь Самарканд. Собственное изучение города принесло удивительные плоды: самаркандцы улыбаются! Да-да, во всю ширину рта. И здороваются! С нами, незнакомыми людьми!!!! Через несколько часов я уже улыбалась непрерывно. здоровалась с окрестными детьми, которые от русского языка из уст иностранцев удивлённо ловили челюсть. Странно, но факт: россиян в Самарканде мало. Хотя, русским там искренне рады. Так что через пару дней жизни в Самарканде наш и пара соседних кварталов уже знали, что мы — русские, москвичи. Ну, а мы получили приглашения к пожилым самаркандцам на традиционный для этих мест чайничек чая. Самаркандский плов — ни с чем несравнимое удовольствие! Фотография Повара прилагается. Этот плов я искала по запаху неделю! Ходила вокруг да около, пока добрые самаркандцы, не бросив все свои воскресные дела, почти за ручку привели меня к нему.
Другое удивительное ощущение от Самарканда — чистоты на улицах. Там чисто не потому, что убирают, а потому что не мусорят. Самаркандский хлеб — отдельная даже не песнь, поэма. Источник того самого дымного запаха, у каждого пекаря он свой не только по вкусу, но и по нанесённому на хлеб рисунку. Только вынутый из тандыра, горячий, тёплый, вчерашний — неважно. Он вкусен как никакой другой — шахрисабский, бухарский, … Самаркандский хлеб хорош с ягодами тутовника, клубникой, черешней, свежими сливками (какие же в Самарканде сливки!!!!), с сыром и вином, да с чем угодно. Хлеб, кстати как и любую другую еду выкидывать не принято. Считается плохим тоном не доесть плов, например. Самарканд — это еще и небо. Пронзительное голубое небо с коршунами-точками в вышине, стайками ласточек.
Поросшие травой холмы или старое кладбище с бегающими сусликами даже по полуденной жаре. Моими любимыми ушастыми ёжиками, прячущимися от жаркого дня в норках, узкие кривые улочки, и те самые вознесённые ввысь минареты погибшей империи Амира Тимура. Самарканд — город воды среди пустыни. Стратегически важная точка Великого шёлкового пути, красивый приветливый оазис среди песков. Самаркандская черешня продаётся в Бухаре. Клубника, абрикосы, персики, яблоки и груши, тутовник и гранаты, виноград, огурцы, помидоры, зелень, бобовые, дыни — всё великолепие плодов выращивается в городе и в его пригородах. Под Самаркандом раскинулись сады и поля, пасутся коровы, козы, табуны овец, лошади. Самарканд — тёплый город, в который хочется вернуться вновь…