Русские княжества перед лицом монгольского нашествия
Половцы, состоявшие в родстве с некоторыми русскими князьями, первыми сообщили Руси о появлении в Великой степи свирепого и воинственного народа, который не давал никому пощады, если встречал хотя бы самое малое сопротивление. Первые тумены монголов, вставшие на пороге русских земель, не собирались вторгаться на Русь. И русские княжества не послали бы полки в степь, если бы не половецкие родичи в княжеских теремах, которые и настояли на том, чтобы объединенное войско русичей наказало до тех пор незнакомых монголов.
Все, как известно, закончилось печально. Русские княжества потеряли самую боеспособную часть своих защитников. Погиб в схватке у реки Калки цвет воинства Черниговского, Киевского княжеств. Спаслись немногие, а большая часть воев осталось лежать среди ковыля.
Монголы вскоре вернулись на Русь. И вновь русские княжества повторили ошибку, которая была впервые допущена при экспедиции на Калку. Каждый удел решил справляться с нашествием своими силами. Среди русских земель не было единодушия. Политика местных элит склонялась к сговору с агрессорами. В принципе расчеты более миролюбивых князей и посадников оправдались. Сдававшиеся города не предавались огню и мечу. Зато дотла была сожжена Рязань, решившая биться насмерть с захватчиками.
Несговорчивым противником хана Батыя оказался и великий князь Владимир, который в результате нашел свою погибель на реке Сити. Там тумен темника Бурундая изрубил русских ратников, которые никак не ждали появления из лесов монголов.
В том, что военные действия против монголов оборачивались для русских княжеств страшными поражениями, собственно говоря, виноваты были сами русские. Состояние городских укреплений оставляло желать лучшего. У владимирского и рязанского князей не было решительности и воли к сопротивлению. А что уже говорить о какой-либо стратегии. У монголов стратегия была обдуманная и выверенная практикой прежних походов. Отлично налаженная разведка, взаимодействие конницы, пехоты, примитивной осадной артиллерии, состоявшей из машин, созданных мыслью китайских и азиатских инженеров -- монгольская армия была лучшей военной силой своего времени. И противостоять ей не могли дружины, лишившиеся самых отважных в битве на реке Калка.
Вторжение монголов не могло не иметь успеха. И хан Батый рассчитывал на него, опираясь на сведения своих лазутчиков и на опыт борьбы в первом рейде. Слабость Древней домонгольской Руси проявилась в трагедии, которая была расплатой за гордыню удельных князей, за феодальные распри и пренебрежение призывами святителей, ратовавших за объединение земель.