Умер писатель, поэт и журналистНиколай Хапланов
Я к степи пуповиной и сердцем прирос.
Я лицом припадаю к колосьям тугим
И хмелею от утренних ласковых рос".
Мороз по коже. Туман в глазах. Он ушел. Его уже нет. В это не хочется верить. Родные в трауре, друзья в панике, но ничего уже не изменить: так распорядилась судьба. 26 марта в 6 часов утра перестало биться сердце Николая Хапланова, писателя, поэта, журналиста и беспокойного человека. Он умер, как орел в полете, на пике своей славы. Жестокая болезнь сразила наповал. Все усилия медицины спасти его были тщетными.
Николай Вениаминович родился 3 ноября 1936 года в Старобешево. Там прошло его трудное и голодное детство. В полтора года остался без матери. Затем ушел на фронт защищать Родину его отец. Возвратился живым, но израненным инвалидом I группы. На мизерную пенсию жить вдвоем было невыносимо. Мальчишка часто недоедал. С 10 лет сам старался заработать себе на кусок хлеба. Не всегда это удавалось, но закончил успешно школу, приобрел профессию бульдозериста и пошел работать на стройку. Два года возводил Старобешевскую электростанцию. За старание, настойчивость и веселый нрав в коллективе его уважали. Затем служил в армии, в пограничных войсках
К творчеству у него любовь со школьной скамьи. Первые стихи и первые рассказы в школьные годы написал. "У этого мальчика литературный талант", - как-то сказала классный руководитель Евгения Афендикова. Как в воду глядела.
Правда, Хапланов обладал многими талантами. Он и художником-оформителем работал, и учителем, прежде чем пришел в журналистику. Уверен, что и там он смог бы проявить себя в полную силу и стать известным, потому что любой труд ценил и уважал.
В "Макеевский рабочий" Николай Хапланов пришел, попробовав до этого журналистский хлеб в тельмановской районке. "МР" тогда выходил ежедневно большим форматом и требовал много материалов. Чтобы удовлетворить эти запросы, корреспондентам приходилось работать оперативно и с большой нагрузкой. Такой напряженный ритм не каждому новичку был под силу, но он его выдержал и вскоре стал одним из ведущих журналистов редакции.
Как и многие из нас, он любил славу, ценил похвалу, ненавидел трусов и подлецов, очень больно переносил несправедливость, которая сплошь и рядом встречается в нашей повседневной жизни. Писал много. На разные темы. Но лучше всего ему удавались зарисовки и очерки о людях. А еще стихи и поэмы. Их он писал по ночам, в свободное от работы время. Писал, изливая душу, выплескивая накипевшее. Здесь его цензорами были только честь и совесть. Издаваться не спешил. Сделал однажды попытку, но в издательстве потеряли его рукопись.
"Николай Хапланов был сильным, но легко ранимым человеком. Защищая других от своеволия чиновников, себя он защищать не умел, за что часто приходилось расплачиваться. И в КГБ ему приходилось не раз объясняться, и в "неблагонадежных" после аттестации сотрудников редакции ходить, и жесткие высказывания партийных боссов выслушивать. Но это его не сломило. Наоборот, закалило характер, сделало решительным, смелым, еще более энергичным. Все эти качества он реализовал в творчестве.
Николая Хапланова знаю, как никто другой. С ним знаком около 40 лет. Больше 25 вместе в "МР" работали. На моих глазах он прошел тернистый путь от корреспондента до главного редактора. Восемь лет он стоял у штурвала "Макеевского рабочего. Это были сложные годы жизни газеты. Шла борьба за выживание. Сотрудники получали нищенскую зарплату, которой, бывало, не хватало даже на питание. Естественно, люди возмущались, шли к нему с жалобами. Он умел выслушать каждого, успокоить, дать полезный совет, а то и помочь материально. Из скудного редакционного бюджета выкраивал деньги на приобретение сахара и овощей, а однажды даже купил сотруднице, у которой прохудилась обувь, сапоги. Он умел сплотить и организовать людей, порадовать читателей интересными материалами", - вспоминает наш корифей Владимир Балюк.
Последние восемь лет Николай Вениаминович занимался сугубо творческой работой. За это время подготовил к печати и издал 10 книг. В их числе роман "Выбираю не тебя", повести и рассказы "Двойник", документальная повесть об участниках ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС "Смерти став на пути", стихи и поэмы "Мгновения трудного века" и первый том "Макеевка. История города", охватывающий период с 1690 по 1917 годы. В последние годы он работал неистово, бывало, по 18 часов в сутки. При этом много курил. Это подтачивало, отнимало здоровье, но он не обращал внимания. Торопился сделать как можно больше. Собрал богатый материал и упорно работал над второй книгой истории города. Написал уже больше половины, но закончить не успел. Не издан сборник стихов ушедших из жизни талантливых местных поэтов Владимира Чмутова, Виктора Скворцова, Михаила Федченко, Ивана Евсеева, Тараса Сластина, о котором он мечтал. Не дописаны два романа. Не увидели мы на сцене ни одной из написанных им пьес.
Смерть вырвала из жизни талантливого писателя и хорошего человека - Николая Хапланова, но осталась о нем добрая и светлая память - две дочери и 17 книг, которые он тоже называл своими детьми. Можно смело сказать: ему покорились крутые рубежи. При жизни он достиг признания и славы. Он - лауреат Международной почетной премии имени В. Даля и областной литературной премии имени В. Шутова. А еще почетный гражданин Макеевки, Старобешево и Старобешевского района.
Земля тебе пухом, дорогой товарищ. И вечная память.
Коллектив городской газеты "Макеевский рабочий"