Анатолий АКИМОЧКИН:"Макеевуголь" - это и есть эффективный собственник"
Достижения, планы, перспективы - так вкратце можно обозначить главную тему пресс-конференции, которая была недавно проведена на Государственном предприятии "Макеевуголь" для журналистов местных, региональных и всеукраинских СМИ. От имени шахтёрского коллектива держал "отчёт о проделанной работе" перед прессой первый заместитель председателя НПГ Украины и глава Макеевской организации этого профсоюза Анатолий Акимочкин. И это, считает Анатолий Викторович, не случайно. |
- Думаю, что мой, как лидера одного из профсоюзов, взгляд имеет сугубо нейтральный характер, и я могу дать объективную оценку и нынешнему состоянию "Макеевугля", и его руководителям.
Такая оценка и была по нескольким ключевым моментам сделана во вступительном слове.
Итак, о работе:
- ГП "Макеевуголь" вошло в число ведущих угледобывающих предприятий Украины. Восемь работающих шахт достигли в сумме рубежа среднесуточной добычи 10 тысяч тонн угля, а если более точно -
10 002 тонны. За февраль план добычи выполнен на 110,5%; при плане 245 тысяч тонн добыча составила 270,8 тысячи тонн, то есть рост добычи налицо. Но если вспомнить предыдущую нашу историю, то следует сказать об исходной точке - сентябре 2006 года, когда наша суточная добыча составляла всего 2 800 тонн.
О кадрах:
- Сегодня кадровый потенциал "Макеевугля" - один из лучших в угольной отрасли Украины. Так думаю не только я - это было отмечено, в частности, министром и его заместителями, когда в Минугля приходила сдача программы на 2008 год. Отмечен "Макеевуголь" и на международном уровне: удостоен "Золотого приза" в области технологии и качества. За получением награды должен был отправиться в Париж наш генеральный директор Станислав Маркович Толчин, но не смог поехать из-за загруженности делами. Что ж, приятно будет получить приз и по почте. Кстати, таким же призом "Макеевуголь" награждался 10 лет назад, когда нашим "генералом" был нынешний замминистра Углепрома Юрий Борисович Грядущий. Потом в течение десятилетия особо похвастаться было нечем... А теперь вот, за короткий срок - стремительный рост. И, конечно, здесь нужно сказать о нашем первом руководителе. Станислав Маркович - руководитель нового поколения, мы называем его кризисным менеджером...
О социальных вопросах:
- На предприятиях "Макеевугля" существенно выросла заработная плата. В соответствии с Законом "О Госбюджете на 2008 год" с 1 января этого года все работники нашего ГП переведены на тарифные ставки и оклады из расчёта минимальной зарплаты 515 гривен. Сегодня у нас средняя зарплата грозов составляет 4277,6 гривны. По уровню зарплаты "Макеевуголь" вошёл в первую пятёрку среди предприятий отрасли.
Несмотря на все трудности, мы сохранили главные социальные объекты - пансионат "Светлана" на Азовском море, 4 детских оздоровительных лагеря, где отдыхают сотни и тысячи шахтёров, члены их семей. На всех шахтах проведены или продолжают проводиться ремонты бытовых помещений, бань, - причём на высоком, практически европейском уровне.
О перспективах:
- За счёт собственных средств ГП ведётся реконструкция "Калиновской-Восточной", которую мы в своё время спасли от закрытия. В конце мая - начале июня планируется ввод шахты в работу. В эти же сроки намечено ввести в работу и новую лаву на Каменской свите на шахте имени Ленина.
К концу года должны начать работу лавы-тысячницы на шахтах имени Бажанова, "Бутовская", "Чайкино". За счёт пуска этих пяти лав среднесуточная добыча "Макеевугля" возрастёт до 12,5, а может, и до 13 тысяч тонн.
Должен сказать, что в нынешнем году предусматривается выделение денег из госбюджета (причём в явно недостаточном количестве) на "зарядку" только двух лав, на "Чайкино" и им. Бажанова. Вся остальная работа на перспективу - только нашими собственными силами и средствами.
- Анатолий Викторович, чем, на ваш взгляд, вызвано обострение внимания правоохранительных органов к "Макеевуглю"? Каково развитие истории с арестом одного из руководящих работников ГП?
- То, что происходило здесь 8 февраля, вы об этом знаете и об этом писали. Что сегодня? Нам пока что отвечают лишь одно - ссылаются на тайну следствия.
В целом же за 6-7 месяцев предприятия "Макеевугля" проверялись 18 раз, и только недавно закончилась 19-я проверка, которую проводило Министерство угольной промышленности совместно с СБУ. Кому и зачем это надо? Наверное, хотят "что-то найти". Но не находят: ни одна проверка не выявила каких-либо серьезных нарушений. Что интересно, когда мы добывали по 2800 тонн, никаких проверяющих тут и близко не было, а когда вышли на 10 тысяч - почему-то проснулось такое вот внимание. Что же будет, когда начнем добывать по 13 тысяч тонн?
- Известно, что у "Макеевугля" были проблемы в связи с задолженностями в Пенсионный фонд. Решается ли этот вопрос?
- Несколько последних месяцев "Макеевуголь" делает отчисления в Пенсионный фонд полностью, до копейки. Но вот что происходит. Взносы в ПФ должны производиться до 20 числа каждого месяца. Между тем, бюджетные деньги угольные предприятия получают в лучшем случае 25-го, из-за этого происходит запаздывание с платежами. А законодательстве есть статья, которая предусматривает начисление пени и штрафов за несвоевременные перечисления. И вот мы платим полностью, но Пенсионный фонд из внесенной нами суммы "автоматом" высчитывает пеню или штраф за суммы, которые были начислены ранее, и как бы на вновь возникший долг... вновь начисляет пеню и штраф! Таким образом, угольщики все время в долгу, и этот процесс может продолжаться до бесконечности. Сегодня все угольные предприятия страны имеют долг по пеням и штрафам в сумме почти 254 миллиона гривен! Пока не будет отменена дискриминационная статья, угольщики из долговой ямы не вылезут.
- Недавно губернатор Владимир Логвиненко сказал, что нерентабельные шахты нужно закрывать. Как на это смотрят ваш профсоюз и лично вы? Как вы относитесь к идее приватизации шахт?
- Однозначно: я категорически против закрытия шахт, за исключением только тех случаев, когда шахта отработала все свои запасы или не может дальше работать по каким-то объективным причинам. Но и в этих случаях должны быть решены все социальные вопросы. Но те шахты, которые обладают запасами угля, имеют право на жизнь даже вне зависимости от их технического состояния. Шахты требуют финансовых вложений, а в этом плане государство оказывает отрасли явно недостаточное внимание.
Что касается вопросов собственности, мы, имею в виду шахтерские профсоюзы, являемся сторонниками того, что контроль за угольными предприятиями должен все-таки оставаться в руках государства. Да, инвестиции надо привлекать, но контрольный пакет акций должен оставаться у государства. Должен сказать, что опыт уже проведенной в Украине приватизации в большинстве случаев явно неудачный. В "Павлоградугле" идет массовое сокращение рабочих. В "Краснодонугле" уже закрыты две шахты и готовится закрытие третьей. Почему-то в угольной отрасли Украины не находится эффективный собственник, который бы работал на перспективу, вкладывал деньги в развитие шахт, а не стремился бы только "выкачать" из них все, что только можно, не думая о завтрашнем дне. Кроме того, надо задуматься: а кто станет этими приватизаторами? Ими вполне могут стать металлургические магнаты, которые уголь покупают по низким внутренним ценам, а металл продают на экспорт по ценам мировым. То есть угольная отрасль все так же будет оставаться сырьевым придатком...
В то же время разве нельзя сказать о нашем предприятии, оценивая его работу: "Макеевуголь", будучи в госсобственности, - разве он не является эффективным собственником?
- Вопрос в продолжение темы. Известна точка зрения министра Виктора Полтавца на то, что угольная отрасль должна со временем стать полностью бездотационной. Что вы думаете об этом?
- Приведу в пример Германию, где все действующие шахты были изначально и остаются частными. Тем не менее они получают колоссальную господдержку, которая в переводе на гривны достигает 15 миллиардов. Наша угольная промышленность, добывая и коксующиеся, и энергетические угли, обеспечивает энергетическую безопасность страны, поэтому государственной поддержкой должна пользоваться, - даже при любой форме собственности. Думаю, все разговоры о бездотационной угольной отрасли лишены оснований.
- Ваше мнение о проекте закона "О престижности шахтерского труда"?
- На рассмотрение Верховной Рады подано и зарегистрировано 2 законопроекта: один - от фракции БЮТ, другой - от пятерых депутатов-угольщиков, который мне представляется самым лучшим. А вот проект, подготовленный Кабмином, но почему-то не поданный в Верховную Раду, - на мой взгляд, самый неудачный. Для повышения престижности шахтерского труда в законе должны быть отражены три основных положения: уровень зарплаты, уровень пенсионного обеспечения и высокий уровень охраны труда. А вот количество наград - не главное. Что изменится, если к "Шахтерской славе" или "Шахтерской доблести" прибавится еще какой-нибудь почетный знак?
- Но принятие этого закона пока еще дело будущего. А жить и работать нужно сегодня. Как администрация и профсоюзы "Макеев-угля" решают кадровые вопросы и в количественном, и в качественном отношении? Ведь не секрет, что нехватка рабочих рук, причем на основных подземных специальностях, остается ощутимой. С другой стороны, как-то директор одной из макеевских шахт высказался в сердцах, что приходят на работу "кадровые прогульщики", которых ранее увольняли далеко не с одного предприятия...
- Лучшее решение кадрового вопроса - повышение заработной платы, о чем было сказано ранее. Думается, именно это стало причиной того, что в "Макеевугле" значительно сократился отток кадров. Работа на наших шахтах стала более престижной. У нас работают и иногородние шахтеры, из тех районов Донецкой области, где шахты были закрыты. Причем эти люди трудятся в "Макеевугле" уже по нескольку лет, не уходят, - стало быть, им здесь нравится.
Очень серьезно ставится вопрос о работе с выпускниками ПТУ, и, кстати, министр на прошедшем в январе совещании в Донецке поставил задачу - чтобы у каждого ГП было свое базовое училище.
Что касается качественной стороны... Да, есть еще контингент работников, которых вы обозначили как "кадровых прогульщиков". Но их явно меньшинство и не они определяют лицо "Макеевугля". Основная масса наших работников - это здоровый коллектив, который способен хорошо, добросовестно трудиться, наращивать добычу, работать на перспективу. Подтверждение тому - результаты нашей работы. Уверен, что с таким коллективом "Макеевуголь" достигнет еще более весомых, высоких целей.
Сергей ПЕРВЫХ