«Макеевка. История города». Оттиск души на печатных страницах
Т ретий том истории родной Макеевки стал продолжением дела, начатого людьми с небезразличными сердцами – Василием Джарты и Николаем Хаплановым. Оно не кануло в Лету именно по той причине, что на смену им пришли такие же преданные своему городу макеевчане. Это о них великий русский историк Николай Карамзин писал «…хочешь быть автором: читай историю несчастий рода человеческого — и если сердце твое не обольется кровью, то оставь перо…». Елизавета Хапланова не смогла оставить ни перо, ни дело своего отца. И, поддержанная городским советом и лично городским головой Александром Мальцевым, смогла пройти и прожить отрезок пути с 1941-го по 1989 годы. Именно этот период описан в третьем томе книги, совсем недавно вышедшем в свет. О нем и о наших земляках, оставшихся неравнодушными к своему прошлому, журналистам «МР» рассказала автор книги, советник городского головы Елизавета Хапланова.
- Елизавета, скажите, как к вам пришло осознание того, что вы должны продолжать дело своего отца?
- Я не планировала, что буду продолжать эту работу. Это решение далось мне непросто. Главным аргументом в пользу этого решения стала высокая гражданская позиция и трепетное отношение к родному городу моего отца – Николая Хапланова. Даже отсутствие у меня исторического образования, как мне кажется, с лихвой компенсировано моим неистовым желанием исполнить и дочерний, и гражданский долг. Тем более, что закончив первый том, он частично успел изложить второй и третий. Поэтому, приступая к работе, я сначала проделывала тот же путь, что, и он, возвратившись к тем же многочисленным источникам, которыми пользовался Николай Хапланов. Считаю, что обязана была сделать именно так, прочувствовать и проанализировать все, что уже сказано им, и только потом продолжать повествование. Конечно, было много уточнений и дополнений, но имя Николая Хапланова по праву стоит первым в списке авторов, поскольку он был со мной на протяжении всей работы, незримо поддерживая и помогая.
- Что оказалось самым сложным для вас при написании третьего тома, который затрагивает трагическую тему для нашего народа – Великую Отечественную войну?
- Некоторые авторы говорят, что писать книги легко. Я не согласна. Писать легко только письма или вести дневник, а писать о горестях человеческих и о великих свершениях – очень ответственно, это пропускаешь сначала через сердце, что и было самым сложным. А поскольку исторические этапы, которые описывались и во втором, и в третьем томе, вобрали в себя непростые периоды для человечества, то, конечно, было еще и больно, и тяжело. И над вторым, и над третьим томами было пролито немало слез.
- Вы - внучка двух фронтовиков. Может, еще и поэтому так воспринимали истории чужих судеб?
- Вы правы, судьбы макеевчан я воспринимала и переживала настолько же тяжело, как и судьбы своих двух дедушек. Они оба прошли через плен, у них были ранения, один из них – Вениамин Васильевич Хапланов - защитник Сталинграда, которого война сделала инвалидом. Конечно, я очень ими горжусь. Но в работе над историей нашей Макеевки я познала столько отважных и храбрых характеров, что очень горда тем, что живу в городе, который дал стране 75 Героев Советского Союза, 14 полных кавалеров ордена Славы, двух кавалеров четырех медалей «За отвагу». Их, кстати, всего два в Донецкой области, и оба - из Макеевки. Каждый из упомянутых в книге стал мне дорог. Тем более, что, чем больше я работаю над историей города, тем больше проникаюсь гордостью и восхищением своими земляками.
- Кто помогал вам в кропотливой и ответственной работе по воссозданию нашего прошлого?
- Мне очень повезло в этом отношении. Я благодарна за то, что в Макеевке так много небезразличных к судьбе города и его будущему людей. Конечно, в первую очередь это люди более старшего поколения: друзья, соратники, коллеги моего отца, которые и меня приняли, как родную. К большому сожалению, уже нет в живых почетных граждан Макеевки Марии Евсюковой, Николая Колодяжного, Евгения Татаринова, Семена Высоковского. Это те люди, которые оказали мне огромную помощь в работе над нашей историей. Более того, они сами – ее история. Семен Высоковский одним из первых пришел ко мне, когда я начала работать над книгой, и сказал, что, так как был другом моего отца, и мне будет другом, отцом, соратником и наставником. Из ваших коллег-журналистов многие остаются рядом - Дмитрий Носов, ветеран журналистики, посвятивший много лет своей жизни газете «Макеевский рабочий»; бывший главный редактор газеты Валерий Шептуха. И самое малое, что я могу сделать для этих людей, - упомянуть в книге со словами большой благодарности и признательности. Огромное спасибо хочу сказать многим людям и организациям, поскольку все имена перечислить здесь невозможно, отдельно городскому музею и лично Алле Перепелице. Благодарна издателю Нине Дмитриевой и ее коллективу за сплоченную и качественную работу. И, конечно же, особенное спасибо городскому голове Александру Мальцеву. Без его личной поддержки ничего бы не получилось, поскольку работа с самого начала проходила под его патронатом.
- Как реагировали родственники всех тех, о ком вы написали в книге?
- Вы знаете, самые интересные встречи всегда проходят с теми людьми, которые мне рассказывали о своих родственниках. Эти люди очень трепетно хранят память для своих потомков и с благодарностью откликаются на мои просьбы о содействии в данной работе. Конечно, было не обойтись без специальной литературы, книг, архивных материалов, документов и публикаций в газетах. Но особенно важным, основополагающим источником для меня являются воспоминания близких, записанные с их слов, фотографии, переданные из семейных архивов, которые пропитаны своей уникальной энергетикой.
- Елизавета, будет ли следующий том и если да, то какой период истории в него войдет?
- Изначально моим отцом при поддержке Василия Джарты было запланировано три тома, и последняя книга должна была завершиться на этапе распада Советского Союза. Когда я взялась за работу, для меня было важно точно следовать тому представлению, которое было у моего отца. Но когда работа близилась к завершению, городской голова Александр Мальцев предложил мне взяться за работу над четвертым томом и описать перестроечный период и его влияние на дальнейшую жизнь нашего города. Это предложение для меня - выражение доверия и положительной оценки моей работы. И я с удовольствием ее продолжу.
Фото Евгения СЫСОЕВА