Закулисный ╚Hand made╩
троить замок за несколько дней, превратить бумагу в камень и оживить дракона √ все эти и многие другие чудеса по плечу бутафорам√декораторам нашего ТЮЗа. Сложно представить, но все вещи и предметы, которые зритель видит на сцене во время спектакля, √ дело рук всего пяти человек.
Бутафоры-декораторы не представляют свою жизнь без театра
В декораторском цехе, именно так называется огромное помещение со специальными инструментами, горами старых декораций и заготовками для новых, работа кипит не переставая. Здесь трудятся волшебники сцены. Начальник цеха Маргарита Манкансью признается, что ╚за кадром╩ театра декораторы себя не чувствуют. Если оценить долю творчества и новаторства, которые приходится применять при изготовлении каждой вещи, то можно еще поспорить даже с артистами на предмет полета фантазии.
- Задание от главного художника спектакля, что декораторы должны сделать до премьеры, цех получает в эскизах, и задача вдохнуть в них жизнь полностью ложится на коллектив. Приходится включать фантазию, - рассказывает Маргарита Николаевна, - однако в каждом спектакле есть вещь, над которой приходится особенно потрудиться, применить новые технологии, научиться еще одному виду искусства. К примеру, в спектакле ╚Ромео и Джульетта╩ пришлось изрядно повозиться над головными уборами героев, все они были большие и причудливой формы. По задумке режиссера шляпы должны были напоминать башни замков. Сколько бумаги было израсходовано на выкройки! Но эта работа - моя профессиональная гордость. А в спектакле ╚Кот в сапогах╩ огромные головы дракона и льва потребовали сил и времени больше, чем все остальные декорации, хотя на сцене они появляются на несколько секунд. Но даже здесь нужно сделать все качественно, ведь все хорошее состоит из мелочей.
Материалы, из которых изготавливают декорации, трудно перечислить, в ход идет все: от простой бумаги до современного пластика. Часто используются и подручные средства: глаза на масках делают из пластиковых бутылок, металлические заклепки на латах рыцаря - из крышечек от пивных бутылок... Чтобы перенести зрителей на сто лет назад, в готовящейся премьере ╚Чайки╩ декораторы старательно состаривают современные зонты, мебель, посуду и даже окна дома √ задник спектакля. Такая работа не терпит суеты и плохого настроения. И хотя в итоге у бутафоров-декораторов получаются настоящие произведения искусства, сам процесс больше напоминает работу в заводском цеху, где постоянно пахнет химикатами, что-то жужжит, а работников можно найти то почти на потолке, то лазающими по полу. Все средства хороши, чтобы наполнить сцену жизнью. Причем делается все вручную, без всяких современных технологий. Наши корреспонденты застали процесс превращения проволочного каркаса в практически живую с виду чайку. Как признались сами мастера, это уже вторая попытка.
Готовят декораторы и украшения ко всем городским мероприятиям, сочиняют, вырезают, рисуют плакаты и транспаранты. Признаются, что такая работа не дает забыть о детстве.
Коллектив цеха сравнительно молодой. Главный декоратор Маргарита Манкансью по образованию учитель младших классов, но с детства ее тянуло заниматься именно прикладным творчеством. После окончания училища, уроки труда в котором не прошли даром, 19 лет работала в ДК пос. Объединенный, там получила колоссальный опыт оформителя и в ТЮЗ четыре года назад пришла уже опытным сотрудником. Первый спектакль пришлось полностью готовить самой, пока коллеги были в отпуске. За месяц декорации были готовы. Своеобразный экзамен был пройден на отлично.
Старожилы цеха √ Валерий Мишин и Анатолий Давыденко, в театре больше 20 лет, им на двоих уже более 140 лет, хотя дамы цеха ласково называют их ╚своими пацанами╩. По образованию технари, но театр привлек творчеством. Анатолий Михайлович вспоминает, как бросил более прибыльную работу в парке 25 лет назад и перешел в театр. ╚Потянуло на творчество╩, - говорит старожил. И затянуло на четверть века.
Вообще, у каждого сотрудника дорога в театр своя, но всех их сюда привело огромное желание творить. Татьяна Чадаева - живописец с дипломом, говорит, что попасть в театр хотела всю жизнь, согласна была и на должность уборщицы, но ее долго не брали. Добилась цели только год назад и теперь наслаждается своей работой. А Наталья Третьякова, хотя по образованию и дизайнер, много лет была бизнес-леди, но жажда творчество взяла свое, и она пришла в театр.
Вообще, по мнению декораторов, в театре нет случайных людей, если человек связал свою жизнь со служением Мельпомене, это навсегда. И работать здесь, в холоде и жаре, за скромную зарплату согласятся только настоящие творческие фанатики.